Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 10 сентября 2020, 17:07
Результаты работы органов прокуратуры Республики Хакасия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за 2019 год
  Текст

Важное значение в противодействии коррупции имеет проводимая органами прокуратуры Республики Хакасия экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на предмет выявления в них факторов, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов правоприменения.

Так, в 2019 году прокурорами на предмет коррупциогенности изучено почти 9 тыс. нормативных правовых актов и их проектов, в 283 выявлены коррупциогенные факторы. С целью их устранения принесено 266 протестов, внесено 17 требований об изменении нормативных правовых актов, направлено 69 информаций в органы государственной власти и местного самоуправления. В результате прокурорского вмешательства из нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исключено 354 фактора, способствующих формированию коррупционных проявлений.

По-прежнему значительное количество коррупциогенных факторов выявляется в нормативных правовых актах, касающихся прав, свобод человека и гражданина, в сферах государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетной сфере.

К примеру, по протесту прокурора республики приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства отдельные положения Закона Республики Хакасия от 15.02.2011 № 13-ЗРХ «О порядке предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», жилых помещений и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» (в ред. от 09.03.2016), устанавливавшие истребование излишних документов, необходимых для получения гражданами единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в том числе разрешения на строительство, которое согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (в ред. 03.08.2018) не требовалось, что свидетельствовало о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика) (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права).

По протесту прокурора г. Абакана аналогичный коррупциогенный фактор исключен из Положения об именных стипендиях Главы города Абакана студентам образовательных организаций высшего образования, утвержденного постановлением органа местного самоуправления, которым в перечне документов на получение стипендии было предусмотрено предоставление копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, что противоречило требованиям изменившегося федерального законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В сфере государственной и муниципальной службы оспаривались утвержденные постановлениями органов местного самоуправления Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, сведений о доходах, о квалификационных требованиях для замещения таких должностей, о порядке увольнения лиц, замещающих муниципальные должности.

К примеру, прокурором Алтайского района опротестовано постановление администрации Кировского сельсовета, утвердившее Положение о порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия, поскольку принятие данного нормативного акта не входит в компетенцию исполнительного органа местного самоуправления, что являлось коррупциогенным фактором, предусмотренным подп. «д» п. 3 Методики (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции), в качестве негативных последствий влекло нарушение компетенции органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов.

Протест прокурора удовлетворен, постановление органа местного самоуправления признано утратившим силу.

Работа на данном направлении надзорной деятельности продолжается.