Интервью и выступления

  • 9 февраля 2007, 16:43
  • Фридинский Сергей Николаевич
Интервью заместителя Генерального прокурора России, Главного военного прокурора Сергея Фридинского радиостанции «Радио России»
  Текст

«Радио России» эфир 09.02.2007

«Персона грата»: Сергей Фридинский

Закон – тайга, а прокурор – медведь. Эта образная фраза исчерпывающее описывает любую сферу, где царит произвол и не действуют правовые нормы. Очевидно, страна может динамично развиваться лишь в том случае, если неправовые пространства удалось свести к нулю. Задача непростая, но стремиться к этому необходимо. Гость Виталия Ушканова – заместитель генерального прокурора России, Главный военный прокурор Сергей Фридинский.

– Армия – институт весьма специфический. Даже в незапамятные времена, когда она была несокрушимой и легендарной, в ней была особая правоприменительная практика, не такая как на гражданке.

Фридинский: Безусловно, это своеобразный институт общества: все жестко регламентировано, действуют весьма специфические нормативные акты, в первую очередь уставы. Видимо, это своеобразие и обусловливает и некоторую специфику правоотношений в армии.

– Соблюдение законности и правопорядка в войсках возможно лишь в том случае, если Министерство обороны и Главная военная прокуратура выступают единым фронтом. Удалось вам наладить взаимопонимание?

Фридинский: Нынче у нас нет противостояния. Ни один прокурор мне не сказал, что на участках, где надо наводить порядок, кто-то из руководства этому противился бы. Я и сам этого не чувствую. Есть, конечно, нарушения в деятельности самих командиров, однако руководство Минобороны во всем поддерживает прокуроров и даже не пытается противодействовать тому, что они делают. Все направлено на укрепление дисциплины и правопорядка.

– На недавнем расширенном заседании коллегии подводились итоги работы Главной военной прокуратуры в 2006 году. Насколько Вы довольны результатами ее деятельности?

Фридинский: Любой руководитель доволен только тогда, когда нет больших проблем. Некоторое удовлетворение может вызывать то обстоятельство, что нам удалось стабилизировать состояние преступности в армии: год закончили со снижением на 2 с лишним процента. Удалось стабилизировать насильственную преступность: больше чем на 18 процентов сократилось количество убийств, почти на 27 процентов меньше случаев причинения тяжкого вреда здоровью военнослужащих, почти в два раза сократилось число лиц, погибших он неуставных взаимоотношений. Однако проблемы существуют, в том числе с конкретными категориями преступлений и военнослужащих, которые их совершают. Есть над чем работать.

– Вы вышли в Совет Федерации с инициативой изменить положение о порядке прохождении военной службы. Что вас не устраивает в нынешнем документе?

Фридинский: Наша инициатива связана с правоохранительной деятельностью. В законодательстве, по нашему мнению, должно появиться самостоятельное основание к увольнению с военной службы при вступлении в законную силу приговора суда в отношении офицера (речь идет только об умышленных преступлениях). Мы полагаем, что офицеры, осужденные за умышленные преступления, не должны проходить службу. Их в стране больше 2000 человек, и в прошлом было несколько десятков рецидивов. Гражданин, имеющий не снятую судимость, не призывается даже на срочную службу. Это еще одно обстоятельство, которое побудило нас внести соответствующую поправку. В комитете по обороне СФ состоялось обсуждение, большинство сенаторов нас поддержали. Думаю, законопроект будет двигаться.

– А еще какие-то изменения в законодательстве нужны?

Фридинский: Конечно. Вопросов, требующих решения, много. Это и жилищные права военнослужащих, и социальная их защита.

– Недавно министр обороны сообщил о принципиальном решении: бюджетные деньги, выделяемые Минобороны на обеспечение армии, будут отданы в специальное гражданское агентство. Как вы думаете, армейские финансы будут более прозрачными?

Фридинский: Хотелось бы надеяться. Не могу расписаться в том, что так и будет. Жизнь внесет коррективы. Обеспечение армии – это настолько притягательна с точки зрения приобретения разнообразных благ сфера, что никто, наверное, не сможет поручиться за то, что люди, которые будут работать там, кристально честны…

– Неуставные отношения остаются одной из самых острых проблем армии. Есть ли у вас мысли, как бороться с дедовщиной?

Фридинский: Проблема дедовщины в армии действительно существует, никто ее не замалчивает. Но достаточно большое количество людей – политики, чиновники – делают из нее, как мне кажется, собственный пиар. В отдельных округах и подразделениях есть опыт борьбы с неуставными отношениями: привлечение общественности, создание активных групп, суды общественности. Суды чести офицеров тоже должны в этом помочь, поскольку в череде преступлений рукоприкладство офицеров не последнюю роль играет. В прошлом году мы создали межведомственную рабочую группу по борьбе с неуставными отношениями, в которую вошли заместили руководителей Минобороны и других ведомств. Я эту группу возглавляю. Мы наметили план работы на год и начали с того, что разработали и в ближайшее время направим в войска анкеты для социологического исследования. Мне представляется, что аналитического материала для исследования мотивации таких преступлений и определения категорий людей, в отношении которых они совершаются, не очень много.

Досье

Фридинский Сергей Николаевич, заместитель генерального прокурора РФ, главный военный прокурор. Родился в 1958 г. в Куйбышеве.

Окончил военно-юридический факультет Военного института (г. Москва).

С 1980 г. проходил службу с Сибирском и Забайкальском военных округах. В органах военной прокуратуры прошел все ступени карьерной лестницы – от следователя до первого заместителя военного прокурора Забайкальского военного округа.

В 1997 г. стал военным прокурором Северокавказского военного округа.

В 2000 г. был назначен заместителем генерального прокурора РФ.

С июля 2006 г. занимает пост главного военного прокурора.

Генерал-полковник юстиции.

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени, «За военные заслуги», орденом Почета и многими медалями.

Женат, отец и дед.

​​​​​​​

Распечатать