Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 16 сентября 2014, 23:36
О результатах работы прокуратуры Республики Хакасия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в 1 полугодии 2014 г.
  Текст

Прокуратурой Республики Хакасия во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» в отчетном периоде на постоянной основе проводилась антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Республики Хакасия (далее – НПА) и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. 

Организация и порядок ее проведения регламентированы приказом прокурора республики от 18.03.2013 № 20, а также соответствующими распоряжениями прокуроров городов и районов, возлагающими обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов на конкретных оперативных сотрудников. 

Антикоррупционная экспертиза проектов законов Республики Хакасия и проектов иных НПА Республики Хакасия осуществляется Аппаратом Правительства РХ, как специально уполномоченным органом по противодействию коррупции. 

В исполнительных органах государственной власти республики антикоррупционная экспертиза принимаемых ими и действующих НПА проводится на основании утвержденных положений. 

На уровне муниципалитетов антикоррупционная экспертиза НПА и их проектов проводится в муниципальных образованиях городов и районов республики. 

Органами местного самоуправления поселений такая работа не всегда проводится на системной основе. В связи с чем в отчетном периоде прокурором Ширинского района направлено в суд 5 заявлений о признании бездействия органов местного самоуправления по непроведению антикоррупционной экспертизы НПА незаконным и о понуждении к ее проведению, исковые требования удовлетворены, внесено 4 представления, выявленные нарушения устранены, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Прокурором г. Черногорска внесено два представления руководителям представительного и исполнительного органа местного самоуправления по фактам проведения некачественной антикоррупционной экспертизы, оба представления рассмотрены и удовлетворены. 

Кроме того, городскими и районными прокурорами республики проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о размещении на официальных Интернет-сайтах проектов муниципальных нормативных правовых актов. 

По ее результатам установлено, что органами местного самоуправления г. Черногорска, Алтайского, Боградского, Таштыпского и Ширинского районов вопреки пунктам 1, 2, 4-9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в ред. от 28.12.2013) на сайтах отсутствовала установленная законодательством информация о деятельности органов местного самоуправления, в том числе не размещались нормативные правовые акты и их проекты для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. 

В связи с выявленными нарушениями законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления прокурорами направлено 26 заявлений в суд, внесено 21 представление, возбуждено 13 административных дел по части 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом). По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования производства по 6 заявлениям прекращены ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, 20 – удовлетворены, представления рассмотрены и удовлетворены, 9 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 13 должностным лицам назначены штрафы по 3 тыс. руб. каждому. 

Прокуратура республики при проведении антикоррупционной экспертизы взаимодействует с Управлением Министерства юстиции РФ по РХ, Правительством РХ. 

В отчетном периоде информаций независимых экспертов и общественных организаций о выявленных в НПА органов власти коррупциогенных факторах не поступало. 

В марте т.г. в прокуратуру республики поступило обращение предпринимателя о противоречии положений Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» (в ред. от 20.12.2012), предусматривающих проведение конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок, федеральному законодательству, а также о нарушении Минтрансом Хакасии прав предпринимателей при проведении таких конкурсов. По результатам проверки доводов заявителя коррупциогенные факторы выявлены в двух НПА республиканских органов исполнительной власти. 

В постановлении Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» (в ред. от 27.11.2013), выявлен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «ж» пункта 3 Методики. Названным постановлением не регламентированы процедура и основания принятия заказчиком решения об изменении маршрута, порядок привлечения перевозчиков к осуществлению перевозок по вновь открытому по инициативе юридического лица либо индивидуального предпринимателя маршруту, порядок действий заказчика в случае истечения срока действия договора временных пассажирских перевозок, не решен вопрос, возможна ли пролонгация такого договора. Кроме того, в НПА использовалось понятие «схема маршрута», определение которого отсутствует в действующем законодательстве. Указанный коррупциогенный фактор может повлечь произвольное принятие уполномоченным органом решений об изменении маршрута регулярных перевозок, о привлечении перевозчиков к осуществлению перевозок по вновь открытым по инициативе юридического лица либо индивидуального предпринимателя маршрутам, о дальнейших действиях в случае истечения срока договора временных пассажирских перевозок. Требование об изменении НПА с целью исключения коррупциогенного фактора на рассмотрении. 

В целом прокуратурой республики в первом полугодии 2014 г. на предмет коррупциогенности изучено 2888 нормативных правовых актов (АППГ – 1933, +49,4%), выявлено 184 акта, содержащих коррупциогенные факторы (АППГ – 187, -1,6%). С целью устранения коррупциогенных факторов принесено 162 протеста (АППГ – 160, +1,25%), внесено 21 требование об изменении нормативных правовых актов (АППГ – 27, -22,2%), заявления в суд не направлялись (АППГ – 2), направлена одна информация (АППГ – 0), отклонен один протест (АППГ – 1). 

Увеличение количества изученных НПА связано с приведением в первом полугодии т.г. региональной и муниципальной правовых баз в соответствие с федеральным законодательством. 

По-прежнему значительное количество коррупциогенных факторов выявляется в НПА, касающихся прав, свобод человека и гражданина. 

К примеру, прокурором Алтайского района 10.04.2014 принесен протест на Положение о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в муниципальном образовании Алтайский район, утвержденное решением Совета депутатов МО Алтайский район от 12.12.2013 № 93, в котором содержался коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики. Названное положение принято с превышением предоставленных полномочий, поскольку данный порядок в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Решением Совета депутатов Алтайского района от 22.05.2014 № 59 оспариваемый НПА отменен. 

Незаконные правовые акты выявлялись в сфере бюджетного законодательства. 

Так, по протесту прокурора Аскизского района от 07.05.2014 из Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам Аскизского района Республики Хакасия в 2014-2015 гг., утвержденного постановлением главы администрации Аскизского района от 28.03.2014 № 420-п, исключен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики. Порядком не были определены сроки рассмотрения Комиссией документов и принятия решения, не определены сроки подготовки проекта распоряжения о предоставлении субсидии, сроки перечисления бухгалтерией денежных средств. Названный коррупциогенный фактор в качестве негативных последствий мог повлечь произвольное, в зависимости от усмотрения должностных лиц администрации района рассмотрение документов, подготовку проекта распоряжения по предоставлению субсидии, выделении денежных средств в короткий либо длительный срок. Поскольку порядок помимо коррупциогенного фактора содержал противоречия действующему законодательству, прокурором района принесен протест. 

Незаконные правовые акты выявлялись в сфере землепользования. 

К примеру, прокурором г. Саяногорска 21.05.2014 принесен протест на пункт 14 Порядка предоставления земельных участков в муниципальном образовании г. Саяногорск отдельным категориям граждан, утвержденного решением Совета депутатов МО г. Саяногорск, который противоречит требованиям Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку предусматривает излишнее истребование от граждан, имеющих право на бесплатное первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков в соответствии с названным законом, справки о признании заявителя в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, выданной не позднее чем за 30 дней до дня подачи заявления. 

Коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 4 Методики в качестве негативного последствия может повлечь необоснованный отказ в бесплатном предоставлении заявителям земельных участков в зависимости от усмотрения должностных лиц администрации. Изменения в указанный Порядок будут внесены на ближайшей сессии городского Совета депутатов. 

В сфере распоряжения государственной и муниципальной собственностью прокурором Аскизского района выявлено постановление главы Бискамжинского поссовета от 21.03.2014 № 10А «Об утверждении плана приватизации муниципального имущества администрации Бискамжинский поссовет на 2014 год», принятое за пределами предоставленных полномочий (подпункт «д» пункта 3 Методики), на которое 30.06.2014 принесен протест (на рассмотрении). Указанный коррупциогенный фактор в качестве негативного последствия может повлечь возможность злоупотребления должностных лиц администрации поссовета при отчуждении муниципального имущества по их усмотрению. 

В анализируемом периоде более чем в 40 НПА, регулирующих правоотношения в сфере предоставления муниципальных услуг, выявлены коррупциогенные факторы. 

К примеру, прокурором Боградского района 26.03.2014 принесены 10 протестов на Административные регламенты предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство», в связи с тем, что органы местного самоуправления вышли за пределы предоставленных им полномочий (подпункт «д» пункта 3 Методики) и расширили перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, что противоречит требованиям ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. В качестве негативных последствий коррупциогенный фактор мог повлечь незаконный отказ заявителю в предоставлении муниципальной услуги. Протесты органами местного самоуправления удовлетворены, коррупциогенный фактор исключен. 

При оспаривании нормативных актов, содержащих коррупциогенные факторы, в анализируемом периоде реализовывались полномочия по внесению требований в порядке ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Всего в первом полугодии 2014 г. внесено 21 требование об изменении НПА с целью исключения коррупциогенных факторов (АППГ – 27), в т.ч. на региональные НПА – 4 (АППГ – 5, -20%), на муниципальные НПА – 17 (АППГ – 22, -22,7%). 

В нормативных правовых актах в сфере прав, свобод и обязанностей человека и гражданина выявлено значительное количество коррупциогенных факторов, не противоречащих федеральному законодательству. 

К примеру, по требованию прокуратуры республики от 27.02.2014 исключен коррупциогенный фактор из Закона Республики Хакасия от 15.08.2005 № 55-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 26.12.2013). Законом не был урегулирован порядок предоставления гарантии по обеспечению выпускников государственных и муниципальных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования комплектом новой одежды и обуви по установленным нормам или выплате им компенсации взамен сезонной одежды и обуви, а также единовременным денежным пособием в размере 200 руб. Не регламентированы порядки предоставления указанной категории лиц одежды, обуви, мягкого инвентаря по установленным нормам и оборудования или выплаты взамен их денежной компенсации; выплаты ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. 

Приведенные пробелы правового регулирования представляли собой коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «ж» пункта 3 Методики, который мог повлечь произвольное принятие уполномоченными органами решения о предоставлении детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа мер социальной поддержки. 

По требованию прокуратуры г. Черногорска от 11.02.2014 исключен коррупциогенный фактор из Административного регламента по проведению контроля в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и внутреннего муниципального финансового контроля муниципального образования г. Черногорск, утвержденного постановлением администрации города от 17.12.2013 № 3518-п, содержащего коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «г» пункта 3 Методики. Так, пункт 2.25 Административного регламента содержал коррупциогенный фактор, выражающийся в наличии бланкетных и отсылочных норм, поскольку не определял орган, уполномоченный обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства в случае неисполнения предписаний органа муниципального финансового контроля о возмещении такого ущерба, а отсылал к нормативному правовому акту Контрольного органа, муниципальному правовому акту администрации муниципального органа, которые не были приняты. Поскольку уполномоченное на обращение в суд лицо не определено, указанный коррупциогенный фактор в качестве негативного последствия мог повлечь не возмещение причиненного нарушением бюджетного законодательства ущерба по усмотрению должностных лиц муниципалитета. 

Негативные последствия от действия вышеуказанных коррупциогенных факторов не наступили. 

В первом полугодии 2014 г. органами прокуратуры проведена антикоррупционная экспертиза 1425 проектов НПА (АППГ – 1040, +37%). В результате проведенной работы выявлено 63 проекта НПА органов местного самоуправления (АППГ – 41), содержащих 71 коррупциогенный фактор (АППГ – 49, +44,9%). 

Прокурорами в органы государственной власти субъекта направлено 5 информаций (АППГ – 6, -16%), в органы местного самоуправления – 57 (АППГ – 35, +62,8%). В результате вмешательства прокуратуры коррупциогенные факторы исключены из 45 проектов НПА (АППГ – 38, +18,4%), 19 – на рассмотрении.