Результаты проведения антикоррупционной экспертизы - Прокуратура Республики Хакасия
Результаты проведения антикоррупционной экспертизы
- 5 марта 2015, 03:35
Прокуратурой Республики Хакасия на постоянной основе проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Республики Хакасия и их проектов в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Антикоррупционная экспертиза проектов законов Республики Хакасия и проектов иных НПА Республики Хакасия осуществляется Аппаратом Правительства РХ, как специально уполномоченным органом по противодействию коррупции.
В исполнительных органах государственной власти республики антикоррупционная экспертиза принимаемых ими и действующих НПА проводится на основании утвержденных положений.
На уровне муниципалитетов антикоррупционная экспертиза НПА и их проектов проводится в муниципальных образованиях городов, районов и поселений республики. Вместе с тем, эта работа не всегда осуществляется на системной основе и качественно. Так, прокурорами Алтайского и Ширинского районов направлено в суд 13 заявлений о признании бездействия органов местного самоуправления по непроведению такой экспертизы незаконным и о понуждении к ее проведению. Требования прокурора по всем заявлениям удовлетворены.
В 2014 г. городскими и районными прокурорами проверено исполнение органами местного самоуправления требований законодательства о размещении на официальных сайтах в сети «Интернет» проектов муниципальных НПА.
По результатам проверки установлено, что органами местного самоуправления г. Черногорска, Алтайского, Боградского, Таштыпского и Ширинского районов вопреки пунктам 1, 2, 4-9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в ред. от 28.12.2013) на сайтах отсутствовала установленная законодательством информация о деятельности органов местного самоуправления, в том числе не размещались нормативные правовые акты и их проекты для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
В связи с выявленными нарушениями законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления прокурорами направлено 26 заявлений в суд, внесено 21 представление, возбуждено 22 административных дела по части 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом). По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования производства по 6 заявлениям прекращены ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, 20 – удовлетворены, представления рассмотрены и удовлетворены, 9 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 22 должностным лицам назначены штрафы по 3 тыс. руб. каждому.
В отчетном периоде информаций независимых экспертов и общественных организаций о выявленных в НПА органов власти коррупциогенных факторах не поступало.
В целом органами прокуратуры республики за 2014 г. на предмет коррупциогенности изучено 4868 нормативных правовых актов (АППГ – 4270, +14%), выявлено 229 актов, содержащих коррупциогенные факторы (АППГ – 291, -21,3%). С целью устранения коррупциогенных факторов принесено 200 протестов (АППГ – 255, -21,6%), внесено 28 требований об изменении нормативных правовых актов (АППГ – 33, -15,1%), в суд направлено 3 заявления (АППГ – 6, -50%), направлена одна информация (АППГ – 0), отклонен один протест (АППГ – 5).
Увеличение количества изученных НПА связано с приведением в 2014 г. региональной и муниципальной правовых баз в сферах ЖКХ, противодействия коррупции в соответствие с федеральным законодательством. Снижение количества выявленных НПА на фоне роста числа изученных НПА в определенной степени свидетельствует об улучшении качества принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления республики НПА.
Между тем по-прежнему значительное количество коррупциогенных факторов выявляется в НПА, касающихся прав, свобод человека и гражданина, в том числе регламентирующих сферу предоставления муниципальных услуг.
К примеру, прокурором республики 02.10.2014 принесен протест на постановление Правительства Республики Хакасия от 19.01.2010 № 09 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия» (в ред. от 12.09.2014). По результатам его рассмотрения Правительством РХ значительно сокращен перечень документов, которые ветераны и члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участники Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий, иные льготные категории граждан должны предоставить в уполномоченные органы для получения мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, чем устранен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 4 Методики (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права).
Незаконные правовые акты выявлялись в сфере землепользования.
В частности, прокурором Ширинского района по результатам проверки Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление юридическим и физическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду, собственность земельных участков», утвержденного распоряжением Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район от 26.05.2014 № 399, установлено, что указанный НПА принят за пределами предоставленных полномочий (подпункт «д» пункта 3 Методики). Кроме того, Административный регламент предусматривал возможность предоставления земельных участков без проведения конкурсных процедур, что являлось коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «з» пункта 3 Методики. Протест прокурора района от 28.07.2014 удовлетворен, незаконный НПА отменен.
В сфере распоряжения государственной и муниципальной собственностью прокурором Алтайского района в трех НПА выявлены коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 3, подпунктом «а» пункта 4 Методики. Так, в соответствии с пунктом 17 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Передача в аренду объектов недвижимого и движимого имущества находящегося в муниципальной собственности», утвержденного постановлением администрации Аршановского сельсовета от 11.10.2013 № 87, от заявителей необоснованно истребовались нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица. Кроме того, отдельные пункты Административного регламента не согласовались между собой по срокам выполнения административных процедур, пункт 22 - содержал ссылку на документ без указания его реквизитов и наименования, однако при несоответствии этому документу заявителю могло быть отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Судебной практики по вопросу оспаривания нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, не противоречащих федеральному законодательству, в Республике Хакасия не имеется.
В 2014 г. органами прокуратуры проведена антикоррупционная экспертиза 2973 проектов НПА (АППГ – 2468, +20,5%). В результате проведенной работы выявлено 11 проектов НПА региональных органов государственной власти (АППГ – 14), содержащих 11 коррупциогенных факторов (АППГ – 14), и 73 проекта НПА органов местного самоуправления (АППГ – 76), содержащих 88 коррупциогенных факторов (АППГ – 94).
Деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов будет продолжена.
Прокуратура Республики Хакасия
5 марта 2015, 03:35
О результатах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за 2014 год
Прокуратурой Республики Хакасия на постоянной основе проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Республики Хакасия и их проектов в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Антикоррупционная экспертиза проектов законов Республики Хакасия и проектов иных НПА Республики Хакасия осуществляется Аппаратом Правительства РХ, как специально уполномоченным органом по противодействию коррупции.
В исполнительных органах государственной власти республики антикоррупционная экспертиза принимаемых ими и действующих НПА проводится на основании утвержденных положений.
На уровне муниципалитетов антикоррупционная экспертиза НПА и их проектов проводится в муниципальных образованиях городов, районов и поселений республики. Вместе с тем, эта работа не всегда осуществляется на системной основе и качественно. Так, прокурорами Алтайского и Ширинского районов направлено в суд 13 заявлений о признании бездействия органов местного самоуправления по непроведению такой экспертизы незаконным и о понуждении к ее проведению. Требования прокурора по всем заявлениям удовлетворены.
В 2014 г. городскими и районными прокурорами проверено исполнение органами местного самоуправления требований законодательства о размещении на официальных сайтах в сети «Интернет» проектов муниципальных НПА.
По результатам проверки установлено, что органами местного самоуправления г. Черногорска, Алтайского, Боградского, Таштыпского и Ширинского районов вопреки пунктам 1, 2, 4-9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в ред. от 28.12.2013) на сайтах отсутствовала установленная законодательством информация о деятельности органов местного самоуправления, в том числе не размещались нормативные правовые акты и их проекты для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
В связи с выявленными нарушениями законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления прокурорами направлено 26 заявлений в суд, внесено 21 представление, возбуждено 22 административных дела по части 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом). По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования производства по 6 заявлениям прекращены ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, 20 – удовлетворены, представления рассмотрены и удовлетворены, 9 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 22 должностным лицам назначены штрафы по 3 тыс. руб. каждому.
В отчетном периоде информаций независимых экспертов и общественных организаций о выявленных в НПА органов власти коррупциогенных факторах не поступало.
В целом органами прокуратуры республики за 2014 г. на предмет коррупциогенности изучено 4868 нормативных правовых актов (АППГ – 4270, +14%), выявлено 229 актов, содержащих коррупциогенные факторы (АППГ – 291, -21,3%). С целью устранения коррупциогенных факторов принесено 200 протестов (АППГ – 255, -21,6%), внесено 28 требований об изменении нормативных правовых актов (АППГ – 33, -15,1%), в суд направлено 3 заявления (АППГ – 6, -50%), направлена одна информация (АППГ – 0), отклонен один протест (АППГ – 5).
Увеличение количества изученных НПА связано с приведением в 2014 г. региональной и муниципальной правовых баз в сферах ЖКХ, противодействия коррупции в соответствие с федеральным законодательством. Снижение количества выявленных НПА на фоне роста числа изученных НПА в определенной степени свидетельствует об улучшении качества принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления республики НПА.
Между тем по-прежнему значительное количество коррупциогенных факторов выявляется в НПА, касающихся прав, свобод человека и гражданина, в том числе регламентирующих сферу предоставления муниципальных услуг.
К примеру, прокурором республики 02.10.2014 принесен протест на постановление Правительства Республики Хакасия от 19.01.2010 № 09 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия» (в ред. от 12.09.2014). По результатам его рассмотрения Правительством РХ значительно сокращен перечень документов, которые ветераны и члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участники Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий, иные льготные категории граждан должны предоставить в уполномоченные органы для получения мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, чем устранен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 4 Методики (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права).
Незаконные правовые акты выявлялись в сфере землепользования.
В частности, прокурором Ширинского района по результатам проверки Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление юридическим и физическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду, собственность земельных участков», утвержденного распоряжением Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район от 26.05.2014 № 399, установлено, что указанный НПА принят за пределами предоставленных полномочий (подпункт «д» пункта 3 Методики). Кроме того, Административный регламент предусматривал возможность предоставления земельных участков без проведения конкурсных процедур, что являлось коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «з» пункта 3 Методики. Протест прокурора района от 28.07.2014 удовлетворен, незаконный НПА отменен.
В сфере распоряжения государственной и муниципальной собственностью прокурором Алтайского района в трех НПА выявлены коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 3, подпунктом «а» пункта 4 Методики. Так, в соответствии с пунктом 17 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Передача в аренду объектов недвижимого и движимого имущества находящегося в муниципальной собственности», утвержденного постановлением администрации Аршановского сельсовета от 11.10.2013 № 87, от заявителей необоснованно истребовались нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица. Кроме того, отдельные пункты Административного регламента не согласовались между собой по срокам выполнения административных процедур, пункт 22 - содержал ссылку на документ без указания его реквизитов и наименования, однако при несоответствии этому документу заявителю могло быть отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Судебной практики по вопросу оспаривания нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, не противоречащих федеральному законодательству, в Республике Хакасия не имеется.
В 2014 г. органами прокуратуры проведена антикоррупционная экспертиза 2973 проектов НПА (АППГ – 2468, +20,5%). В результате проведенной работы выявлено 11 проектов НПА региональных органов государственной власти (АППГ – 14), содержащих 11 коррупциогенных факторов (АППГ – 14), и 73 проекта НПА органов местного самоуправления (АППГ – 76), содержащих 88 коррупциогенных факторов (АППГ – 94).
Деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов будет продолжена.
Все права защищены
Телефон: +7 (3902) 35-79-90
Телефон: +7 (3902) 23-79-90