Доклады, обзоры, статистическая информация - Прокуратура Республики Татарстан
Доклады, обзоры, статистическая информация
- 22 апреля 2021, 00:08
В первом квартале 2021 года выявлено 1 283 нарушения (АППГ – 1 496), с целью устранения которых на незаконные правовые акты принесено 629 протестов (960), в суды направлено 5 заявлений (10), внесено 235 представлений (322), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 18 лиц (30). По материалам, направленным прокурорами в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 6 уголовных дел (6).
Выявлено 329 нарушений, связанных с ненадлежащим исполнением обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (АППГ - 167), в целях устранения которых внесено 60 представлений (53), к дисциплинарной ответственности привлечено 158 должностных лиц (140).
Как и прежде, изучением справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных служащими и иными лицами, показывает, что основные нарушения связаны с невнимательностью и халатным отношением к исполнению обязанности.
По результатам проверок прокуратуры Приволжского района г. Казани инициированы 2 проверки контроля расходов лиц, обязанных представлять сведения о доходах, расходах.
При этом в 2021 году из двух рассмотренных в суде общей юрисдикции заявлений об обращении имущества в доход государства удовлетворено одно – Елабужского городского прокурора, которое не вступило в законную силу.
В доход государства обращен автомобиль супруги бывшего государственного служащего стоимостью 2 285 000 руб.
В удовлетворении заявления прокурора Приволжского района г. Казани об обращении в доход легкового автомобиля, земельного участка и жилого дома отказано. Решение суда обжаловано в суд апелляционной инстанции.
В сфере выявления фактов конфликта интересов следует констатировать некоторое увеличение активности прокуроров: 29 фактов неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов (13).
Например, прокуратурой Московского района г. Казани выявлено, что директор ГАПОУ «Казанский колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства» (далее – колледж) Бакаев Ж.А. принял на должность заместителя директора по хозяйственной части и безопасности своего племянника – Бакаева М.А. Также Бакаев Ж.А. перевел с должности заведующего канцелярии на должность экономиста колледжа Фаизову А.Э., являющуюся его племянницей.
На заседании комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан по результатам рассмотрения уведомления директора колледжа Бакаева Ж.А. о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, установлено, что при исполнении директором колледжа Бакаевым Ж.А. своих должностных обязанностей личная заинтересованность может привести к конфликту интересов, так как руководитель состоит в близких отношениях с работниками. Бакаеву Ж.А. указано на недопустимость действий (связанных с решением вопросов премирования, применения мер поощрений и дисциплинарных взысканий, перемещений и т.п.), приводящих к возникновению конфликтов интересов.
Между тем, на основании приказов Бакаева Ж.А., работникам Бакаеву М.А. и Фаизовой А.Э. систематически выплачивались денежные премии, стимулирующие выплаты, размер которых значительно превышает выплаты остальным сотрудникам колледжа. Более того, при распределении стимулирующих выплат и доплат решение принималось директором колледжа Бакаевым Ж.А. единолично, протоколы о распределении данных выплат отсутствовали.
По фактам нарушений Министру образования Республики Татарстан внесено представление, которое находится на рассмотрении.
Прокуратурой Вахитовского района города Казани выявлено, что Елисеева Ю.А., замещавшая должность государственной гражданской службы в налоговой службе, была трудоустроена в Межрегиональный филиал ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» в г. Казани (далее – Филиал) без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. По представлению прокуратуры Елисеева Ю.А. уволена из Филиала, должностное лицо кадрового подразделения, принявшее Елисееву Ю.А. на работу привлечено к дисциплинарной ответственности.
Активно проводилась работа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства правовых актов контрактных управляющих. Выявлено 122 нарушения (58), принесено 118 протестов, внесено 1 представление.
Так, прокуратурой Тукаевского района при проверке распоряжений о назначении контрактных управляющих 23 сельских поселений Тукаевского муниципального района и инструкций контрактных управляющих установлено, что в них не закреплена обязанность контрактного управляющего при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществлять проверку отсутствия конфликта интересов между участниками закупок, а также судимости за преступления в сфере экономики, не является ли участник офшорной организацией, не привлекалось ли юридическое лицо к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.
По результатам проверки прокуратурой района принесено 23 протеста руководителям исполнительных комитетов сельских поселений района, которые рассмотрены и удовлетворены.
При этом единичные показатели работы выявлены в бюджетной сфере (11 нарушений), в сферах исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности (2 нарушения), ЖКХ (2 нарушения), образования (1 нарушение).
Так, прокуратурой Ново-Савиновского района г. Казани проведена проверка, в ходе которой выявлен факт присвоения и растраты председателем правления ТСН «Чистопольская 61А» Садовиной М.Н. денежных средств товарищества в сумме 25 000 руб. Действия Садовиной М.Н. квалифицированы по ч. 3 ст. 160 УК РФ, материал проверки прокурором направлен в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в СО ОП № 17 «Ямашевский» УМВД РФ по г. Казани для решения вопроса об уголовном преследовании. Процессуальное решение на конец отчетного периода не принято.
Кроме того, прокуратурой района выявлен факт незаконного сбора денежных средств родительским комитетом на нужды группы № 9 МАДОУ «Детский сад № 19» Ново-Савиновского района г. Казани. Установлено, что образовательным учреждением допущены нарушения федерального законодательства об образовании и о противодействии коррупции. Прямой запрет на сбор денежных средств в образовательных учреждениях установлен Приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 29.03.2011 № 1244/11 «О недопущении незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных учреждениях Республики Татарстан». По выявленному нарушению внесено представление.
За истекший период 2021 года в представительных органах местного самоуправления выявлено 625 нарушений (929), в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти – 68 (23), в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации – 15 (4), в исполнительных органах местного самоуправления – 208 (265).
В порядке ст. 37 УПК РФ направлено 10 (8) материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам их рассмотрения возбуждено 6 уголовных дел (6), из них: 1 – о государственной службе, 1 – о муниципальной службе, 3 – о бюджете.
В суд направлено 2 материала для привлечения юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. Рассмотрено 6 материалов. Наложен штраф на сумму 4 500 000 руб. (срок для принудительной уплаты штрафа не наступил).
Так, 15.02.2021 Нижнекамской городской прокуратурой возбуждено 2 дела об административном правонарушении по ст. 19.28 КоАП РФ в отношении ООО «НУМИС». В ходе проверки установлено, что, являющимся директор ООО «НУМИС» Кунаевым Е.А. через посредника дана взятка в размере 50 000 руб. должностному лицу – государственному инспектору Ростехнадзора Орел Н.А., за не привлечение к административной ответственности юридического лица ООО «НУМИС» и должностных лиц данного предприятия по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в связи с выявленными на предприятии нарушениями. При аналогичных обстоятельствах в октябре 2018 года Кунаевым Е.А. вышеуказанному должностному лицу повторно дана взятка, в размере 50 000 руб.
Административные дела направленны для рассмотрения мировому судье судебного участка №2 по Нижнекамскому судебному району.
30.03.2021 по результатам судебного рассмотрения ООО «НУМИС» привлечено к административной ответственности в виде штрафа, в размере 1 000 000 руб., по каждому эпизоду.
По ст. 19.29 КоАП РФ привлечено по постановлениям прокуроров 12 лиц (30) и наложено штрафов на 410 000 руб. (1 140 000 руб.), оплачено на сумму 145 000 руб. (с учетом долга за 2020 год). Часть денежных средств не взыскана, в связи с невступлением в законную силу постановлений о назначении штрафов.
Имеется практика обращения прокуроров в суды с исковыми заявлениями о взыскании ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями (преступлениями).
Прокурором района в Сармановский районный суд направлен иск о возмещении ущерба, причиненного актом коррупции на сумму 130 000 руб.
Основанием обращения с иском послужил тот факт, что Ахметшин Р.К., являясь главой Карашай-Сакловского сельского поселения Сармановского муниципального района, путем обмана и злоупотребления доверием склонил Ханнапову М.М. подписать договор купли-продажи квартиры, принадлежащей ей на праве собственности, передаточный акт и расписку о получении денежных средств в размере 1 000 000 руб. После чего Ахметшин Р.Г. зарегистрировал право собственности на указанную квартиру. В последующем Ахметшин Р.Г., предоставив в налоговую службу документы о приобретении квартиры, получил имущественный налоговый вычет в размере 130 000 руб. Иск рассмотрен и удовлетворён в полном объеме.
В 2021 году выявлено 38 фактов не соблюдения требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», в связи с чем руководителям организаций внесено 38 представлений (32), большая часть представлений рассмотрены и удовлетворены, приняты меры по устранению нарушении.
Прокуратурой республики проведена антикоррупционная экспертиза 6 174 нормативных правовых актов и 6 896 проектов нормативных правовых актов (АППГ 6 604/6 461). Коррупциогенные факторы содержали 56 нормативных правовых актов и 204 проекта нормативных правовых актов (АППГ – 108 НПА и 78 проектов НПА).
Например, Азнакаевской городской прокуратурой 29.03.2021 принесены 26 протестов на постановления исполнительных комитетов сельских и городских поселений «Об административных регламентах предоставления муниципальных услуг». Внесение протестов обусловлено изменениями в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», вступившими в силу с 01.01.2021. С учетом изменений от заявителей, обратившихся за предоставлением государственных и муниципальных услуг, нельзя требовать предоставления свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданных уполномоченными органами Российской Федерации. Наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, является коррупциогенным фактором.
Аналогичные 5 протестов на административные регламенты принесены прокуратурой Мамадышского района.
Прокуратурой Черемшанского района 28.01.2021 принесен протест на постановление главы Черемшанского муниципального района «О создании и организации деятельности подразделений добровольной пожарной дружины и порядок взаимодействия с другими видами пожарной охраны в Черемшанском муниципальном районе», которое принято главой района за пределами компетенции, поскольку органы местного самоуправления не наделены правом создания и регулирования деятельности добровольных пожарных подразделений. По результатам рассмотрения протеста правовой акт отменен.
В целях исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов прокурорами принесен 51 протест (АППГ – 98), внесено 2 требования (АППГ – 10), 3 представления (АППГ – 0). Случаев отклонения актов прокурорского реагирования не имеется.
В республике зарегистрировано 479 преступлений коррупционной направленности (АППГ – 398), из них особо тяжкие – 42, тяжкие – 366 и небольшой тяжести – 61.
Статистические показатели выявленных должностных преступлений в различных отраслях экономики выглядят следующим образом: здравоохранение и социальное обеспечение – 7; земельные отношения или операции с землей – 15; образование – 57; строительство и ЖКХ – 5.
В первом квартале 2021 года преступлениями коррупционной направленности причинен ущерб на сумму 60 076 тыс. рублей, из них по оконченным уголовным делам (из числа находившихся в производстве) на сумму 57 076 тыс. рублей. По результатам расследования преступлений коррупционной направленности добровольно погашен материальный ущерб на сумму 8 492 тыс. рублей, в ходе предварительного расследования уголовных де коррупционной направленности в обеспечительных мерах наложен арест на имущество в сумме 35 627 тыс. рублей.
Судами Республики Татарстан рассмотрены 39 уголовных дела о преступлениях коррупционной направленности в отношении 44 лиц (АППГ – 29/41).
2. В порядке статьи 237 УПК РФ возвращено 1 уголовное дело о преступлении коррупционной направленности в отношении 1 лица (АППГ – 1).
Судами Республики Татарстан с постановлением обвинительных приговоров рассмотрено 31 уголовное дело, по которым осуждены 36 лиц:
- по части 3 статьи 159 УК РФ – 3;
- по части 4 статьи 159 УК РФ – 1;
- по части 5 статьи 159 УК РФ – 1;
- по части 3 статьи 159.2 УК РФ – 3;
- по части 3 статьи 160 УК РФ – 5;
- по части 5 статьи 204 УК РФ – 2;
- по части 6 статьи 204 УК РФ – 1;
- по части 7 статьи 204 УК РФ – 1;
- по части 2 статьи 204.1 УК РФ – 1;
- по части 1 статьи 285 УК РФ – 3;
- по части 3 статьи 286 УК РФ – 1;
- по части 3 статьи 290 УК РФ – 2;
- по части 3 статьи 291 УК РФ – 1;
- по части 3 статьи 291.1 УК РФ – 2;
- по части 1 статьи 291.2 УК РФ – 9;
Субъектный состав осужденных за коррупционные преступления следующий:
- лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях – 6;
- должностные лица правоохранительных органов 8 (МВД – 7, ФССП – 1, ФСИН по Республике Татарстан – 1);
- должностные лица органов местного самоуправления – 1 (глава поселения);
- должностные лица образовательных организаций – 4 (2 директора, 2 бухгалтера);
- должностные лица муниципальных учреждений – 2;
- главный специалист Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – 1;
- врач – 1;
- должностное лицо ФГУП «Охрана» – 1;
- директор муниципального унитарного предприятия – 1.
Остальные преступления совершены гражданами без статуса должностного лица (дача взятки).
Например, приговором Альметьевского городского суда от 13.01.2021 осужден Манукян А.Г. по ч.3 ст.204, ч.6 ст.204, ч.6 ст.204, п. «г» ч.7 ст.204 УК РФ с назначением наказания в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима с лишением права занимать должности, связанных с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью сроком на 1 год 6 месяцев со штрафом в размере 600 000 рублей.
Судом установлено, что Манукян А.Г., являясь инженером отдела закупок ООО «Алнас», получил от представителей коммерческих организаций за заключение договора поставки жидкости для промывки, создание благоприятных условий денежные суммы в размере 1,1 млн. рублей, которыми распорядился по своему усмотрению.
В первом квартале 2021 года по результатам рассмотрения уголовных дел коррупционной направленности вынесен 1 оправдательный приговор.
По результатам рассмотрения уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности судами назначались следующие виды наказаний: 5 лиц осуждены к реальному лишению свободы, 16 – к лишению свободы условно, 9 лицам назначен штраф, 2 лицам – исправительные работы, 3 лицам – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 1 лицу – ограничение свободы.
В качестве дополнительного наказания 7 лицам назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 1 лицу – штраф.
Прокуратура Республики Татарстан
22 апреля 2021, 00:08
Анализ состояния законности и организации прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции за 3 месяца 2021 года
В первом квартале 2021 года выявлено 1 283 нарушения (АППГ – 1 496), с целью устранения которых на незаконные правовые акты принесено 629 протестов (960), в суды направлено 5 заявлений (10), внесено 235 представлений (322), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 18 лиц (30). По материалам, направленным прокурорами в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 6 уголовных дел (6).
Выявлено 329 нарушений, связанных с ненадлежащим исполнением обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (АППГ - 167), в целях устранения которых внесено 60 представлений (53), к дисциплинарной ответственности привлечено 158 должностных лиц (140).
Как и прежде, изучением справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных служащими и иными лицами, показывает, что основные нарушения связаны с невнимательностью и халатным отношением к исполнению обязанности.
По результатам проверок прокуратуры Приволжского района г. Казани инициированы 2 проверки контроля расходов лиц, обязанных представлять сведения о доходах, расходах.
При этом в 2021 году из двух рассмотренных в суде общей юрисдикции заявлений об обращении имущества в доход государства удовлетворено одно – Елабужского городского прокурора, которое не вступило в законную силу.
В доход государства обращен автомобиль супруги бывшего государственного служащего стоимостью 2 285 000 руб.
В удовлетворении заявления прокурора Приволжского района г. Казани об обращении в доход легкового автомобиля, земельного участка и жилого дома отказано. Решение суда обжаловано в суд апелляционной инстанции.
В сфере выявления фактов конфликта интересов следует констатировать некоторое увеличение активности прокуроров: 29 фактов неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов (13).
Например, прокуратурой Московского района г. Казани выявлено, что директор ГАПОУ «Казанский колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства» (далее – колледж) Бакаев Ж.А. принял на должность заместителя директора по хозяйственной части и безопасности своего племянника – Бакаева М.А. Также Бакаев Ж.А. перевел с должности заведующего канцелярии на должность экономиста колледжа Фаизову А.Э., являющуюся его племянницей.
На заседании комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан по результатам рассмотрения уведомления директора колледжа Бакаева Ж.А. о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, установлено, что при исполнении директором колледжа Бакаевым Ж.А. своих должностных обязанностей личная заинтересованность может привести к конфликту интересов, так как руководитель состоит в близких отношениях с работниками. Бакаеву Ж.А. указано на недопустимость действий (связанных с решением вопросов премирования, применения мер поощрений и дисциплинарных взысканий, перемещений и т.п.), приводящих к возникновению конфликтов интересов.
Между тем, на основании приказов Бакаева Ж.А., работникам Бакаеву М.А. и Фаизовой А.Э. систематически выплачивались денежные премии, стимулирующие выплаты, размер которых значительно превышает выплаты остальным сотрудникам колледжа. Более того, при распределении стимулирующих выплат и доплат решение принималось директором колледжа Бакаевым Ж.А. единолично, протоколы о распределении данных выплат отсутствовали.
По фактам нарушений Министру образования Республики Татарстан внесено представление, которое находится на рассмотрении.
Прокуратурой Вахитовского района города Казани выявлено, что Елисеева Ю.А., замещавшая должность государственной гражданской службы в налоговой службе, была трудоустроена в Межрегиональный филиал ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» в г. Казани (далее – Филиал) без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. По представлению прокуратуры Елисеева Ю.А. уволена из Филиала, должностное лицо кадрового подразделения, принявшее Елисееву Ю.А. на работу привлечено к дисциплинарной ответственности.
Активно проводилась работа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства правовых актов контрактных управляющих. Выявлено 122 нарушения (58), принесено 118 протестов, внесено 1 представление.
Так, прокуратурой Тукаевского района при проверке распоряжений о назначении контрактных управляющих 23 сельских поселений Тукаевского муниципального района и инструкций контрактных управляющих установлено, что в них не закреплена обязанность контрактного управляющего при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществлять проверку отсутствия конфликта интересов между участниками закупок, а также судимости за преступления в сфере экономики, не является ли участник офшорной организацией, не привлекалось ли юридическое лицо к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.
По результатам проверки прокуратурой района принесено 23 протеста руководителям исполнительных комитетов сельских поселений района, которые рассмотрены и удовлетворены.
При этом единичные показатели работы выявлены в бюджетной сфере (11 нарушений), в сферах исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности (2 нарушения), ЖКХ (2 нарушения), образования (1 нарушение).
Так, прокуратурой Ново-Савиновского района г. Казани проведена проверка, в ходе которой выявлен факт присвоения и растраты председателем правления ТСН «Чистопольская 61А» Садовиной М.Н. денежных средств товарищества в сумме 25 000 руб. Действия Садовиной М.Н. квалифицированы по ч. 3 ст. 160 УК РФ, материал проверки прокурором направлен в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в СО ОП № 17 «Ямашевский» УМВД РФ по г. Казани для решения вопроса об уголовном преследовании. Процессуальное решение на конец отчетного периода не принято.
Кроме того, прокуратурой района выявлен факт незаконного сбора денежных средств родительским комитетом на нужды группы № 9 МАДОУ «Детский сад № 19» Ново-Савиновского района г. Казани. Установлено, что образовательным учреждением допущены нарушения федерального законодательства об образовании и о противодействии коррупции. Прямой запрет на сбор денежных средств в образовательных учреждениях установлен Приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 29.03.2011 № 1244/11 «О недопущении незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных учреждениях Республики Татарстан». По выявленному нарушению внесено представление.
За истекший период 2021 года в представительных органах местного самоуправления выявлено 625 нарушений (929), в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти – 68 (23), в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации – 15 (4), в исполнительных органах местного самоуправления – 208 (265).
В порядке ст. 37 УПК РФ направлено 10 (8) материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам их рассмотрения возбуждено 6 уголовных дел (6), из них: 1 – о государственной службе, 1 – о муниципальной службе, 3 – о бюджете.
В суд направлено 2 материала для привлечения юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. Рассмотрено 6 материалов. Наложен штраф на сумму 4 500 000 руб. (срок для принудительной уплаты штрафа не наступил).
Так, 15.02.2021 Нижнекамской городской прокуратурой возбуждено 2 дела об административном правонарушении по ст. 19.28 КоАП РФ в отношении ООО «НУМИС». В ходе проверки установлено, что, являющимся директор ООО «НУМИС» Кунаевым Е.А. через посредника дана взятка в размере 50 000 руб. должностному лицу – государственному инспектору Ростехнадзора Орел Н.А., за не привлечение к административной ответственности юридического лица ООО «НУМИС» и должностных лиц данного предприятия по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в связи с выявленными на предприятии нарушениями. При аналогичных обстоятельствах в октябре 2018 года Кунаевым Е.А. вышеуказанному должностному лицу повторно дана взятка, в размере 50 000 руб.
Административные дела направленны для рассмотрения мировому судье судебного участка №2 по Нижнекамскому судебному району.
30.03.2021 по результатам судебного рассмотрения ООО «НУМИС» привлечено к административной ответственности в виде штрафа, в размере 1 000 000 руб., по каждому эпизоду.
По ст. 19.29 КоАП РФ привлечено по постановлениям прокуроров 12 лиц (30) и наложено штрафов на 410 000 руб. (1 140 000 руб.), оплачено на сумму 145 000 руб. (с учетом долга за 2020 год). Часть денежных средств не взыскана, в связи с невступлением в законную силу постановлений о назначении штрафов.
Имеется практика обращения прокуроров в суды с исковыми заявлениями о взыскании ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями (преступлениями).
Прокурором района в Сармановский районный суд направлен иск о возмещении ущерба, причиненного актом коррупции на сумму 130 000 руб.
Основанием обращения с иском послужил тот факт, что Ахметшин Р.К., являясь главой Карашай-Сакловского сельского поселения Сармановского муниципального района, путем обмана и злоупотребления доверием склонил Ханнапову М.М. подписать договор купли-продажи квартиры, принадлежащей ей на праве собственности, передаточный акт и расписку о получении денежных средств в размере 1 000 000 руб. После чего Ахметшин Р.Г. зарегистрировал право собственности на указанную квартиру. В последующем Ахметшин Р.Г., предоставив в налоговую службу документы о приобретении квартиры, получил имущественный налоговый вычет в размере 130 000 руб. Иск рассмотрен и удовлетворён в полном объеме.
В 2021 году выявлено 38 фактов не соблюдения требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», в связи с чем руководителям организаций внесено 38 представлений (32), большая часть представлений рассмотрены и удовлетворены, приняты меры по устранению нарушении.
Прокуратурой республики проведена антикоррупционная экспертиза 6 174 нормативных правовых актов и 6 896 проектов нормативных правовых актов (АППГ 6 604/6 461). Коррупциогенные факторы содержали 56 нормативных правовых актов и 204 проекта нормативных правовых актов (АППГ – 108 НПА и 78 проектов НПА).
Например, Азнакаевской городской прокуратурой 29.03.2021 принесены 26 протестов на постановления исполнительных комитетов сельских и городских поселений «Об административных регламентах предоставления муниципальных услуг». Внесение протестов обусловлено изменениями в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», вступившими в силу с 01.01.2021. С учетом изменений от заявителей, обратившихся за предоставлением государственных и муниципальных услуг, нельзя требовать предоставления свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданных уполномоченными органами Российской Федерации. Наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, является коррупциогенным фактором.
Аналогичные 5 протестов на административные регламенты принесены прокуратурой Мамадышского района.
Прокуратурой Черемшанского района 28.01.2021 принесен протест на постановление главы Черемшанского муниципального района «О создании и организации деятельности подразделений добровольной пожарной дружины и порядок взаимодействия с другими видами пожарной охраны в Черемшанском муниципальном районе», которое принято главой района за пределами компетенции, поскольку органы местного самоуправления не наделены правом создания и регулирования деятельности добровольных пожарных подразделений. По результатам рассмотрения протеста правовой акт отменен.
В целях исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов прокурорами принесен 51 протест (АППГ – 98), внесено 2 требования (АППГ – 10), 3 представления (АППГ – 0). Случаев отклонения актов прокурорского реагирования не имеется.
В республике зарегистрировано 479 преступлений коррупционной направленности (АППГ – 398), из них особо тяжкие – 42, тяжкие – 366 и небольшой тяжести – 61.
Статистические показатели выявленных должностных преступлений в различных отраслях экономики выглядят следующим образом: здравоохранение и социальное обеспечение – 7; земельные отношения или операции с землей – 15; образование – 57; строительство и ЖКХ – 5.
В первом квартале 2021 года преступлениями коррупционной направленности причинен ущерб на сумму 60 076 тыс. рублей, из них по оконченным уголовным делам (из числа находившихся в производстве) на сумму 57 076 тыс. рублей. По результатам расследования преступлений коррупционной направленности добровольно погашен материальный ущерб на сумму 8 492 тыс. рублей, в ходе предварительного расследования уголовных де коррупционной направленности в обеспечительных мерах наложен арест на имущество в сумме 35 627 тыс. рублей.
Судами Республики Татарстан рассмотрены 39 уголовных дела о преступлениях коррупционной направленности в отношении 44 лиц (АППГ – 29/41).
2. В порядке статьи 237 УПК РФ возвращено 1 уголовное дело о преступлении коррупционной направленности в отношении 1 лица (АППГ – 1).
Судами Республики Татарстан с постановлением обвинительных приговоров рассмотрено 31 уголовное дело, по которым осуждены 36 лиц:
- по части 3 статьи 159 УК РФ – 3;
- по части 4 статьи 159 УК РФ – 1;
- по части 5 статьи 159 УК РФ – 1;
- по части 3 статьи 159.2 УК РФ – 3;
- по части 3 статьи 160 УК РФ – 5;
- по части 5 статьи 204 УК РФ – 2;
- по части 6 статьи 204 УК РФ – 1;
- по части 7 статьи 204 УК РФ – 1;
- по части 2 статьи 204.1 УК РФ – 1;
- по части 1 статьи 285 УК РФ – 3;
- по части 3 статьи 286 УК РФ – 1;
- по части 3 статьи 290 УК РФ – 2;
- по части 3 статьи 291 УК РФ – 1;
- по части 3 статьи 291.1 УК РФ – 2;
- по части 1 статьи 291.2 УК РФ – 9;
Субъектный состав осужденных за коррупционные преступления следующий:
- лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях – 6;
- должностные лица правоохранительных органов 8 (МВД – 7, ФССП – 1, ФСИН по Республике Татарстан – 1);
- должностные лица органов местного самоуправления – 1 (глава поселения);
- должностные лица образовательных организаций – 4 (2 директора, 2 бухгалтера);
- должностные лица муниципальных учреждений – 2;
- главный специалист Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – 1;
- врач – 1;
- должностное лицо ФГУП «Охрана» – 1;
- директор муниципального унитарного предприятия – 1.
Остальные преступления совершены гражданами без статуса должностного лица (дача взятки).
Например, приговором Альметьевского городского суда от 13.01.2021 осужден Манукян А.Г. по ч.3 ст.204, ч.6 ст.204, ч.6 ст.204, п. «г» ч.7 ст.204 УК РФ с назначением наказания в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима с лишением права занимать должности, связанных с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью сроком на 1 год 6 месяцев со штрафом в размере 600 000 рублей.
Судом установлено, что Манукян А.Г., являясь инженером отдела закупок ООО «Алнас», получил от представителей коммерческих организаций за заключение договора поставки жидкости для промывки, создание благоприятных условий денежные суммы в размере 1,1 млн. рублей, которыми распорядился по своему усмотрению.
В первом квартале 2021 года по результатам рассмотрения уголовных дел коррупционной направленности вынесен 1 оправдательный приговор.
По результатам рассмотрения уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности судами назначались следующие виды наказаний: 5 лиц осуждены к реальному лишению свободы, 16 – к лишению свободы условно, 9 лицам назначен штраф, 2 лицам – исправительные работы, 3 лицам – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 1 лицу – ограничение свободы.
В качестве дополнительного наказания 7 лицам назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 1 лицу – штраф.
Все права защищены
Телефон: +7 (843) 291-18-81
Телефон: +7 (843) 291-19-25
Телефон: +7 (843) 291-18-96