Интервью и выступления

Текст выступления прокурора Республики Коми Н.В.Егорова на коллегии об итогах работы органов прокуратуры за 2022 год
  Текст

Уважаемы коллеги, приглашенные.

 

В минувшем году работники прокуратуры Республики Коми продолжили совершенствовать правозащитную деятельность, принимая меры по защите прав и свобод граждан, обеспЕчению интересов государства. Существенные коррективы внесены в организацию надзора по ряду важнейших направлений прокурорской деятельности с учётом задач, поставленных перед нами Генеральным прокурором Российской Федерации в указании от 11 марта прошлого года «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности». Мы активно выявляли нарушения законов, во многих случаях, не допуская их трансформации в более опасные формы. Результативности этой работы способствовало взаимодействие с правоохранительными органами республики, органами власти и местного самоуправления, общественностью, институтами гражданского общества, средствами массовой информации.

Осуществляя надзор за исполнением федерального законодательства прокурорами выявлено свыше 27 тыс. нарушений закона. В целях их устранения внесено более 3300 представлений, по протестам прокурора отменено и изменено свыше 3 тыс. незаконных правовых актов. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 3700 лиц, судами рассмотрены и удовлетворены более 3 тыс. исков на сумму свыше 169 млн рублей. По материалам прокурорских проверок возбуждено 99 уголовных дел.

Благодаря принципиальности и настойчивости прокуроров удалось добиться положительного исхода вопроса с выплатой компенсаций всем 124 участникам долевого строительства дома по улице Стахановской в Сыктывкаре, кардинального сокращения очереди на лекарственное обеспЕчение льготников с 14 тысяч до 100 человек, а также ввести в эксплуатацию 19 ФАПов, которые население ждет еще с 2020 года.

Защищая конституционные права граждан на досудебной стадии уголовного судопроизводства и обеспечивая законность в деятельности органов следствия и дознания, прокурорами проверено 39 тыс. решений об отказе в возбуждении уголовного дела, изучено более 7 тыс. дел с обвинительными заключениями и 8 тыс. приостановленных и прекращенных уголовных дел. Выявлено 26 тыс. нарушений закона, в целях устранения которых отменено более 9 тыс. незаконных решений, внесено 285 представлений и 2750 требований об устранении нарушений федерального законодательства. Совместными с правоохранительными органами усилиями нам удалось добиться снижения преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения, в том числе повлекших смерть. Не допущено роста преступлений против собственности. Произошло значительное снижение количества лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и оправданных.

***

Одним из индикаторов доверия к органам прокуратуры мы рассматриваем показатель обратившихся к нам граждан за защитой своих прав. И если число поступающих обращений последние годы остается более-менее стабильным и составляет 40 тысяч, то число лиц, принятых на личном приеме в сравнении с прошлым годом, возросло на 19%. Причем половину из 7 тысяч обратившихся приняли непосредственно руководители прокуратуры республики и нижестоящих прокуратур.

Мы реализовывали различные формы общения с населением, в том числе дистанционные, а также выездные приемы. На основании заключенного соглашения в практику внедрены совместные с представителями Коми республиканской организации «Всероссийское общество инвалидов» выездные приемы этой категории граждан, в том числе по месту их жительства и пребывания. Продолжены совместные приёмы с уполномоченными по правам человека и по правам ребёнка, выездные приёмы предпринимателей с бизнес-омбудсменом. В истекшем году обеспечен личный прием в пунктах временного размещения граждан, прибывших с территории Украины, функционирование горячих линий по вопросам мобилизации и прием мобилизованных граждан в зданиях военкоматов. Для обеспЕчения прав граждан в отопительный сезон с конца прошлого года в аппарате прокуратуры республики также функционирует горячая линия.

23 декабря прошлого года мы заключили соглашение о сотрудничестве с Правительством Республики Коми по разрешению вопросов, вытекающих из обращений граждан, имеющих повышенный общественный резонанс и взятых на особый контроль Генеральным прокурором Российской Федерации. Рассчитываем, что его реализация позволит обеспечить максимально оперативное восстановление нарушенных прав граждан.

***

В условиях проведения специальной военной операции пристального внимания потребовали вопросы обеспЕчения законности при проведении частичной мобилизации, соблюдения прав мобилизованных и членов их семей. Прокурорам удалось своевременно сориентировать призывные комиссии, в состав которых мы вошли по указанию Президента России, на недопустимость призыва по мобилизации 19 граждан в связи с отсутствием законных оснований. Активно велась работа по блокировке «фейков» о целях и ходе проведения специальной военной операции.

****

В условиях санкционного давления на экономику прокуратурой решались поставленные Президентом Российской Федерации задачи по созданию надлежащих условий для бизнеса.

Под пристальным вниманием находились вопросы соблюдения законности при предоставлении субъектам предпринимательства мер государственной и муниципальной поддержки, своевременного принятия и надлежащей реализации государственных и муниципальных программ поддержки бизнеса. Нарушения были выявлены как в республиканских министерствах экономики и сельского хозяйства, так и на местах.

По поручению Генерального прокурора Российской Федерации в целях снижения административного давления на бизнес полностью переформатирована реализация прокурорских полномочий в контрольно-надзорной сфере. При формировании плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год отклонены 72,6% предложений о проведении проверок, пресечено проведение каждого второго внепланового контрольного мероприятия.

Острой проблемой, требовавшей постоянного прокурорского внимания, стала задолженность государственных и муниципальных заказчиков перед бизнесом по исполненным контрактам (договОрам).

Несмотря на принимаемые меры, долги по публичным контрактам в течение года возросли многократно до 50 млн руб. Основными должниками, как и прежде, остаются государственные учреждения здравоохранения. В связи с нарушением прав предпринимателей в Правительство Республики Коми внесено представление, о ситуации проинформирован Глава Республики Коми. Вместе с тем Правительству региона не удалось в полном объеме погасить долги заказчиков перед бизнесом, на 1 января задолженность составила почти 240 млн руб., это наихудший показатель за последние 5 лет, из них 235 миллионов – долги медучреждений. Наибольший размер задолженности приходятся на Воркутинскую больницу скорой помощи, Республиканскую детскую клиническую больницу, кардиодиспансер, а также Печорскую, Усинскую, Сысольскую и Вуктыльскую райбольницы.

Прокурорам на местах поручаю разобраться с тем, насколько правомерно и эффективно в учреждениях используется бюджетное финансирование, принципиально реагировать, когда при отрицательном финансовом результате средства тратятся на премии руководителям, а не на погашение долгов перед предпринимателями, которым в свою очередь необходимо платить зарплату, налоги и вести бизнес.

 ***

Складывающаяся в экономике ситуация потребовала повышенного внимания к вопросам защиты прав граждан на оплату труда. Принятые меры позволили выплатить зарплату более чем 2 тыс. работникам на сумму свыше 140 млн рублей. Удалось добиться погашения долгов медикам по оплате отпусков за работу в условиях коронавирусной инфекции и компенсации за их задержку в сумме более 90 млн руб.

На 1 января по статистике размер задолженности в регионе составил 4 млн 446 тыс. рублей, хотя в отдельные периоды прошлого года он превышал 21 млн.

Требует активизации работа прокурора г. Усинска. Там на три предприятия приходится почти половина всех долгов республики. Работодатели-банкроты должны 225 работникам более 41 млн рублей. Дополнительные меры здесь следует принять также прокурорам Сыктывкара, Ухты, Удорского, Сыктывдинского, Усть-Вымского, Троицко-Печорского и Княжпогостского районов. Необходимо дать принципиальную оценку действиям конкурсных управляющих по своевременной инвентаризации имущества, его оценке и реализации, по работе с дебиторской задолженностью, оспариванию сделок должника. Надлежит следить за очередностью удовлетворения требований кредиторов и проверять законность расходования денежных средств предприятий. В случае затягивания процедур банкротства ставить вопрос о дисквалификации конкурсного управляющего и давать уголовно-правовою оценку его работы.

Учитывая повышение с 01 января этого года на федеральном уровне минимального размера оплаты труда выявлять факты нелегальной занятости, выплаты зарплаты «в конвертах» и ниже МРОТ.

***

Особое внимание прокурорам следует уделить защите прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов на обеспечение средствами реабилитации. Эта проблема обратила на себя внимание в связи с резким ростом обращений о нарушениях в этой сфере, вплоть до того, что в конце прошлого года инвалиды обратились на личный приём к заместителю Генерального прокурора России Захарову А.Ю. Сейчас нами реализуются меры по восстановлению их нарушенного права, в том числе путем обращения в суды, однако с учётом реорганизации и создания с 1 января Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, прокурорам следует уделить особое внимание деятельности регионального отделения Фонда и его территориальных подразделений в части надлежащего обеспЕчения приема, учета и обработки первичных документов от инвалидов, своевременности предоставления соответствующих услуг, пресекая необоснованное затягивание конкурсных процедур и безрезультатных аукционов на поставку средств реабилитации.

***

Я уже отмечал положительные итоги, связанные со строительством ФАПов.

Вместе с тем, в 2023 году в республике должны быть возведены еще 24 объекта здравоохранения. Учитывая негативную практику и проблемы при их строительстве, прокурорам необходимо обеспечить эффективное надзорное сопровождение и своевременную реакцию на нарушения закона на всех этапах реализации проектов – от выбора и подготовки земельных участков и завершая их вводом в эксплуатацию и фактическим функционированием, наличием медицинского персонала.

Кроме того, в рамках реализации национальных проектов в текущем году продолжается строительство 27 объектов, по 4 из них в 2022 году на разных этапах строительства выявлялись нарушения: школы в с. Объячево и мкр. Емваль Эжвинского района, детский сад в мкр. Кочпон-Чит в Сыктывкаре, станция водоочистки в п. Пожня-Ель в Ухте.

В целом по итогам минувшего года в республике освоено лишь 77,5% бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов. Органам исполнительной власти предлагаю проработать конкретные меры, направленные на повышение эффективности использования финансов, своевременное доведение средств до получателей, контрактование и усиление контроля за реализацией мероприятий. В том числе представляется целесообразным в качестве условий субсидирования муниципалитетов предусмотреть их обязательства по обеспЕчению заключения муниципальных контрактов в установленные сроки, а за неисполнение данных требований –привлечение к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства глав муниципальных образований.

***

Особого внимания требует требуют вопросы соблюдения законности в сфере ЖКХ. Напомню, что 5 муниципальных образований в связи с допущенными нарушениями приступили к прохождению отопительного периода в отсутствие паспортов готовности.

Массовые отключения электроснабжения населенных пунктов в Усинске, Княжпогостском и Усть-Вымском районах, а также ситуация с остановкой тепловых энергоустановок на Центральной котельной г. Вуктыла в связи с перебоями в их электроснабжении, наглядно продемонстрировали проблему изношенности объектов электроэнергетики и их неготовности к бесперебойной работе в период прохождения зимнего максимума нагрузок.

В текущем отопительном периоде зафиксировано свыше 400 инцидентов на сетях электроснабжения, что превышает аналогичный показатель предыдущего отопительного периода почти на 100 случаев. По предварительным расчетам модернизация системы электросетевого хозяйства требует дополнительных финансовых вложений в размере свыше 4 млрд рублей, из которых около 3 млрд  – на реконструкцию распределительных электросетей. Недостаточный уровень материально-технической обеспеченности электросетевых организаций ставит под угрозу безаварийное прохождение отопительного периода, в том числе бесперебойное функционирование тепловых энергоустановок и котельных, отапливающих жилищный фонд и социально-значимые объекты.

В этой связи прокурорам необходимо оценить полноту и своевременность мер, принимаемых электросетевыми организациями в целях подготовки объектов к сезонной эксплуатации, достаточность резервов материальных и иных ресурсов для своевременной ликвидации последствий аварий и инцидентов.

Не снижается актуальность проблемы расселения аварийного и ветхого жилья, проведения капитального ремонта жилфонда.  Об этом свидетельствует и возросшее на 50% количество жалоб, разрешенных прокурорами в этой сфере. В числе причин срыва программы переселения - несвоевременное заключение муниципальных контрактов на возведение нового жилья, нарушение застройщиками сроков строительства, отсутствие жилья на вторичном рынке.  Отраслевому управлению и прокурорам на местах поручаю тщательно разобраться в указанном вопросе, дать принципиальную оценку реализации предоставленных полномочий региональным Минстроем, главами муниципалитетов.

***

Прошедший год характеризовался целым рядом экологических происшествий, в их числе 445 лесных пожаров, охвативших территорию практически в 60 тысяч гектар, аварии на магистральном нефтепроводе «Ухта – Ярославль» в Княжпогостском районе, повлекшие загрязнение земель и поверхностных водных объектов. Организованное прокуратурой республики межведомственное взаимодействие, принятые меры реагирования позволили во всех случаях избежать значительного материального ущерба, вреда жизни и здоровью человека.

Широкий общественный резонанс вызвала авария, произошедшая 24.12.2022 на канализационных очистных сооружениях Воркуты и повлекшая на протяжении почти 3 недель сброс неочищенных сточных вод в ручей, последующее загрязнение рек Воркута и Уса.

Авария вскрыла ненадлежащее состояние дел на местах по вопросам обеспЕчения безопасной эксплуатации зданий (строений, сооружений), особенно на социально-значимых объектах, таких как водопроводно-канализационный комплекс. Проверкой установлено, что факт нахождения несущих конструкций канализационных очистных сооружений Воркуты в неудовлетворительном состоянии был установлен еще в 2020 году по результатам технического обследования, проведенного по заказу администрации города. Однако никаких мер по организации и проведению капитального ремонта, усилению производственного контроля за техническим состоянием зданий (строений) ни эксплуатирующей организацией ООО «Водоканал», ни собственником объекта -  администрацией МО ГО «Воркута» - принято не было. Уголовно-правовая оценка деятельности хозяйствующего субъекта, должностных лиц органов местного самоуправления и контроля будет дана в ходе расследования уголовного дела, возбуждённого по результатам прокурорской проверки.

При этом, органам исполнительной власти Республики Коми и органам местного самоуправления необходимо уже сейчас выработать комплексные решения по вопросам эксплуатации имеющихся в муниципалитетах водозаборных и канализационных очистных сооружений, необходимости проведения их капитального ремонта, реконструкции или строительства новых с определением проектных решений, способов привлечения инвестиций и конкретных источников финансирования.

***

Продолжена работа по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

Благодаря активной позиции прокуроров, в течение прошедшего года жилыми помещениями обеспечено 295 детей-сирот, на 40 процентов сократилось число неисполненных судебных решений о предоставлении им жилья. Выделенные бюджетные средства освоены в полном объеме, что позволило приобрести 225 квартир. Вместе с тем на начало года в сводном списке состоит почти 2 тысячи таких граждан, из них у 1229 возникло право получение жилого помещения в текущем году. При этом в бюджете республики на 2023 год предусмотрено сокращение финансирования на 13 миллионов рублей, в то время как по нашим оценкам требуется его увеличение почти на 100 миллионов, о чем мы проинформировали Главу Республики Коми и Государственный Совет республики. 

Одна из существенных проблем в этой сфере – неисполнение родителями алиментных обязательств на содержание детей. У судебных приставов на исполнении находится более 22 тысяч таких судебных решений, сумма задолженности по ним в минувшем году увеличилась на 300 млн. рублей. Мы вынуждены констатировать серьезные просчёты в их работе, в том числе по привлечению должников к ответственности. Прокурорам необходимо принять меры к активизации работы на данном направлении, в том числе в части обеспЕчения неотвратимости административной и уголовной ответственности злостных неплательщиков.

В 2022 году обострилась проблема суицидального поведения несовершеннолетних. Число зарегистрированных сообщений о попытках суицида возросло с 87 до 129, а число оконченных суицидов с 5 до 7. В текущем году в результате подобных действий погибло уже 3 подростка. В большинстве таких случаев причины непосредственно связаны с утратой родительского внимания и конфликтами в семьях, бесконтрольным использованием вредоносных аккаунтов в сети Интернет. Органам профилактики, прежде всего образовательным учреждениям, не удается своевременно выявлять таких учащихся и оказывать им необходимую психологическую и социальную помощь.

В текущем году работа прокуроров по предупреждению детских суицидов должна быть активизирована, а профильному подразделению прокуратуры республики необходимо активно включится в работу по совершенствованию межведомственного взаимодействия в данной сфере.   

***

В прошедшем году прокуроры, как и прежде, активно отстаивали в суде права граждан и интересы государства.

Наши иски охватывали практически все сферы правовых отношений. Чаще всего основанием для них являлись нарушения трудового законодательства. Восстанавливались социальные, пенсионные и жилищные права граждан, а также право на окружающую благоприятную среду. Особое внимание уделялось защите несовершеннолетних, о чём я уже упоминал.

К примеру, удовлетворен иск прокурора Эжвинского района в интересах несовершеннолетней о взыскании 35 тысяч рублей, затраченных ее родителями на приобретение специального корсета, необходимого для реабилитации ребенка-инвалида. Добровольно, без вмешательства прокурора, органы социальной защиты возмещать указанные затраты необоснованно отказывались.

Не остались вне поля зрения прокуроров и вопросы защиты интересов государства в сфере бюджетных правоотношений.

Так, вступившим в законную силу решением Княжпогостского районного суда по иску прокурора Княжпогостского района с главы сельского поселения «Серёгово» в пользу муниципального образования взыскана и уже внесена ответчицей необоснованно полученная денежная выплата в размере 96 тысяч рублей.

Кроме того, в прошедшем году, с целью обеспЕчения законности, прокуроры приняли участие в рассмотрении судом свыше 3,5 тысяч социально значимых гражданских и административных дел, в том числе связанных с ограничением и лишением родительских прав, восстановлением на работе, выселением из жилых помещений.

В ряде случаев обращение за помощью по таким делам к прокурору является последней надеждой граждан на восстановление справедливости. Так, в октябре прошлого года на личный прием ко мне пришла жительница Эжвинского района, в отношении которой судом было принято решение о выселении из общежития что называется «в никуда». Нами была проведена проверка и установлены существенные обстоятельства, повлиявшие на такое решение, а именно неправильное исчисление дохода, ставшего препятствием к признанию ее малоимущей, что не позволило, в свою очередь, поставить её на учёт как нуждающуюся в предоставлении жилья. Суд апелляционной инстанции принял во внимание представленные прокурором доказательства подтверждающие невозможность ее выселения без предоставления иного жилого помещения.

***

Уважаемые коллеги, я уже неоднократно, в том числе и с этой трибуны, призывал прокуроров обеспечить исполнение решений суда по нашим искам, добиваясь реального восстановления нарушенных прав. Особенно это касается 700 решений о возложении на органы государственной власти и местного самоуправления обязанности устранить нарушения закона. Однако далеко не всеми прокурорами принимаются должные меры по обеспЕчению их исполнения. К примеру, ни одного нарушения при исполнении решений судов данной категории не выявлено прокурорами г. Воркуты, у которого на исполнении находятся 82 решения, Усинска (62), Сосногорска (30), Ухты (24), Ижемского района (60) и Усть-Куломского района (36), природоохранными прокурорами. Кроме прокурора г. Сыктывкара никто из прокуроров не уделял внимание вопросам реализации органами местного самоуправления полномочий по выделению бюджетных средств на цели исполнения решений судов, фактам финансирования ими выполнения иных работ, аналогичных требованиям судебных актов. За этими цифрами наши иски по пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, о расселении ветхого и аварийного жилья, в интересах несовершеннолетних.

Серьёзные просчёты в этой работе стали поводом к включению соответствующей проверки в план работы. Предупреждаю прокуроров о персональной ответственности за ее качественное исполнение. 

***

В 2022 году органами прокуратуры республики продолжена работа по участию в нормотворческой деятельности. На проектной стадии изучено более 870 проектов республиканских нормативных правовых актов, из них относящихся к компетенции Государственного Совета Республики Коми – 216. Прокуратурами районного звена рассмотрено свыше 6350 проектов, разработанных в муниципалитетах.

В связи с интенсивным обновлением федерального законодательства территориальным прокурорам в целях оказания помощи органам местного самоуправления следует сконцентрировать усилия на инициативной разработке проектов нормативных правовых актов. А прокурорам Койгородского, Корткеросского, Усть-Цилемского районов с учетом просчетов в организации работы, допущенных в минувшем году, принять меры по реализации предоставленного права нормотворческой инициативы во всех муниципальных образованиях, находящихся на поднадзорной территории.

***

Переходя к вопросам состояния преступности, следует отметить, что деятельность правоохранительных органов в 2022 году осуществлялась в условиях ее снижения на 1,5 процента. Зарегистрировано 14797 преступлений. Следователями и дознавателями расследовано и направлено в суды почти 7 тысяч уголовных дел. Общая раскрываемость достигла 63 %, которая в свою очередь выше общероссийской, составляющей 53,4 %.

Одна из основных проблем сегодня - преступления, совершаемые в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и связанные с многомилионными хищениями средств у наших граждан, что не может не вызывать тревоги. Профилактика таких преступных проявлений сегодня по умолчанию почему-то стала обязанностью одного только Министерства внутренних дел, однако работой в этом направлении должны быть охвачены и уполномоченные органы исполнительной власти, о чём мы уже говорили на координационном совещании по обеспЕчению правопорядка при Главе республики в ноябре прошедшего года, однако положение дел существенно не меняется. В связи с ненадлежащей реализацией профилактических мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности населения, профильным управлением аппарата организована проверка в трех министерствах республики, которые самоустранились от реализации возложенных функций.

Снижение нагрузки на правоохранительные органы положительно не отразилось на качестве и эффективности их деятельности на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Более предметно о просчётах прокурорского надзора и задачах на этом направлении мы поговорим во второй части коллегии.

***

Актуальными остаются вопросы противодействия коррупционным проявлениям. Так, пресечены коррупционные нарушения в организации, принадлежащей республике, – акционерном обществе «Коми коммунальные технологии», директор которого в условиях конфликта интересов и вопреки закону принял на работу своим заместителем лицо, ранее признанное банкротом и не соответствующее квалификационным требованиям. По нашему представлению директор и его заместитель уволены, а в отношении теперь уже бывшего руководителя данной организации в настоящее время органами Следственного комитета расследуется уголовное дело о хищении более 200 млн.руб. в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Особое внимание прокурорами уделялось соответствию расходов чиновников их доходам. Возросло с 2 до 10 число лиц, привлеченных по актам реагирования к дисциплинарной ответственности за указанные нарушения. В мае 2022 года судом удовлетворен наш иск об обращении в доход государства земельного участка и жилого помещения общей стоимостью 7 млн 900 тыс. рублей, приобретенных бывшим министром внутренних дел региона на неподтвержденные доходы.

Вместе с тем прокурорами Сыктывкара, Инты, Усинска, Эжвинского района г. Сыктывкара, Княжпогостского, Усть-Куломского, Троицко-Печорского и Сыктывдинского районов не обеспечен надлежащий надзор за исполнением законодательства о контроле за расходами служащих. По результатам инициированных ими процедур контроля исковые заявления в суд не направлялись. Профильному отделу необходимо более тщательно контролировать работу подчиненных прокуроров, в необходимых случаях оказывать конкретную методическую и практическую помощь.

В 2022 году зарегистрировано 149 преступлений коррупционной направленности, 60 из них – факты дачи и получения взяток. Средний размер незаконного вознаграждения по делам о взятках составил 287 тыс. рублей. По-прежнему подвержены коррупции сферы жилищно-коммунального хозяйства, государственного и муниципального заказа, а также реализации приоритетных национальных проектов. Вместе с тем, приведенные показатели коррупционной преступности значительно ниже аналогичных результатов работы правоохранительных органов региона в 2021 году по причине слабой активности по выявлению таких преступлений, в том числе силами оперативных подразделений и прокурорами, а также отраслевым отделом аппарата, которым не направлено ни одного материала в правоохранительные органы. 

Значительно активизировать надзорную и координационную деятельность необходимо прокурорам Инты, Вуктыла, Корткеросского, Троицко-Печорского, Усть-Вымского, Усть-Куломского, Удорского, Сысольского, Прилузского, Ижемского районов, на территории которых в течение нескольких лет не выявляются либо носят единичный характер коррупционные преступления.

***

Одна из основных функций прокурора – поддержание государственного обвинения.

С участием прокуроров судами первой инстанции за 2022 год рассмотрено свыше 7 тысяч уголовных дел. Вместе с тем с сожалением следует констатировать негативные итоги практики рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей. Количество оправданных лиц на основании вердиктов коллегии присяжных увеличилось с 1 до 4. Один приговор вступил в законную силу. На начало этого года присяжными рассматривается 10 уголовных дел в отношении 31 лица, с вынесением обвинительных вердиктов уже рассмотрено 3 дела в отношении 3 лиц.

Безусловно, в таких судебных процессах трудно переоценить роль и значение государственного обвинителя, который обязан быть мастером своего дела, свободно ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве и судебной практике, уметь вести полемику и отстаивать свою позицию в условиях, когда сторона защиты стремится на публику скомпрометировать следствие, прокуратуру, потерпевших, поставить под сомнение имеющиеся доказательства.

Мы уже неоднократно говорили, что залог успеха в этой работе – непрерывное совершенствование своего профессионализма, заблаговременная, вдумчивая и качественная подготовка к судебным заседаниям, на что нас и ориентирует отраслевой приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.06.2021 № 376.

***

Завершая своё выступление отмечу, что залог успешной реализации прокурорами возложенных обязанностей – кадровая и воспитательная работа, которая проводится нами в соответствии с Концепцией воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации.

Реализуя ее требования в минувшем году активно осуществлялось формирование действенного кадрового резерва для выдвижения на руководящие должности, своевременное замещение вакантных должностей. Обеспечен качественный первичный прием на службу лиц, завершивших обучение в рамках целевой подготовки в институтах прокуратуры.

Первостепенное значение придавалось наставничеству. Положительное влияние на воспитание молодых специалистов оказало участие в спортивных мероприятиях, организуемых в прокуратуре Республики Коми. Особо значимыми стали вопросы патриотического воспитания. Эту работу надлежит совершенствовать и в текущем году, активно привлекая к ней членов ветеранской организации.  

Нельзя оставлять без внимания наших подшефных – ребят, проживающих в детских домах. Необходимо на постоянной основе проводить среди них профориентационную работу в целях отбора кандидатов, проявляющих интерес к прокурорской деятельности.

***

Уважаемые коллеги!

В силу ограниченности регламента в своём докладе я акцентировал ваше внимание на наиболее важных проблемах в осуществлении надзора и первостепенных задачах на текущий год. Остальные вопросы, связанные с реализацией надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими уголовные наказания, проблемы правовой статистики, а также вопросы взаимодействия со средствами массовой информации обсудим подробно во второй части коллегии.

Благодарю за внимание.

Распечатать