Прокурор разъясняет

  • 30 января 2013, 00:00
Каков характер производства по уголовному делу в отношении умершего подозреваемого (обвиняемого) по настоянию его близких родственников в целях его реабилитации
  Текст

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.

Свою позицию по данному вопросу высказал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.07.2011 № 16-П «По делу о проверке конституционности положений п. 4 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 254 УПК РФ в связи с жалобами граждан С.И. Александрина и Ю.Ф. Ващенко». Конституционный суд Российской Федерации указал, что при прекращении уголовного дела в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) прекращается и дальнейшее доказывание его виновности, но при этом подозрение или обвинение в совершении преступления с него не снимается, – напротив, по существу, констатируется совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, конкретным лицом, от уголовного преследования которого государство отказывается по причине его смерти.

Тем самым такое лицо без вынесения и вступления в законную силу обвинительного приговора суда фактически признается виновным в совершении преступления, что может рассматриваться как несоблюдение государством обязанности обеспечить судебную защиту его чести, достоинства и доброго имени, гарантированную ст. 21 (ч. 1), 23 (ч. 1), 45, 46 (ч.ч. 1 и 2) и 49 Конституции Российской Федерации, а лицам, чьи интересы могут непосредственно затрагиваться последствиями принятия решения о прекращении уголовного дела, – и доступ к правосудию (ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации).

Прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям возможно только с согласия самого подозреваемого (обвиняемого), в случае же прекращения уголовного дела в связи со смертью получить согласие у подозреваемого (обвиняемого) невозможно. Что касается близких родственников умершего подозреваемого или каких-либо иных заинтересованных лиц, то уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено, что отсутствие их может служить препятствием для принятия соответствующего решения.

Между тем, поскольку конституционное право на охрану достоинства личности распространяется не только на период жизни человека, оно обязывает государство создавать правовые гарантии для защиты чести и доброго имени умершего, сохранения достойного к нему отношения, что, в свою очередь, предполагает обязанность компетентных органов исходить из необходимости обеспечения близким родственникам умершего доступа к правосудию и судебной защиты в полном объеме, как это вытекает из ст. 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Применительно к прекращению уголовного дела в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) защита конституционных прав личности не может быть обеспечена без предоставления близким родственникам умершего права настаивать на продолжении производства по уголовному делу с целью его возможной реабилитации и соответствующей обязанности публичного органа, ведущего уголовный процесс, обеспечить реализацию этого права.

При заявлении возражения со стороны близких родственников подозреваемого (обвиняемого) против прекращения уголовного дела в связи с его смертью орган предварительного расследования обязан продолжить предварительное расследование, если же смерть обвиняемого наступила в момент рассмотрения уголовного дела судом, то суд продолжает судебное разбирательство.

Если при продолжении производства предварительного расследования будут установлены основания для принятия решения о реабилитации умершего, уголовное дело подлежит прекращению по реабилитирующим основаниям, если же нет – оно передается в суд для рассмотрения в общем порядке. В этом случае близкие родственники, настаивающие на продолжении производства по уголовному делу с целью возможной реабилитации умершего, либо их представитель подлежат в обязательном порядке вызову в судебное заседание, с тем чтобы они могли реализовать право на судебную защиту чести и доброго имени умершего, а также своих прав и законных интересов. При этом в рамках судебного разбирательства должны быть установлены обстоятельства происшедшего, дана их правовая оценка, а также выяснена действительная степень вины (или невиновность) лица в совершении инкриминируемого ему деяния. Рассмотрев уголовное дело по существу в обычном порядке (с учетом особенностей, обусловленных физическим отсутствием такого участника судебного разбирательства, как подсудимый), суд, придя к выводу о невиновности умершего лица, выносит оправдательный приговор, либо, не найдя оснований для его реабилитации, прекращает уголовное дело на основании п. 4 ч. 1 ст. 24, п. 1 ст. 254 УПК РФ.

При этом следует иметь в виду, что установление факта необоснованного уголовного преследования подозреваемого (обвиняемого) необходимо не только для защиты его доброго имени, чести, достоинства и деловой репутации, но также и для защиты прав и законных интересов его близких родственников. Таким образом, в случае признания органами предварительного расследования или судом за умершим права на реабилитацию его близкие родственники или родственники в соответствии со ст. 136 УПК РФ вправе обратиться за возмещением морального вреда в порядке гражданского судопроизводства. Требования же о возмещении имущественного вреда, в частности расходов на оказание юридической помощи, а также восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав умершего, рассматриваются в порядке, установленном ст. 399 УПК РФ для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.

Таким образом, производство по уголовному делу осуществляется в общем порядке: устанавливается или опровергается виновность лица в совершении преступления, осуществляется ознакомление участников уголовного процесса с материалами уголовного дела. В связи с фактическим отсутствием обвиняемого материалы уголовного дела предъявляются лишь защитнику, копия обвинительного заключения вручается также ему.