Участники Великой Отечественной Войны

  • 22 июля 2020, 09:28
БЕЛОБОРОДОВА Евгения Николаевна (25 декабря 1921 года)
  Текст
  1 Изображения
БЕЛОБОРОДОВА Евгения Николаевна (25 декабря 1921 года)
   

Добровольно вступила в ряды Красной Армии в апреле 1942 года. Участвовала в боевых действиях в составе 82-го ОЗАД (отдельный зенитный артиллерийский дивизион) ПВО 11-го корпуса 1884-го зенитно-артиллерийского полка ПВО.

Имеет медали «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», орден Отечественной войны 2-й степени, девять юбилейных медалей.

Евгения Николаевна Белобо-родова родилась в Стерлитамаке в семье рабочего-плотника. Она была младшим ребёнком в семье Бело-бородовых, единственной дочерью. Три старших брата работали с отцом, а дочь помогала по хозяйству матери.

В 1940 году Евгения Николаевна, окончив 10 классов, сдала экзамены и поступила в педагогический институт Уфы. Однако документы пришлось забрать и вернуться обратно в Стерлитамак из-за тяжёлой болезни матери.

Но молодая, полная энергии 17-летняя девушка не могла сидеть дома без дела. И скрыв от родителей, она попросилась на работу учительницей в любую деревню района. Девушку с отличным аттестатом сразу же направили учительницей немецкого языка в деревню Рязановка Стерлитамакского района. С сентября 1940 по март 1942 года она учила детей немецкому языку, была секретарём комсомольской организации. В марте 1942 года её вызвали в райком комсомола и предложили вступить в ряды Красной Армии. Для этого требовалось соблюдение двух условий: добровольность и наличие среднего образования. На данный призыв комсомола она не могла ответить отказом.

В мае 1942 года 1-й Башкирский эшелон увозил из Уфы более трёх тысяч девушек-добровольцев на фронт. Эшелон шёл прямо в Сталин¬град. Оттуда их направили в разные войска для прохождения службы.

Евгения Николаевна вспоминает:

— Наша зенитная часть стояла на Дону на обороне железнодорожного моста от яростных налётов немецких самолётов. Мост имел большое стратегическое значение. По нему проходили поезда с военной техникой, с продовольствием для фронта, обратно шли санитарные поезда, увозившие раненых в тыл.

Вблизи шёл бой, и вдруг налёты авиации на мост прекратились.

К нам во взвод управления дивизиона пришёл комиссар. Он объяснил, что обстановка изменилась: после поражения под Москвой Гитлер нацелил свой удар на Сталинград, отдал приказ в кратчайшие сроки захватить город. Теперь немцы будут прорываться на нашем участке, чтобы перейти по мосту через Дон, откуда им откроется путь на Сталинград.

Перед всеми была поставлена задача: вести бой с наземными силами противника. Был приказ наркома обороны №227 «Ни шагу назад!».

На всю жизнь остался в памяти день 23 августа 1942 года. Вражеская авиация совершила массированный налёт на Сталинград. За одни сутки было сделано более двух тысяч вылетов.

Отважно действовали наши лётчики и зенитчики, сбившие за один только день 900 самолётов. Но город пылал в огне пожарищ. Бомбы сбрасывали на школы, больницы, вокзалы, госучреждения.

В тот августовский день сложилась обстановка, позволявшая противнику прорваться к Волге в районе посёлка Рынок на севере Сталинграда. После этого вражеские бомбардировщики малыми группами ежедневно, как по расписанию, в 6 часов вечера совершали налёты. Зенитные части вели интенсивные бои — стволы зениток буквально раскалялись.

Первыми жертвами в нашей части стали бойцы 1-й батареи. Они вели огонь, но один из бомбардировщиков, Ю-87, прорвался и спикировал на батарею. Погиб весь орудийный расчёт, было много раненых. 24-летний командир батареи, высокий, красивый старший лейтенант Гаврилов, командовавший боем, был в центре батареи, но, слава Богу, уцелел. Такое на войне тоже бывает.

Сталинград стоял как могучий утёс. Решимость советских людей отстоять Сталинград была непоколебимой. Шла борьба за каждую улицу, квартал, дом.

В ноябре 1942 года началось мощное контрнаступление наших войск. Уже 23 ноября 1942 года войска трёх фронтов — Юго-Западного, Донского и Сталинградского — сомкнулись в кольцо. Немецкие войска оказались в окружении. 31 января 1943 года после разгрома основных сил командующий 6-й армией Паулюс сдался в плен. 2 февраля 1943 года войска Донского фронта под командованием генерала Рокоссовского разгромили последнюю группировку немецких войск.

Многие из девушек не вернулись с поля боя, остались лежать в сталинградской земле. Были там и девушки из Стерлитамака. Я лично знала двух ещё со школьной скамьи — Нину Морозову и Тамару Сухареву. Одна из них погибла под гусеницами вражеского танка, другая — защищая от немцев раненых бойцов, — со слезами на глазах вспоминает Евгения Николаевна.


После демобилизации 25 июня 1945 года, вернувшись в родной город, сразу поступила на работу на станко¬строительный завод имени Ленина. Была избрана в профком, организовала женсовет, вела активную работу среди рабочих. Профком выделил путевку для поступления в Высшую школу профсоюзного движения в Свердловске. После двухгодичного обучения получила диплом экономиста по труду и заработной плате с рекомендацией работать на руководящей должности. Поступила в юридический институт. Была избрана народным заседателем в суде. Избранная депутатом город¬ского совета, она возглавляла комиссию социальной законности, ей часто приходилось встречаться с работниками прокуратуры. И на одном таком заседании её заметил прокурор республики Яковлев М.В., который предложил ей работу в прокуратуре Стерлитамака.

Как человеку с большим жизненным опытом Евгении Николаевне Белобородовой был поручен один из труднейших участков работы: надзор за преступностью среди несовершен-нолетних — незримый фронт борьбы за Человека настоящего, с большой буквы.

Много уголовных дел в отношении несовершеннолетних было рас¬смотрено в суде. Ребята, оказавшиеся на скамье подсудимых, знакомы Евге¬нии Николаевне, немало пришлось с ними повозиться. Однако не поняли ребята внушения, хороших, добрых советов педагога. И Евгении Николаевне приходилось просить суд вынести обвинительный приговор, лишать подростков свободы на разные сроки, так как они были виноваты и должны быть наказаны.

Проработав в системе прокуратуры лишь 9 лет, ей пришлось вернуться обратно на свой завод, откуда она ушла на пенсию по возрасту. С добротой и любовью вспоминает Евгения Николаевна работу в прокуратуре Стерлитамака, благодарна, что её не забыли, постоянно навещают и уделяют ей внимание.

Евгения Николаевна прожила долгую и достойную жизнь. Одна вос¬питала дочь. Несмотря на преклонный возраст, эта маленькая, хрупкая женщина остаётся сильным и жизнелюбивым человеком.