Прокурор разъясняет

  • 4 марта 2019, 11:40
Участие прокуроров по делам об оспаривании нормативных актов в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ
  Текст

Полномочия прокурора в административном процессе регламентированы  статьей 39  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Прокурор может участвовать в деле путем подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В том числе, прокурор может подать административный иск о признании нормативного правового акта недействующим (ст. 208 КАС РФ).

Согласно части 7 статьи 39 КАС РФ одной из форм участия прокурора в административном судопроизводстве является вступление в процесс для дачи заключения по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС РФ);

Участвуя в рассмотрении судом дел названной категории, прокурор одновременно выполняет несколько функций: является представителем государства, представителем публичного интереса, защитником граждан и организаций.

Оспаривание прокурором нормативных правовых актов представляет собой правовой механизм участия прокурора в судебном нормоконтроле, основными элементами которого являются: предмет публично-правового спора; форма участия прокурора в рассмотрении судами административных дел этой категории, а также правовое положение прокурора в административном судопроизводстве; процессуальный порядок участия прокурора в рассмотрении судами административных дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Предметом публично-правового спора или предметом оспаривания выступает нормативный правовой акт (полностью или в части), подлежащий судебной проверке.

Так, в ч. 8 ст. 213 КАС РФ установлен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта.

В частности, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация этих нормативных правовых актов предусмотрена законодательством РФ) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В пунктах 2 и 3 части 8 названной статьи КАС РФ перечислены предъявляемые к нормативным правовым актам правовые требования как внешнего (формально-процессуального), так и внутреннего (содержательного) характера. Соответственно, соблюдение органом, издавшим нормативный правовой акт, названных требований является объектом проверки при решении вопроса о законности нормативного правового акта и принятии мер прокурорского реагирования.

Именно эти нормы раскрывают содержание ст. 213 КАС РФ, в соответствии с которой с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого на референдуме субъекта Федерации или на местном референдуме, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор.