Прокурор разъясняет

  • 25 апреля 2013, 12:00
Разъяснение законодательства: Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
  Текст

Действующим законодательством помимо ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения введена также и ответственность для юридических лиц.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На настоящий момент в КоАП РФ закреплены всего 2 нормы, направленные на противодействие коррупционным правонарушениям и допускающие ответственность юридического лица.

К таким нормам относится ст.19.28, закрепляющая ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица с учетом изменений возникает не только при совершении законными представителями юридических лиц преступлений, предусмотренных ст. 291 и чч.1 и 2 ст.204 УК РФ, в интересах либо от имени организации, но и в случае покушения на совершение указанных выше преступлений. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица в крупном и особо крупном размере выделены в отдельные части ст.19.28 КоАП РФ. Санкции по ним ужесточены.

Верховный суд Российской Федерации в своем обзоре судебной практики за 4 квартал 2012 г. отметил следующее.

Анализ положений ст.19.28 КоАП РФ и ст.14 Федерального закона "О противодействии коррупции" позволяет прийти к выводу, что действующее законодательство не исключает возможность одновременного возбуждения уголовного дела в отношении физического лица (например, по ст.291 УК РФ - дача взятки) и дела об административном правонарушении в отношении юридического лица по ст.19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), в интересах которого действовало это физическое лицо.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.28 КоАП РФ, возможность привлечения юридического лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от наличия обвинительного приговора в отношении физического лица, несмотря на то, что противоправные действия фактически совершаются физическим лицом от имени или в интересах юридического лица.

Кроме того, факт незаконной передачи названного в этой статье имущества, а также факт оказания услуг имущественного характера, предоставления имущественных прав может быть отражен не только в обвинительном приговоре, но и в постановлении суда или следователя о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (например, в связи со смертью обвиняемого).

Наличие или отсутствие негативных последствий не имеет значения применительно к правонарушению, предусмотренному ст.19.28 КоАП РФ, поскольку состав рассматриваемого правонарушения является оконченным с момента совершения неправомерных действий.

Кроме того, в КоАП РФ имеется статья 19.29, устанавливающая ответственность за привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

В силу изменений, введенных Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», срок давности привлечения к административной ответственности за указанное коррупционное правонарушение составляет 6 лет со дня совершения.

В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в обзоре судебной практики за 4 квартал 2012 г., несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной ч.4 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор (независимо от размера оплаты труда) и (или) гражданско-правовой договор (договоры), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей.

Возбуждение дел об указанных административных правонарушениях отнесено к исключительной компетенции прокурора.

Судами республики за 2011-2012 гг. по инициативе органов прокуратуры к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений по ст.19.29 КоАП РФ было привлечено 15 должностных и юридических лиц.

Так, прокуратура г. Костомукша провела проверку соблюдения антикоррупционного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью, в ходе которой было установлено, что менеджер по персоналу указанного предприятия была принята на работу 16.05.2012. До этого вновь принятая сотрудница состояла в должности заместителя начальника одного из структурных подразделений администрации Костомукшского городского округа. Однако новый работодатель не сообщил о приеме на работу бывшего муниципального служащего его предыдущему работодателю.

По результатам проверки прокурор города возбудил в отношении  предприятия и его генерального директора дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решениями мирового судьи юридическому лицу и его руководителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей и 20 тысяч рублей соответственно.

Мероприятия по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции продолжаются.

В текущем году прокурорами уже возбуждено 7 административных дел, из них по ст.19.29 - 6, по ст.19.28 - 1.