Прокурор разъясняет

  • 5 февраля 2025, 11:58
Уголовная ответственность за новые преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
  Текст

Развитие современных технологий влияет на развитие законодательства, которому приходится адаптироваться к новым технологическим реалиям. Безналичные платежи получили широкое распространение благодаря развитию банковской системы и появлению виртуальных карт и банковских приложений. В настоящее время безналичные платежи являются основным способом оплаты товаров и услуг благодаря развитию мобильных платежных приложений и технологий бесконтактных платежей.

Развитие технологий обуславливает не только множество новых возможностей, но и новые виды преступлений. Это связано с тем, что новые технологии нередко используются для совершения противоправных деяний.

В средствах массовой информации уже появляются истории о хищении денежных средств граждан путем мошенничества с использованием поддельных изображений и голоса знакомых лиц. Преступления, совершаемые с использованием искусственного интеллекта – так называемых дипфейков.

Дипфейк– это созданное с помощью технологий искусственного интеллекта реалистичное изображение, аудио- или видеоинформация, не соответствующие действительности. Виды дипфейков классифицированы по признаку отношения к биометрической информации в связи с тем, что основной массив такой сгенерированной электронной информации направлен на подмену именно биометрии: подмена изображения лица человека, аудиозапись голоса и др.

Дипфейк– это всего лишь инструмент, с помощью которого жертва может быть введена в заблуждение. Например, дипфейки могут содержать обращение определенного лица с просьбой адресату что-то сделать. Дипфейки расширяют возможности обмана, но в целом ситуация не меняется.

Для квалификации хищений имеет значение способ совершения преступления, также он имеет важное значение для установления фактических обстоятельств совершенного преступления. Цифровые технологии лишь видоизменяют средства и способы мошенничества.

В настоящее время такие преступные действия квалифицируются как мошенничество по соответствующей части статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), кража с банковского счета по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, либо по ст. 272 УК РФ, предусматривающей ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации.

Согласно разъяснением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», неправомерное завладение денежными средствами, иным чужим имуществом или приобретение права на него путем предъявления (представления) чужих личных или иных официальных документов (например, паспорта, пенсионного удостоверения, свидетельства о рождении ребенка) в зависимости от непосредственного объекта посягательства и иных обстоятельств дела квалифицируется как мошенничество.

Использование дипфейк-технологий в качестве средства или способа совершения мошенничества возможно квалифицировать как хищение путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно телекоммуникационных сетей или просто как мошенничество по ст. 159 УК РФ.

Применение технологий искусственного интеллекта (дипфейков) может являться способом совершения мошенничества или иного хищения имущества, причем в каждом конкретном случае необходимо устанавливать факт использования синтезированного голоса или изображения экспертным путем.

Существуют и другие наиболее популярные виды хищений денежных средств граждан:

*фишинг – форма мошенничества, при которой используется поддельный веб-сайт, чтобы получить доступ к личным данным пользователей – таким как номера банковских карт и пароли;

*кража денежных средств, когда получают доступ к личной информации пользователя (номера карт, пароли, адреса и т.д.);

*вирусы, а также программы, которые могут быть загружены на устройства пользователя и использоваться для кражи личных данных;

*кардинг – способ использования украденных данных банковских карт для покупки товаров или услуг в Интернете.

Из описания указанных способов следует, что целью злоумышленников является доступ к банковскому счету, что позволяет завладеть информацией о его владельце, балансе и истории операций, а также получить возможность распоряжаться денежными средствами путем их перевода на счета третьих лиц – «дропперов», либо например, для покупки криптовалюты и дальнейшего вывода, чтобы затруднить отслеживание полученной незаконным путем денежной суммы.

Ужесточилось наказание за незаконное получение персональных данных.

Так, Федеральным законом от 31.11.2024 № 421-ФЗ УК РФ дополнен новой статьей 272.1, которая предусматривает уголовную ответственность за незаконные использование и (или) передачу, сбор и (или) хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, а равно создание и (или) обеспечение функционирования информационных ресурсов, предназначенных для ее незаконных хранения и (или) распространения.

Основным условием наступления ответственности, предусмотренной ст. 272.1 УК РФ является одновременное наличие двух составляющих в действиях виновного лица: незаконный способ завладения персональными данными в электронном виде; незаконные действия, связанные с их использованием, хранением и распространением.

За совершение данного деяния предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до трех миллионов рублей. Возможно также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Республики Коми