Антикоррупционная экспертиза нормативных правых актов в порядке надзора - Прокуратура Республики Калмыкия
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов в порядке надзора
- 28 сентября 2016, 13:17
В 2015 году органами прокуратуры Российской Федерации проведена антикоррупционная экспертиза более 916 тыс. нормативных правовых актов (в 2014 году - 848 тыс.). Выявлено более 45 тыс. нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы (в 2014 году - 43 тыс.).
В указанных нормативных правовых актах содержалось более 55 тыс. коррупциогенных факторов (в 2014 году - более 53 тыс.).
В целях исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов прокурорами внесено более 4,5 тыс. требований (в 2014 году - около 5 тыс.), принесено около 40 тыс. протестов (в 2014 году - более 36 тыс.), направлено 465 исков (заявлений) в суды (за аналогичный период прошлого года - 476), внесено 1 227 представлений (за 2014 год - 1 181), направлено 369 информаций об исключении коррупциогенных факторов (за отчетный период прошлого года - 443).
По результатам принятых мер прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из более 41 тыс. нормативных правовых актов (за 2014 год - около 40 тыс.).
Основные усилия прокуроров сосредоточены на исключении коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, регулирующих наиболее значимые права граждан, интересы общества и государства.
Так, реализуя свои полномочия в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, Генеральная прокуратура Российской Федерации в Ростехнадзор направила требование об исключении коррупциогенных факторов из Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (в редакции приказа от 03.07.2015 № 266).
Названными Правилами в отношении лиц, претендующих на аттестацию эксперта в области промышленной безопасности, установлено дополнительное требование - являться автором не менее 5-10 публикаций в области промышленной безопасности, размещенных в периодических изданиях (данное требование не относится к экспертам, имеющим ученую степень). При несоблюдении указанного условия лица, претендующие стать экспертами, не могли быть допущены к прохождению аттестации без какого-либо переходного периода, дающего возможность для опубликования необходимого количества статей. Такие же требования введены и в отношении действующих экспертов.
При этом размещение публикаций, как правило, осуществляется на платной основе, что является обременительным требованием, предъявляемым к гражданам для реализации принадлежащих им прав и указывает на наличие в данной норме коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 4 методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - методика).
По результатам рассмотрения требования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору принято решение об исключении коррупциогенного фактора.
Прокуратурой Ивановской области приняты меры по исключению коррупциогенных факторов из Порядка рассмотрения заявок и оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-п, которым создавались условия для воспрепятствования в реализации субъектами малого и среднего предпринимательства права на оказание государственной поддержки.
Указанным нормативным правовым актом предусматривались возможность принятия уполномоченным органом государственной власти решений в отношении субъектов предпринимательской деятельности, обратившихся с заявлением об оказании поддержки, по своему усмотрению - как на стадии приема документов, так и на стадии их рассмотрения, а также неопределенность оснований принятия решений об отказе в оказании поддержки, что является коррупциогенными факторами, предусмотренными подпунктами «а» и «б» пункта 3 методики.
Значительный массив коррупциогенных факторов исключен по инициативе прокуроров из нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оказания социальной поддержки гражданам.
Например, прокуратурой Республики Бурятия выявлен коррупциогенный фактор в постановлении Правительства Республики Бурятия, которым были установлены завышенные и обременительные требования к детям-сиротам, обязывающие их представлять в органы опеки и попечительства документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении и характеризующие трудную жизненную ситуацию. По требованию прокуратуры коррупциогенный фактор исключен из нормативного правового акта.
Прокуроры ориентированы в том числе на изучение практики правоприменения нормативных правовых актов с условием последующего исключения из них норм, порождающих коррупционные риски.
Так, прокуратура Тверской области, анализируя правоприменительную практику, выявила коррупционные риски при исполнении Порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, утвержденного постановлением Правительства Тверской области.
Руководствуясь данным нормативным правовым актом, должностные лица министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Тверской области по собственному усмотрению могли организовать проведение проверок использования субсидии, прекращать их получение, устанавливать необоснованно длительные сроки проведения и (или) короткие периоды между проверками, запрашивать документы, предоставление которых является затруднительным или обременительным для получателя субсидии. С целью исключения коррупциогенного фактора, указанного в подпункте «ж» пункта 3 методики, прокуратурой Тверской области внесено требование.
Прокуроры продолжают осуществлять деятельность по изучению проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность.
В результате этой работы в 2015 году изучено более 760 тыс. проектов нормативных правовых актов (за 2014 году - около 670 тыс.). В 24 тыс. нормативных правовых актов выявлено более 33 тыс. коррупциогенных факторов (в 2014 году - более 21 тыс. и около 30 тыс. соответственно).
В целях исключения коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов прокурорами направлено более 23 тыс. информаций (в 2014 году - более 20 тыс.). Из более 21 850 проектов коррупциогенные факторы исключены в результате вмешательства органов прокуратуры (в 2014 году - 19 383).
Например, по требованию прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа из проекта постановления Правительства автономного округа «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» исключен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «ж» пункта 3 методики, заключавшийся в отсутствии исчерпывающего перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Прокуратурой Астраханской области выявлен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 4 методики (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права), в проекте постановления Правительства Астраханской области «О порядке предоставления торгового места для размещения нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Астраханской области». В частности, указанным нормативным правовым актом на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обратившихся в агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области в целях получения торгового места, возлагалась обязанность по предоставлению кадастровой выписки о земельном участке либо кадастрового паспорта земельного участка, несмотря на то, что требуемые документы имеются в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления. При утверждении проекта нормативного правового акта замечания прокуратуры Астраханской области учтены, коррупциогенные факторы исключены.
Работа органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов продолжается.
Прокуратура Республики Калмыкия
28 сентября 2016, 13:17
Информация о работе органов прокуратуры Российской Федерации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за 2015 год
В 2015 году органами прокуратуры Российской Федерации проведена антикоррупционная экспертиза более 916 тыс. нормативных правовых актов (в 2014 году - 848 тыс.). Выявлено более 45 тыс. нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы (в 2014 году - 43 тыс.).
В указанных нормативных правовых актах содержалось более 55 тыс. коррупциогенных факторов (в 2014 году - более 53 тыс.).
В целях исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов прокурорами внесено более 4,5 тыс. требований (в 2014 году - около 5 тыс.), принесено около 40 тыс. протестов (в 2014 году - более 36 тыс.), направлено 465 исков (заявлений) в суды (за аналогичный период прошлого года - 476), внесено 1 227 представлений (за 2014 год - 1 181), направлено 369 информаций об исключении коррупциогенных факторов (за отчетный период прошлого года - 443).
По результатам принятых мер прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из более 41 тыс. нормативных правовых актов (за 2014 год - около 40 тыс.).
Основные усилия прокуроров сосредоточены на исключении коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, регулирующих наиболее значимые права граждан, интересы общества и государства.
Так, реализуя свои полномочия в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, Генеральная прокуратура Российской Федерации в Ростехнадзор направила требование об исключении коррупциогенных факторов из Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (в редакции приказа от 03.07.2015 № 266).
Названными Правилами в отношении лиц, претендующих на аттестацию эксперта в области промышленной безопасности, установлено дополнительное требование - являться автором не менее 5-10 публикаций в области промышленной безопасности, размещенных в периодических изданиях (данное требование не относится к экспертам, имеющим ученую степень). При несоблюдении указанного условия лица, претендующие стать экспертами, не могли быть допущены к прохождению аттестации без какого-либо переходного периода, дающего возможность для опубликования необходимого количества статей. Такие же требования введены и в отношении действующих экспертов.
При этом размещение публикаций, как правило, осуществляется на платной основе, что является обременительным требованием, предъявляемым к гражданам для реализации принадлежащих им прав и указывает на наличие в данной норме коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 4 методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - методика).
По результатам рассмотрения требования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору принято решение об исключении коррупциогенного фактора.
Прокуратурой Ивановской области приняты меры по исключению коррупциогенных факторов из Порядка рассмотрения заявок и оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-п, которым создавались условия для воспрепятствования в реализации субъектами малого и среднего предпринимательства права на оказание государственной поддержки.
Указанным нормативным правовым актом предусматривались возможность принятия уполномоченным органом государственной власти решений в отношении субъектов предпринимательской деятельности, обратившихся с заявлением об оказании поддержки, по своему усмотрению - как на стадии приема документов, так и на стадии их рассмотрения, а также неопределенность оснований принятия решений об отказе в оказании поддержки, что является коррупциогенными факторами, предусмотренными подпунктами «а» и «б» пункта 3 методики.
Значительный массив коррупциогенных факторов исключен по инициативе прокуроров из нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оказания социальной поддержки гражданам.
Например, прокуратурой Республики Бурятия выявлен коррупциогенный фактор в постановлении Правительства Республики Бурятия, которым были установлены завышенные и обременительные требования к детям-сиротам, обязывающие их представлять в органы опеки и попечительства документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении и характеризующие трудную жизненную ситуацию. По требованию прокуратуры коррупциогенный фактор исключен из нормативного правового акта.
Прокуроры ориентированы в том числе на изучение практики правоприменения нормативных правовых актов с условием последующего исключения из них норм, порождающих коррупционные риски.
Так, прокуратура Тверской области, анализируя правоприменительную практику, выявила коррупционные риски при исполнении Порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, утвержденного постановлением Правительства Тверской области.
Руководствуясь данным нормативным правовым актом, должностные лица министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Тверской области по собственному усмотрению могли организовать проведение проверок использования субсидии, прекращать их получение, устанавливать необоснованно длительные сроки проведения и (или) короткие периоды между проверками, запрашивать документы, предоставление которых является затруднительным или обременительным для получателя субсидии. С целью исключения коррупциогенного фактора, указанного в подпункте «ж» пункта 3 методики, прокуратурой Тверской области внесено требование.
Прокуроры продолжают осуществлять деятельность по изучению проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность.
В результате этой работы в 2015 году изучено более 760 тыс. проектов нормативных правовых актов (за 2014 году - около 670 тыс.). В 24 тыс. нормативных правовых актов выявлено более 33 тыс. коррупциогенных факторов (в 2014 году - более 21 тыс. и около 30 тыс. соответственно).
В целях исключения коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов прокурорами направлено более 23 тыс. информаций (в 2014 году - более 20 тыс.). Из более 21 850 проектов коррупциогенные факторы исключены в результате вмешательства органов прокуратуры (в 2014 году - 19 383).
Например, по требованию прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа из проекта постановления Правительства автономного округа «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» исключен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «ж» пункта 3 методики, заключавшийся в отсутствии исчерпывающего перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Прокуратурой Астраханской области выявлен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 4 методики (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права), в проекте постановления Правительства Астраханской области «О порядке предоставления торгового места для размещения нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Астраханской области». В частности, указанным нормативным правовым актом на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обратившихся в агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области в целях получения торгового места, возлагалась обязанность по предоставлению кадастровой выписки о земельном участке либо кадастрового паспорта земельного участка, несмотря на то, что требуемые документы имеются в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления. При утверждении проекта нормативного правового акта замечания прокуратуры Астраханской области учтены, коррупциогенные факторы исключены.
Работа органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов продолжается.
Все права защищены
Телефон: +7 (847-22) 3-56-00
Телефон: +7 (960) 897-00-77
Телефон: +7 (847-22) 3-56-14