Интервью и выступления

  • 25 февраля 2009, 16:49
  • Фридинский Сергей Николаевич
Выступление С.Н. Фридинского на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
  Текст
В минувшем году органами военной прокуратуры решались, если сказать обобщенно, три основные задачи: координация деятельности правоохранительных органов министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, защита прав и законных интересов людей в погонах и членов их семей, и обеспечения надзорными средствами обороноспособности страны.
 
Совместными усилиями задачи эти решались, как правило, без надрыва, а состояние правопорядка в целом в Вооруженных Силах удалось удержать на прежнем уровне, а в пограничных органах, внутренних и войсках МЧС России количество преступлений последовательно снижается.
 
Военными прокурорами в ходе реализации своих полномочий восстановлены права около 500 тысяч военнослужащих, государству возвращено 1,2 млрд. рублей, расхищенных различными способами средств, пресечены многомиллиардные нарушения закона и деятельность значительного количества преступных групп в сфере реализации гособоронзаказа, проведения конкурсов и торгов, закупок, снабжения и на многих других участках.
 
В условиях проведения операции по принуждению Грузии к миру военные прокуроры в очередной раз оправдали и свое предназначение, и способность решать задачи в далеко не простых условиях.
 
В то же время ряд проблем обозначился вполне конкретно, и поэтому на их решении должны быть сосредоточены наши усилия.
 
Первое - это принятое на государственном уровне решение о создании нового облика Вооруженных Сил и совершенствование военной организации государства в целом.
 
Проблема включает в себя две основные составляющие. С одной стороны – обеспечение в ходе проводимых реформ прав и законных интересов военнослужащих, в т.ч. и подлежащих увольнению или переводу на другой вид государственной службы. С другой – это защита интересов государства, поскольку, как мы понимаем, любое реформирование сопряжено с определенной нестабильностью, в условиях которой появляется значительное количество охочих поживиться за чужой счет, либо просто сделать что-нибудь абы как. Допускать нельзя ни того, ни другого.
 
Работа эта в прошедшем году уже начата, мы обмениваемся информацией с руководством Минобороны и других министерств, и в текущем году ее необходимо продолжить, в первую очередь, в целях предупреждения нарушений законов.
 
Хочу сказать, что надзорная деятельность на этом участке должна осуществляться военными прокурорами в тесном взаимодействии с территориальными, поскольку мероприятия будут осуществляться со значительной передислокацией войск, реализацией земель и высвобождаемого имущества, закупкой значительного количества жилья, освоением новых территорий и объектов, а в них активно будут участвовать и местные органы власти, и коммерческие, и различные другие структуры.
 
Вторая проблема, которая требует к себе повышенного внимания – это рост преступности в среде офицеров.
 
В минувшем году ими совершено каждое четвертое преступление. И это самый высокий показатель за последние пять лет. По итогам года рост офицерской преступности составил почти 30 процентов.
 
Должен сказать и о том, что значительную лепту в эти показатели внесла активизация совместной работы правоохранительных органов в войсках по решению поставленной Президентом страны задачи по борьбе с коррупцией.
 
В минувшем году за совершение таких преступлений к уголовной ответственности привлечено более 500 офицеров, в т.ч. 370 старших, среди которых 117 командиров воинских частей и 20 генералов. Ущерб, причиненный коррупционными посягательствами, вырос вдвое и превысил 2 млрд. рублей. В то же время имеющиеся в нашем распоряжении материалы свидетельствуют о том, что находимся мы еще только на первой половине пути, ибо масштабы «предприимчивости» порой просто поражают. Несколько дней назад мы направили материалы для возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц ВМФ, которые контрабандно вывезли на территорию одной из стран ближнего зарубежья для последующей продажи в Китай за 18 млн. долларов 30 противолодочных ракет и около 200 авиационных бомб, которые по бумагам числились утилизированными и за это оплачено 2 млн. рублей из казны. Боеприпасы задержаны.
 
Всего же за совершение преступных посягательств осуждено более 1800 офицеров. И все это не может не беспокоить.
 
Военные прокуроры уже провели некоторые обобщения и сделали анализ. Мотивацию совершенных преступлений в целом можно разделить на две большие группы. Младшие офицеры совершают преступления в основном из-за нежелания или неумения служить. Ими совершено большинство уклонений от военной службы, превышений должностных полномочий и рукоприкладств. А мотивация преступного поведения старших офицеров – в основном корыстная. Поэтому ими совершено большинство коррупционных правонарушений, в т.ч. взяточничество, должностные подлоги и злоупотребления своими полномочиями.
 
Мы внесли уже некоторые предложения руководству министерств. Совместную работу по предупреждению и пресечению этих посягательств необходимо продолжить в текущем году.
 
Практически все многомиллионные хищения в войсках совершаются с участием работников коммерческих и финансовых структур, государственных и муниципальных органов. А поэтому – и здесь широкое поле деятельности для координации усилий с территориальными органами.
 
Пример уже сегодняшнего дня, когда финансовые работники воинских частей с участием налогового инспектора в ЧР в течение трех месяцев обналичили и похитили 64 млн. рублей. Благодаря координации и оперативности в работе в течение дня наличными было изъято и возвращено государству 46 млн. рублей.
 
Говоря о корыстных преступлениях, не могу не сказать нескольких слов о коррупционных проявлениях в военкоматах.
 
К обеспечению законности при проведении призыва граждан на военную службу приковано внимание миллионов людей. Наряду с безопасностью военной службы – это одна из составляющих для формирования гражданской позиции «идти или не идти служить в армию».
 
К сожалению, проверки выявляют все большее количество нарушений закона. Прокурорами вносится все больше представлений об устранении этих нарушений, а принимаемые в Министерстве обороны и местными органами власти меры по наведению порядка не дают должной отдачи.
 
Проверками выявлено почти две тысячи нарушений законов в деятельности должностных лиц военкоматов и призывных комиссий, в том числе более 100 фактов взяток. По материалам проверок возбуждено 149 уголовных дел. К уголовной ответственности привлечено 76 военных комиссаров и руководителей структурных подразделений.
 
Хуже решались вопросы привлечения к уголовной ответственности территориальными органами за уклонение от призыва и многочисленных пособников и посредников в этом процессе.
 
С учетом того, что вопросы призыва федеральным законодательством отнесены к ведению, как органов военного управления, так и органов власти всех уровней, в текущем году военным и территориальным прокурором нужно продолжить эту работу и в ходе совместных проверок выработать обоснованные предложения по пресечению этих нарушений. Настало, видимо, время спросить и с тех лиц, от которых зависит организация этой работы.
 
Соответствующие предложения начальнику Генерального штаба мы направили.
 
Проблема сама по себе решаться не будет, а скорее наоборот, потому что в связи с переходом на годичный срок службы количество призывного контингента нужно будет увеличить.
 
С недостатками в работе военкоматов и одновременно командования по подбору и обеспечению нормальных условий службы связаны и проблемы комплектования войск военнослужащими по контракту.
 
С точки зрения правопорядка эта категория военнослужащих не только не уменьшила напряженности, но на отдельных участках усилила ее.
 
В минувшем году в основном в силу названных мною причин 5 тысяч военнослужащих по контракту самовольно оставили службу и еще 10 тысяч расторгли контракты.
 
Таким образом, обозначено еще одно направление, на котором необходимо сосредоточить усилия.
 
Пятое, на чем бы хотел остановить внимание, – это проблема обеспечения безопасных условий службы и предупреждения гибели военнослужащих.
 
Массовые заболевания военнослужащих в частях Балтийского флота, Московского и Приволжско-Уральского военных округов показали, что об этих вопросах нельзя помнить лишь временами. Они требуют постоянного внимания, а равнодушию и расхлябанности отдельных должностных лиц в отношении к людям порой нет предела. И совершенно адекватно поступили прокуроры, поставив вопрос не только о дисциплинарной, но и об уголовной ответственности виновных лиц.
 
Несмотря на значительное снижение в течение последних двух лет количества совершенных преступлений этой категории и пострадавших от них лиц, не изжила себя проблема неуставных взаимоотношений.
 
По-прежнему высоким остается уровень суицидальных происшествий в войсках. Практически не снижается гибель военнослужащих в ДТП. За год в них погиб 381 военнослужащий.
 
В текущем году этим нужно предметно заниматься.
 
И еще одно, о чем в рамках регламента считаю необходимым сказать.
 
За последние полтора года произошли существенные изменения в УПК РФ. Существенно изменились и полномочия прокуроров на стадии досудебного судопроизводства.
 
Акценты в работе сместились, изменились в связи с этим и результаты уголовного преследования. Поэтому сейчас важно, чтобы каждое решение прокурора было настолько выверенным и отточенным, чтобы реально способствовало привлечению к уголовной ответственности каждого совершившего преступление, равно как и защите невиновного.
 
Центральному аппарату ГВП необходимо продолжить работу по совершенствованию структуры и полномочий органов дознания в воинских формированиях.
  
На недавно состоявшейся коллегии Главной военной прокуратуры были подробно разобраны недостатки в собственной деятельности и прокурорам округов поставлены конкретные задачи.
 
Позволю себе выразить уверенность, что прокуроры готовы к этой работе и примут эффективные меры, направленные на их решение.

​​​​​​​

Распечатать