Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 23 апреля 2019, 11:50
Нормативно-правовые акты в сфере ЖКХ не должны содержать коррупциогенные факторы
  Текст

В рамках осуществления надзорной деятельности в истекшем периоде 2015 года прокурорами проанализированы действующие на территории республики региональные и муниципальные программы по противодействию коррупции, на предмет наличия в них мероприятий, предусматривающих профилактику и предотвращение коррупционных проявлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Установлено, что указанными программами целевые мероприятия в сфере ЖКХ не предусмотрены.

В целях получения информации о возможных нарушениях законодательства о противодействии коррупции, связанных с аффилированостью государственных и муниципальных служащих с руководителями организаций ЖКХ прокурорами на постоянной основе изучаются личные дела государственных и муниципальных служащих.

Одновременно с целью выявления и исключения коррупциогенных факторов изучены нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти республики и органами местного самоуправления в сфере ЖКХ, в которых регламентируется порядок принятия управленческих решений в отношении организаций, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере. Несоответствия положений правовых актов указанной категории федеральному законодательству, а также наличия коррупциогенных факторов в истекшем году не выявлено.

Несоответствия требованиям федерального законодательства и наличие коррупциогенных факторов в текущем году выявлялись в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления.

В частности, прокуратурой Яшалтинского района на решение Собрания депутатов Яшалтинского РМО об утверждении в нарушение ст. 179 БК РФ муниципальной программы «Энергосбережение в учреждениях Яшалтинского РМО РК на 2011 – 2015 годы» принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен. Кроме того, в администрацию района направлена информация с указанием на необходимость утверждения муниципальной программы администрацией районного муниципального образования.

В органах государственной власти республики и местного самоуправления разработаны и приняты необходимые правовые акты, регламентирующие вопросы урегулирования и предотвращения конфликта интересов; порядок предоставления уведомлений о склонении к совершению коррупционного правонарушения; рассмотрение вопросов соблюдения ограничений, предусмотренных ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»; порядок рассмотрения вопроса о соблюдении требований к служебному поведению.

Вместе с тем, в текущем году при их изучении выявлено, что отдельные положения указанных правовых актов не соответствуют и противоречат требованиям действующего федерального законодательства.

Например, приказом Министра ЖКХ и энергетики РК от 20.05.2014 №59-п утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РК, замещающих должности государственной гражданской службы в Министерстве ЖКХ и энергетики РК, и урегулированию конфликта интересов.

Однако Положение о комиссии Министерства не отражало внесенные указом Президента РФ изменения в федеральное Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Прокуратурой республики был принесен протест, по результатам его рассмотрения оспариваемый правовой акт приведен в соответствие с действующим законодательством. По аналогичным основаниям прокуратурой республики опротестовано Положение о Комиссии Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия, которое также приведено в соответствие с федеральным законодательством.

Особое внимание уделялось вопросам соблюдения государственными и муниципальными служащими установленных действующим законодательством запретов и обязанностей. Результаты обобщения надзорной деятельности показали, что в целом запреты и обязанности служащими выполняются.

Фактов получения в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждений от физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ; приобретения ценных бумаг указанных организаций; выполнения поручений или представительства по делам данных организаций в органе государственной власти или органе местного самоуправления; выезда за счет организаций в командировки со стороны государственных и муниципальных служащих не выявлено.

Случаев невыполнения служащими требований закона о предоставлении уведомлений о склонении их к совершению коррупционного правонарушения в интересах организаций, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере, не имелось. Служащими, нарушения требований к служебному поведению, свидетельствующих об аффилированности их с организациями жилищно-коммунального комплекса не допускались. В органах государственной власти и местного самоуправления, курирующих вопросы ЖКХ соблюдается конкурсный порядок замещения должностей при заключении служебных контрактов с лицами, ранее осуществлявшими трудовую деятельность в организациях ЖКХ.

Органами исполнительной власти и местного самоуправления документы, реализация которых предусматривала оказание незаконных и необоснованных преференций отдельным организациям жилищно-коммунального хозяйства, не издавались.

Нарушений антикоррупционного законодательства в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления республики при рассмотрении ими обращений граждан с жалобами на работу организаций ЖКХ в рассматриваемые периоды не выявлено.

Обобщение надзорной деятельности в указанной сфере показало, что не всеми организациями жилищно-коммунального комплекса выполняются требования ст.13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривающей обязанность организаций разработать и принять меры по предупреждению коррупции. В частности, такие нарушения закона выявлены в деятельности 5 организаций жилищно-коммунального комплекса, расположенных и осуществляющих уставную деятельность на территории г.Элисты. С целью устранения отмеченных нарушений и исправления ситуации прокурором города в суд предъявлено 5 заявлений о возложении на указанные организации обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции. Производство по данным заявлениям судом в последующем прекращено ввиду добровольного исполнения юридическими лицами требований прокурора.