Прокурор разъясняет

  • 31 октября 2024, 10:09
Прокуратура Якутии разъясняет механизм защиты несовершеннолетних от вовлечения в деструктивные сообщества в сети «Интернет»
  Текст

Сеть «Интернет» имеет как положительные качества (возможность общаться, заказывать услуги, получать новые знания и т.д.), так и отрицательные появления (киберпреступность, распространение запрещенной информации, вовлечение в деструктивные сообщества). Наиболее уязвимую категорию граждан, подверженных влиянию деструктивных сообщества, составляют несовершеннолетние. В связи с этим с целью предупреждения вовлечения детей в деструктивные сообщества необходимо придерживаться правил безопасного нахождения детей в сети «Интернет».

К наиболее опасным сообществам относятся:

  1. Группы, пропагандирующие экстремистскую и нацистскую идеологию: террористические группировки, (в том числе движение «Колумбайн», признанное террористическим движением на основании решения Верховного суда РФ), шутеры, нацистские, неонацистские движения и др.
  2. Группы и каналы, пропагандирующие опасные увлечения: зацепинг, опасные квесты, группы с пропагандой наркотиков, трэш-стримеры, шок-контент и др.
  3. Группы, пропагандирующие причинение вреда себе или окружающим: селфхарм (буквально переводится как «вред себе»), пиплхейт (движение, пропагандирующее ненависть к людям), депрессивно-суицидальные группы («синий кит» и аналогичные), анорексию и др.
  4. Группы, пропагандирующие нетрадиционные духовно-нравственные ценности: оккультизм, сатанизм, чайлдфри, феминизм, нетрадиционные сексуальные отношения, смену пола, гендерную идентичность и пр.
  5. Аниме-сообщества. В отличие от традиционной японской культуры аниме, современные аниме могут быть очень опасны, поскольку нередко пропагандируют насилие, сексуальные извращения, каннибализм, убийства и самоубийства. По данным исследователей через «кровавое аниме» популяризуется даже скулшутинг. Аниме-продукция также является лидером по депрессивно-суицидальному контенту.

Как гарантировать безопасность ребёнка в опасной среде?

Ребенок должен знать об опасностях общения с незнакомцами в Интернете, сообщать родителям о таких фактах.

Важно, чтобы в случае опасности, появления странных друзей или попытки втянуть ребенка в сомнительную деятельность, он, в первую очередь, обращался за помощью к родителям.

Родителям в свою очередь необходимо контролировать с кем их ребенок общается не только в реальном мире, но и в виртуальном.

Деструктивные сообщества могут:

  1. Нанести непоправимый вред психическому и физическому здоровью ребенка. Могут быть опасны для жизни ребенка.
  2. Сформировать нетрадиционные духовно-нравственные ценности, опасные взгляды и убеждения, основанные на насилии и мизантропии.
  3. Заставить ребенка причинить вред себе или окружающим.
  4. Воздействовать на нормальную социализацию ребенка в обществе.

Кроме того, в Интернете действует большое количество преступников, чьей целью является вовлечение все новых и новых пользователей в деятельность таких опасных сообществ. Такие лица называются «вербовщиками». Чаще всего вербовка начинается с личного и очень навязчивого общения. Вербовщики пытаются завладеть всем вниманием и временем пользователя. Один из основных способов вербовки – маркетинговая «воронка вовлечения». Суть «воронки» заключается в том, что пользователь сначала привлекается в какую-либо группу по интересам, затем по активности в этих группах или комментариях, он отбирается и через личные сообщения приглашается в тематическое сообщество с более узкими интересами. После этого происходит отбор пользователя в закрытые группы и чаты, где уже происходит вовлечение в опасную и даже преступную деятельность сообществ. Особенностями таких групп может быть персональный доступ к ним только членам сообщества (особенно если общение происходит через мессенджеры). То есть родители или иное лицо не сможет попасть в группу, используя свои телефон или компьютер. После этого пользователи приступают к выполнению заданий в реальном мире.

Полезные советы

  1. Спрашивайте или аккуратно проверяйте, с кем ведёт переписку ребёнок в личных сообщениях.
  2. Обращайте внимание на поведение и новые интересы ребёнка: аниме, депрессивная литература, специализированные книги об оружии и стрельбе.
  3. Замечайте изменения круга общения ребёнка, спрашивайте о его новых друзьях.
  4. Обращайте внимание, если ребенок в реальной жизни выполняет задания, полученные в Интернете, так называемые, челленджи. Они могут содержать опасные для здоровья действия, например: сделать фото в экстремальных условиях или пробраться на закрытую территорию.