Результаты проведения антикоррупционной экспертизы - Прокуратура Республики Хакасия
Результаты проведения антикоррупционной экспертизы
- 10 сентября 2020, 17:10
Важное значение в противодействии коррупции имеет проводимая органами прокуратуры Республики Хакасия экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на предмет выявления в них факторов, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов правоприменения.
Так, в первом полугодии 2020 г. прокурорами на предмет коррупциогенности изучено почти 2,5 тыс. нормативных правовых актов и их проектов, в 201 выявлены коррупциогенные факторы. С целью их устранения принесено 193 протеста, внесено 8 требований об изменении нормативных правовых актов. В результате прокурорского вмешательства из нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исключено 209 факторов, способствующих формированию коррупционных проявлений.
По-прежнему значительное количество коррупциогенных факторов выявляется в нормативных правовых актах, касающихся прав, свобод человека и гражданина, в сферах государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетной сфере.
К примеру, прокуратурой республики внесено требование на Порядок организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста с использованием образовательного сертификата (далее – Порядок), утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.02.2020 № 37, в котором содержались коррупциогенные факторы.
Так, к числу документов, которые граждане должны представить в Центр занятости для получения образовательного сертификата, относятся индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида или выписка из неё, выданная в установленном порядке для граждан, относящихся к категории инвалидов, а также страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета заявителя.
При этом, несмотря на наличие у должностного лица Центра занятости обязанности истребовать названые выше документы при их непредставлении заявителем посредством межведомственного запроса, Порядком предусмотрен отказ гражданину в предоставлении образовательного сертификата при непредставлении указанных документов, что свидетельствует об установлении завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, и является коррупциогенным фактором (подп. «а» п. 4 Методики).
Кроме того, для получения компенсации стоимости проезда к месту обучения в другую местность и обратно и стоимости провоза багажа, по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности в связи с обучением, на выплату суточных за это время (далее – компенсация) граждане представляют в Центр занятости необходимые документы не позднее 10 рабочих дней с даты окончания обучения.
В свою очередь, Порядком предусмотрен отказ в выплате компенсации при нарушении установленного срока подачи документов с одновременным правом гражданина обратиться в Центр занятости для получения компенсации повторно при устранении данного обстоятельства.
Между тем несоблюдение срока представления документов является неустранимым нарушением. Соответственно из Порядка неясно, какое фактически решение будет принято государственным органом при повторном обращении гражданина, в случае отказа в компенсации при первичном обращении.
Таким образом, в Порядке содержался коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. «а» п. 3 проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика) – широта дискреционных полномочий (неопределенность условий или оснований принятия решения).
Указанные коррупциогенные факторы в качестве негативных последствий могли повлечь злоупотребление полномочиями должностными лицами в части необоснованного отказа в предоставлении образовательного сертификата, а также компенсации и, как следствие, нарушение прав граждан, в том числе инвалидов.
По результатам рассмотрения требования прокуратуры республики Правительством Республики Хакасия принято постановление о внесении изменений в нормативный правовой акт, коррупциогенный фактор исключен.
В сфере государственной и муниципальной службы опротестовывались нормативные правовые акты, регулирующие порядок увольнения лиц, замещающих муниципальные должности, применения к муниципальным служащим взысканий за несоблюдение установленных законом запретов и ограничений.
К примеру, прокурором Боградского района опротестованы постановления глав Боградского, Бородинского, Большеербинского, Знаменского и Пушновского сельсоветов, утвердившие Положения о порядке применения к муниципальным служащим взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, которыми в нарушение ст. 14(2) Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» не был регламентирован порядок оформления отказа муниципального служащего от ознакомления с актом о применении взыскания.
Тем самым, Положения содержали коррупциогенные факторы, предусмотренные подп. «ж» пункта 3 Методики, выразившиеся в отсутствии порядка совершения должностными лицами органа местного самоуправления определенных действий, что могло явиться следствием неприменения взыскания к муниципальному служащему за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
По результатам рассмотрения протестов нормативные правовые акты приведены в соответствие с законом, коррупциогенные факторы исключены.
Работа на данном направлении надзорной деятельности продолжается.
Прокуратура Республики Хакасия
10 сентября 2020, 17:10
Результаты работы органов прокуратуры Республики Хакасия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за первое полугодие 2020 г.
Важное значение в противодействии коррупции имеет проводимая органами прокуратуры Республики Хакасия экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на предмет выявления в них факторов, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов правоприменения.
Так, в первом полугодии 2020 г. прокурорами на предмет коррупциогенности изучено почти 2,5 тыс. нормативных правовых актов и их проектов, в 201 выявлены коррупциогенные факторы. С целью их устранения принесено 193 протеста, внесено 8 требований об изменении нормативных правовых актов. В результате прокурорского вмешательства из нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исключено 209 факторов, способствующих формированию коррупционных проявлений.
По-прежнему значительное количество коррупциогенных факторов выявляется в нормативных правовых актах, касающихся прав, свобод человека и гражданина, в сферах государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетной сфере.
К примеру, прокуратурой республики внесено требование на Порядок организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста с использованием образовательного сертификата (далее – Порядок), утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.02.2020 № 37, в котором содержались коррупциогенные факторы.
Так, к числу документов, которые граждане должны представить в Центр занятости для получения образовательного сертификата, относятся индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида или выписка из неё, выданная в установленном порядке для граждан, относящихся к категории инвалидов, а также страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета заявителя.
При этом, несмотря на наличие у должностного лица Центра занятости обязанности истребовать названые выше документы при их непредставлении заявителем посредством межведомственного запроса, Порядком предусмотрен отказ гражданину в предоставлении образовательного сертификата при непредставлении указанных документов, что свидетельствует об установлении завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, и является коррупциогенным фактором (подп. «а» п. 4 Методики).
Кроме того, для получения компенсации стоимости проезда к месту обучения в другую местность и обратно и стоимости провоза багажа, по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности в связи с обучением, на выплату суточных за это время (далее – компенсация) граждане представляют в Центр занятости необходимые документы не позднее 10 рабочих дней с даты окончания обучения.
В свою очередь, Порядком предусмотрен отказ в выплате компенсации при нарушении установленного срока подачи документов с одновременным правом гражданина обратиться в Центр занятости для получения компенсации повторно при устранении данного обстоятельства.
Между тем несоблюдение срока представления документов является неустранимым нарушением. Соответственно из Порядка неясно, какое фактически решение будет принято государственным органом при повторном обращении гражданина, в случае отказа в компенсации при первичном обращении.
Таким образом, в Порядке содержался коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. «а» п. 3 проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика) – широта дискреционных полномочий (неопределенность условий или оснований принятия решения).
Указанные коррупциогенные факторы в качестве негативных последствий могли повлечь злоупотребление полномочиями должностными лицами в части необоснованного отказа в предоставлении образовательного сертификата, а также компенсации и, как следствие, нарушение прав граждан, в том числе инвалидов.
По результатам рассмотрения требования прокуратуры республики Правительством Республики Хакасия принято постановление о внесении изменений в нормативный правовой акт, коррупциогенный фактор исключен.
В сфере государственной и муниципальной службы опротестовывались нормативные правовые акты, регулирующие порядок увольнения лиц, замещающих муниципальные должности, применения к муниципальным служащим взысканий за несоблюдение установленных законом запретов и ограничений.
К примеру, прокурором Боградского района опротестованы постановления глав Боградского, Бородинского, Большеербинского, Знаменского и Пушновского сельсоветов, утвердившие Положения о порядке применения к муниципальным служащим взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, которыми в нарушение ст. 14(2) Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» не был регламентирован порядок оформления отказа муниципального служащего от ознакомления с актом о применении взыскания.
Тем самым, Положения содержали коррупциогенные факторы, предусмотренные подп. «ж» пункта 3 Методики, выразившиеся в отсутствии порядка совершения должностными лицами органа местного самоуправления определенных действий, что могло явиться следствием неприменения взыскания к муниципальному служащему за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
По результатам рассмотрения протестов нормативные правовые акты приведены в соответствие с законом, коррупциогенные факторы исключены.
Работа на данном направлении надзорной деятельности продолжается.
Все права защищены
Телефон: +7 (3902) 35-79-90
Телефон: +7 (3902) 23-79-90