Интервью и выступления

  • 12 января 2020, 00:00
  • Курмаев Евгений Евгеньевич
Роман Тютюник – о любви к профессии, фильме «Заметки Манджика» и нацпроектах
  Текст

12 января  — День работника прокуратуры, установленный  Указом Президента РФ от 29 декабря 1995 года. Дата связана с подписанным 23 января (12 января по старому стилю) 1722 года указом Петра Великого,  в соответствии с которым впервые в истории государства был учрежден пост генерал-прокурора при Правительствующем Сенате и создан институт российской прокуратуры.

Создавая прокуратуру, Петр I поставил задачу —  «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Первым генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ягужинского. Представляя сенаторам генерал-прокурора, император сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Вот почему с тех давних времен прокуратуру называют еще и оком государевым.

В настоящее время перед прокуратурой стоят большие, сложные задачи. В числе приоритетных направлений остаются борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

О  своей работе «Степным вестям» в день профессионального праздника рассказал  прокурор Республики Калмыкия государственный советник юстиции 3 класса Роман Тютюник, назначенный на эту должность  Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 2018 года.

— Роман Николаевич, почему Вы много лет назад пришли  трудиться именно в органы прокуратуры?

— 20 лет назад я пришел в эту профессию со студенческой скамьи.  В день, когда нам, выпускникам Тюменского госуниверситета, торжественно вручали дипломы, я занимался закреплением доказательств по не раскрытому ранее преступлению, допрашивал подозреваемого под видеозапись. Сделав перерыв, сел в «УАЗик» и поехал в вуз. К сожалению, получить диплом в торжественной обстановке, на сцене, не удалось, так как мою фамилию уже назвали.

Я учился на юридическом факультете и на практике в прокуратуре оказался на четвертом курсе. С тех пор  я  из нее, можно сказать, «не выходил», так как после практики остался общественным помощником. Вот почему сейчас говорю о том, что для  устройства на работу в прокуратуру не надо блата. Надо  только пройти практику, куда берут всех. Закрепиться, сказать, что готов еще помочь,  за этот промежуток времени сделать так, чтобы трудовой коллектив  без тебя ощущал какую-то нехватку. И тогда — трудоустройство обеспечено.

-У Вас так было?

-Да, и здесь я этот принцип внедряю на протяжении года. Вот вы сейчас ждали 10 минут в приемной, а мы в это время беседовали с прокурором города о том, чтобы он присмотрелся к тем, кто сейчас на практике, а затем кандидатуры предложил мне.

Являясь работодателем, я поддерживают именно этот путь молодых специалистов в прокуратуру.

Ваш вопрос о выборе профессии наверняка подразумевал ответ о том, что я с детства читал книги о работе следователей прокуратуры, смотрел фильмы. Нет, у меня ничего такого не было.

Во время учебы у меня был интерес к уголовному законодательству, а позже показалось мне более сложным гражданское,  поэтому я умышленно выбрал гражданскую специализацию, чтобы со всех сторон изучить ее. И в прокуратуру пошел на практику по линии гражданского права.

Почему прокуратура? Сегодня сложно ответить. Но если вернуться в прошлое, я сделал бы тот же шаг и пошел по тому же пути, который когда-то выбрал, несмотря на то, что профессия тяжелая.

Я начинал работу со следователя.  Для меня она была наполнена, как мне видится сейчас, юношеской романтикой, когда вот он — преступник, вот – его жертва, а вот ты. Все четко и ясно, прозрачно. И интересно. А дальше, на руководящих должностях, все усложняется, и чем выше, тем более.

В то же время судьба некоторых  руководителей складывается так, что они становятся рядовыми работниками. Есть в России несколько примеров: генерал пошел поддерживать обвинение как помощник прокурора района. Ничего зазорного в этом не вижу. Если человек не какой-то карьерист по сути, а предан Родине и профессии, какая разница, какую должность он занимает?

— Когда Вас назначили прокурором республики, какие главные задачи  Вы для себя поставили?

— Сохранить и укрепить трудовой коллектив, преумножить его традиции, построить здание, создав благоприятные условия для деятельности сотрудников, победить в составе нашей команды во всех спортивных состязаниях среди прокуратур субъектов ЮФО (шучу). После анализа ситуации  в Калмыкии с точки зрения законности мною было выделено несколько направлений.

Количество совершаемых коррупционных правонарушений, на мой взгляд, не соответствовало действительности,  это отражалось на качестве расследований. Была поставлена задача усилить именно это направление.

Анализируя ситуацию в экономике республики, пришел к выводу, что в сельском хозяйстве не все, скажем так, нормально. Был сформирован План декриминализации сельского хозяйства, который утвердили, а затем реализовали в течение 2019 года, продлили на 2020 год. Думаю, что в этом году мы не допустим того количества миллионов рублей, которые были в 2019 году в ходе уголовных дел установлены как похищенные из бюджета на развитие сельского хозяйства.

Еще одна линия, которая для меня, приехавшего в Калмыкию, казалась зашкаливающей. Это преступность несовершеннолетних. Мы составили план работы и движемся по пути его реализации. Не скажу, что семимильными, прорывными шагами, но в то же время могу констатировать: не произошло в 2019 году огромного количества происшествий, связанных с преступностью несовершеннолетних. Да, цифры есть, но они в пределах разумного. Безусловно, систему профилактики в этом плане мы совершенствуем, что даст плоды в ближайшем будущем.

Прибыв в Калмыкию, я обратил внимание также на алкоголизацию населения. Хочу отметить, что  борьба с зеленым змием не главная задача прокурора, у нас больше координация правоохранительной системы в вопросах алкоголизированной преступности; тема эта вечная,  ее нужно корректировать, возвращая из социально-криминального явления просто в социальное. Как это делать? Запретить  всем магазинам торговать спиртными напитками  — значит способствовать развитию самогоноварения, а контролировать продажу алкоголя из-под полы на сегодня ни один правоохранительный орган не готов. И все же заниматься решением проблемы нужно.

Еще одно важное направление работы я не стал облачать в плановое мероприятие, но мы провели по этой теме два  больших совещания. Речь идет о взаимоуважении на дорогах, инфраструктуре дорог.

Считаю, что просто ругать водителей за нарушения – неправильно. Дорожное полотно в городе, пешеходные переходы, уличные карманы, остановки и так далее – все должно быть построено так, чтобы любой человек с закрытыми глазами (утрирую!), однодневным стажем вождения, из маленького поселка, мог проехать по Элисте и не попасть в неприятную историю. К сожалению, проблема у нас, в первую очередь, заключается в дорожной инфраструктуре. Не так давно в соцсетях обсуждали непонятные, для меня в том числе, полукольца, расположенные на оживленных участках, в частности,   у парка «Дружба» (улица Ленина). Мы в эту непонятность вникли, понудили мерами прокурорского реагирования органы исполнительной власти принять соответствующие правила. Следующая задача: осуществить то, что в правилах указано. Какие – то затратные вещи муниципальному образованию, министерствам,  конечно, трудно за один год сделать, но светофор установить или «зебру» нарисовать – почему бы нет? Уверен, что за год приведем все в порядок.

— Есть ли препятствия, которые мешают реализовать ваши задачи?

— Никаких совершенно. Фразы о том, что мы люди маленькие и денег у нас нет, — это ерунда. Под лежачий камень вода не течет. Соответственно, надо этот камень переворачивать чаще. Кто в той или иной ситуации оказывается в роли камня, уже от конкретной ситуации зависит.

-Как в Калмыкии реализуются нацпроекты с точки зрения прокурора?

— Мы регулярно освещаем нашу работу в этом направлении в СМИ и сети Интернет. Сообщаем о мерах реагирования.

Критических ситуаций с выполнением нацпроектов в республике на сегодняшний день нет. Мы держим в тонусе стороны, которые к ним причастны, периодически подсказываем, не мешая работать.     Ситуация в целом нормальная, хотя вопросы есть.

-Республиканская прокуратура  весной взяла шефство над элистинской семьей. Как изменилась жизнь  детей?

— Мама в этой  семье  заботится о детях, переживает за них, она человек с активной жизненной позицией, поэтому ее и пригласили на форум в апреле, во время которого обсуждали профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних.  Хотелось, чтобы она сказала о том, как на самом деле обстоят дела с психологической помощью семьям. Обычно выступающие говорят, мол, у нас выстроена система и все здорово. Она же просто сказала, что думает по данному поводу.

Старшую дочь подшефной семьи мы трудоустроили летом на временные работы. Ее мама на некоторое время выезжала в Санкт-Петербург, сейчас вернулась.

Больших изменений в жизни семьи не произошло, — считает Роман Николаевич.

Он вспоминает, как на прием к нему пришла бабушка. Просила взять на поруки внука, «а то в тюрьму заберут». Производство по его делу было прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.  Но самое главное, подростка взяли на поруки по линии МВД и системы профилактики.

История мальчика, как говорит прокурор РК, стандартная. Получилось, что он пошел по наклонной, его выгнали из колледжа,  он оказался в компании таких же ребят,  а родители не смогли повлиять на сына. И за воспитание взялась бабушка. «Она сейчас ждет, что он пойдет в армию, и армия его научит. Согласен, возможно, научит», — говорит Роман Николаевич.

Р. Тютюник приводит и другие примеры. Послушав, в который раз  убеждаюсь: очень многое от самого человека зависит. В данном случае  от самих родителей подростков, их желания что-то изменить в жизни детей.

— Роман Николавич, Вы ходите на культурные мероприятия. Недавно Вас видели на показе фильма «Заметки Манджика. Я калмык». Вам понравился фильм?

— Да. Я, честно говоря, не читал анонс и пришел на премьеру неподготовленным, поэтому первые десять минут не мог понять, чему смеются люди. Но потом идея фильма стала мне понятна,  мы с женой (ходили в кино вместе) обменялись мнениями.

Сотрудникам я затем порекомендовал сходить на этот фильм. Кто-то посмотрел, кто-то – нет. С теми, кто видел картину, мы обсудили ее.

У людей фильм вызвал разные чувства. Кто-то согласен со мной, в нем много иронии, А у кого-то горечь от увиденной на экране реальной жизни в селе. Но сошлись во мнении: фильм хороший.

На мой взгляд, позитивный фильм, в нем показана реальная картина действительности если не на все сто, то на 80 процентов.Хочу предложить системе профилактики показать фильм в школах. Думаю, детям понравится.

 — Как Вы думаете, какие качества надо развивать нашим современникам, чего не хватает людям?

— Добра однозначно! В Калмыкии люди желают друг другу помочь, участливы. Кроме того, они любят спорт, добиваются больших в нем достижений. Высок в Калмыкии уровень образования. У меня трое детей обучаются в местных школах. Я радуюсь, что у них хорошие классные руководители.

Иной  раз жене показываю: смотри, что учительница  написала – молодец! А супруга всю жизнь посвятила защите прав несовершеннолетних в системе органов прокуратуры, поэтому она с разными классными руководителями общалась. Про нашу же сказала: это лучший классный  руководитель. И не ошиблась, через две недели педагогу грамоту вручили как лучшему классному руководителю.

— Что пожелаете в профессиональный праздник коллегам?

— Любить Родину,  работу и близких!

Нелли Халгинова для Газеты "Степные вести" от 12.01.2020 

 

Распечатать