Ветераны Великой Отечественной войны - труженики тыла

Назад Таракановская Валентина Николаевна
Таракановская В.Н.

Таракановская В.Н. родилась 10 сентября 1923 года в г. Улан-Удэ.

В органах прокуратуры работала с апреля 1942 года по 1996 год. Занимала должности помощника прокурора Джидинского аймака, народного следователя прокуратуры Баунтовского, Тункинского районов, помощника прокурора Тункинского района, прокурора отдела по надзору за органами милиции, прокурора отдела общего надзора, начальника отдела гражданско-судебного надзора, старшего помощника прокурора республики по надзору за рассмотрением в судах гражданских дел, прокурора отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности.         

За заслуги в укреплении законности и правопорядка Валентине Николаевне присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РСФСР», награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Неоднократно поощрялась Генеральным прокурором СССР, прокурором РСФСР и прокурором Бурятской АССР.

Заслуженный юрист РСФСР.

Из воспоминаний Валентины Николаевны:

«Наш выпуск в школе (ныне школа № 29) был первым, к торжественному вечеру готовились старательно. В памяти каждого из нас он стал незабываемым еще и потому, что был последним событием мирной жизни. Завтра началась война.

Великая Отечественная война для нынешнего поколения — история, а для нас это страшная реальность, которая в корне изменила жизнь нашего поколения, т.к. своим черным крылом задела каждого.

Мы были воспитаны в духе патриотизма, любви к Родине. Никто не роптал, не уклонялся от призыва в Армию и на трудовой Фронт. Наоборот, шли добровольцами.

На следующий день после начала войны выпускников школы вызвали в Обком Комсомола, и отсюда парни отправлялись в военкомат, а девчат отвезли на авиазавод — работать на Фронт. Так я стала учеником клепальщика.

Тыл нуждался в защите правового порядка, обеспечении сохранности государственного и общественного имущества от преступного посягательства, охране законных интересов граждан. Для выполнения этих задач в марте 1942 г. по путевке Обкома комсомола была направлена в распоряжение прокуратуры Бурят-Монгольской АССР.

Многие прокуроры и следователи ушли на фронт, их заменили вчерашние школьники. Не то что опыта, даже ясного представления о своей будущей работе я не имела.

Курсы я окончила хорошо. Прокурор Республики В.П. Алексеев посмотрел мои документы и сказал, что направит меня в самый лучший район — Баунтовский. С большими трудностями добралась до райцентра пос. Багдарин (поезд, самолет, пешком по тайге, на лошади). За эту поездку я твердо усвоила и осознала, что моя работа, моя жизнь без коня немыслимы, что без кирзовых сапог и брюк — не обойтись.

Материальное обеспечение было плохим. За каждым была закреплена лошадь, уход за ней в поездках, заготовка сена, дров для отопления служебного помещения, зимой заготовка льда для питьевой воды и на хозяйственные нужды — всё это лежало на нас, работающих в прокуратуре. Не было бумаги, писали на газетах между строк. Всю жизнь прожившая в родительском доме в городе, мало что знавшая, я вынуждена была теперь самостоятельно, без провожатых, на персональном коне добираться до отдаленных участков, в пути и на отдыхе, вопреки усталости заботиться прежде всего о коне.

Трехмесячных курсов было, конечно, мало, но зато чувство ответственности за важность порученной работы было колоссальным. И это помогало преодолевать ужас перед трупом, при встрече с неизвестными на таежной тропе или преступником на следствии.

Спустя год меня перевели в Тункинский район, т.к. больная мать с сиротой племянником, из блокадного Ленинграда, по состоянию здоровья ехать в Баунт не могли.

Здесь я встретила Победу. Как ликовал народ!».

По воспоминаниям Валентины Николаевны, во время Отечественной войны и в послевоенные годы работники прокуратуры ежедневно трудились до поздней ночи, только по воскресеньям могли выйти на работу попозже и чуть раньше уйти домой. Часто выезжали в районы в служебные командировки, добирались до места назначения в основном на лошадях, а в зиму телогреечки и валенки не особо спасали от холода, но все работали с полной самоотдачей сил. Именно тогда сложился лучший состав прокурорских работников.