Документы - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Документы
- 1 августа 2014
Р., Г. и Государственная жилищная инспекция Магаданской области обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта «б» пункта 3 постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в части, предоставляющей работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, первоочередное право на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время.
В обоснование заявленных требований указали на противоречие указанной нормы статье 123 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой законодатель определил, что категории граждан, имеющих право на предоставление отпуска в удобное для них время, должны определяться исключительно Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а также статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающей дискриминацию в сфере труда и ограничения в трудовых правах и свободах в зависимости от семейного положения, поскольку женщины, не имеющие детей либо имеющие одного ребенка, не имеют права на отпуск согласно графику отпусков в удобное для них время.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.
Частью 4 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР, действующие в рамках полномочий, предоставленных им Конституцией Союза Советских Социалистических Республик, осуществляя дополнительные меры по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей, в подпункте «б» пункта 3 постановления от 22.01.1981 № 235 предоставили работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, первоочередное право на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время.
В силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что оспариваемое положение не противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации и не носит дискриминационный характер.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, которые обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Таким образом, действующее в настоящее время законодательство предусматривает для лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, в частности для работающих женщин, имеющих двух и более детей в возрасте до 12 лет, установление различий, исключений и предпочтений, в том числе в вопросе предоставления отпуска (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2014 по делу № АКПИ 14-440).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура Российской Федерации
1 августа 2014, 15:52
Работающие женщины, имеющие двух и более детей в возрасте до 12 лет, имеют первоочередное право на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время
Р., Г. и Государственная жилищная инспекция Магаданской области обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта «б» пункта 3 постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в части, предоставляющей работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, первоочередное право на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время.
В обоснование заявленных требований указали на противоречие указанной нормы статье 123 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой законодатель определил, что категории граждан, имеющих право на предоставление отпуска в удобное для них время, должны определяться исключительно Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а также статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающей дискриминацию в сфере труда и ограничения в трудовых правах и свободах в зависимости от семейного положения, поскольку женщины, не имеющие детей либо имеющие одного ребенка, не имеют права на отпуск согласно графику отпусков в удобное для них время.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.
Частью 4 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР, действующие в рамках полномочий, предоставленных им Конституцией Союза Советских Социалистических Республик, осуществляя дополнительные меры по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей, в подпункте «б» пункта 3 постановления от 22.01.1981 № 235 предоставили работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, первоочередное право на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время.
В силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что оспариваемое положение не противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации и не носит дискриминационный характер.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, которые обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Таким образом, действующее в настоящее время законодательство предусматривает для лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, в частности для работающих женщин, имеющих двух и более детей в возрасте до 12 лет, установление различий, исключений и предпочтений, в том числе в вопросе предоставления отпуска (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2014 по делу № АКПИ 14-440).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены