Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Карелия
Прокурор разъясняет
- 25 апреля 2013, 12:00
Действующим законодательством помимо ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения введена также и ответственность для юридических лиц.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На настоящий момент в КоАП РФ закреплены всего 2 нормы, направленные на противодействие коррупционным правонарушениям и допускающие ответственность юридического лица.
К таким нормам относится ст.19.28, закрепляющая ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица с учетом изменений возникает не только при совершении законными представителями юридических лиц преступлений, предусмотренных ст. 291 и чч.1 и 2 ст.204 УК РФ, в интересах либо от имени организации, но и в случае покушения на совершение указанных выше преступлений. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица в крупном и особо крупном размере выделены в отдельные части ст.19.28 КоАП РФ. Санкции по ним ужесточены.
Верховный суд Российской Федерации в своем обзоре судебной практики за 4 квартал 2012 г. отметил следующее.
Анализ положений ст.19.28 КоАП РФ и ст.14 Федерального закона "О противодействии коррупции" позволяет прийти к выводу, что действующее законодательство не исключает возможность одновременного возбуждения уголовного дела в отношении физического лица (например, по ст.291 УК РФ - дача взятки) и дела об административном правонарушении в отношении юридического лица по ст.19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), в интересах которого действовало это физическое лицо.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.28 КоАП РФ, возможность привлечения юридического лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от наличия обвинительного приговора в отношении физического лица, несмотря на то, что противоправные действия фактически совершаются физическим лицом от имени или в интересах юридического лица.
Кроме того, факт незаконной передачи названного в этой статье имущества, а также факт оказания услуг имущественного характера, предоставления имущественных прав может быть отражен не только в обвинительном приговоре, но и в постановлении суда или следователя о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (например, в связи со смертью обвиняемого).
Наличие или отсутствие негативных последствий не имеет значения применительно к правонарушению, предусмотренному ст.19.28 КоАП РФ, поскольку состав рассматриваемого правонарушения является оконченным с момента совершения неправомерных действий.
Кроме того, в КоАП РФ имеется статья 19.29, устанавливающая ответственность за привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
В силу изменений, введенных Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», срок давности привлечения к административной ответственности за указанное коррупционное правонарушение составляет 6 лет со дня совершения.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в обзоре судебной практики за 4 квартал 2012 г., несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной ч.4 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор (независимо от размера оплаты труда) и (или) гражданско-правовой договор (договоры), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей.
Возбуждение дел об указанных административных правонарушениях отнесено к исключительной компетенции прокурора.
Судами республики за 2011-2012 гг. по инициативе органов прокуратуры к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений по ст.19.29 КоАП РФ было привлечено 15 должностных и юридических лиц.
Так, прокуратура г. Костомукша провела проверку соблюдения антикоррупционного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью, в ходе которой было установлено, что менеджер по персоналу указанного предприятия была принята на работу 16.05.2012. До этого вновь принятая сотрудница состояла в должности заместителя начальника одного из структурных подразделений администрации Костомукшского городского округа. Однако новый работодатель не сообщил о приеме на работу бывшего муниципального служащего его предыдущему работодателю.
По результатам проверки прокурор города возбудил в отношении предприятия и его генерального директора дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решениями мирового судьи юридическому лицу и его руководителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей и 20 тысяч рублей соответственно.
Мероприятия по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции продолжаются.
В текущем году прокурорами уже возбуждено 7 административных дел, из них по ст.19.29 - 6, по ст.19.28 - 1.
Прокуратура Республики Карелия
25 апреля 2013, 12:00
Прокуратурой республики 30.04.2013 планируется проведение «круглого стола» по актуальным вопросам исполнения федерального законодательства при организации социального бизнеса (частные детские сады, уход за больными)
Действующим законодательством помимо ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения введена также и ответственность для юридических лиц.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На настоящий момент в КоАП РФ закреплены всего 2 нормы, направленные на противодействие коррупционным правонарушениям и допускающие ответственность юридического лица.
К таким нормам относится ст.19.28, закрепляющая ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица с учетом изменений возникает не только при совершении законными представителями юридических лиц преступлений, предусмотренных ст. 291 и чч.1 и 2 ст.204 УК РФ, в интересах либо от имени организации, но и в случае покушения на совершение указанных выше преступлений. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица в крупном и особо крупном размере выделены в отдельные части ст.19.28 КоАП РФ. Санкции по ним ужесточены.
Верховный суд Российской Федерации в своем обзоре судебной практики за 4 квартал 2012 г. отметил следующее.
Анализ положений ст.19.28 КоАП РФ и ст.14 Федерального закона "О противодействии коррупции" позволяет прийти к выводу, что действующее законодательство не исключает возможность одновременного возбуждения уголовного дела в отношении физического лица (например, по ст.291 УК РФ - дача взятки) и дела об административном правонарушении в отношении юридического лица по ст.19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), в интересах которого действовало это физическое лицо.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.28 КоАП РФ, возможность привлечения юридического лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от наличия обвинительного приговора в отношении физического лица, несмотря на то, что противоправные действия фактически совершаются физическим лицом от имени или в интересах юридического лица.
Кроме того, факт незаконной передачи названного в этой статье имущества, а также факт оказания услуг имущественного характера, предоставления имущественных прав может быть отражен не только в обвинительном приговоре, но и в постановлении суда или следователя о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (например, в связи со смертью обвиняемого).
Наличие или отсутствие негативных последствий не имеет значения применительно к правонарушению, предусмотренному ст.19.28 КоАП РФ, поскольку состав рассматриваемого правонарушения является оконченным с момента совершения неправомерных действий.
Кроме того, в КоАП РФ имеется статья 19.29, устанавливающая ответственность за привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
В силу изменений, введенных Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», срок давности привлечения к административной ответственности за указанное коррупционное правонарушение составляет 6 лет со дня совершения.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в обзоре судебной практики за 4 квартал 2012 г., несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной ч.4 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор (независимо от размера оплаты труда) и (или) гражданско-правовой договор (договоры), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей.
Возбуждение дел об указанных административных правонарушениях отнесено к исключительной компетенции прокурора.
Судами республики за 2011-2012 гг. по инициативе органов прокуратуры к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений по ст.19.29 КоАП РФ было привлечено 15 должностных и юридических лиц.
Так, прокуратура г. Костомукша провела проверку соблюдения антикоррупционного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью, в ходе которой было установлено, что менеджер по персоналу указанного предприятия была принята на работу 16.05.2012. До этого вновь принятая сотрудница состояла в должности заместителя начальника одного из структурных подразделений администрации Костомукшского городского округа. Однако новый работодатель не сообщил о приеме на работу бывшего муниципального служащего его предыдущему работодателю.
По результатам проверки прокурор города возбудил в отношении предприятия и его генерального директора дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решениями мирового судьи юридическому лицу и его руководителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей и 20 тысяч рублей соответственно.
Мероприятия по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции продолжаются.
В текущем году прокурорами уже возбуждено 7 административных дел, из них по ст.19.29 - 6, по ст.19.28 - 1.
Все права защищены
Телефон: +7 (8142) 717-846