Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны

Александр Сергеевич Кровяков родился 25 октября 1899 г. в с. Шихазаны (ныне Канашский район Чувашской Республики) в бедной чувашской крестьянской семье. Отец Александра, не имея средств для обработки своей земли, вынужден был сдавать её в аренду, а сам работал лесным сторожем. Он умер от туберкулеза, оставив годовалого сына. Вскоре мама вышла замуж, но отчим не захотел принять в семью пасынка. Его взял на воспитание дед. Учился мальчик в земской школе в 1908–1911 гг. очень прилежно. Александру было 12 лет, когда дед умер. Мальчику пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь – он пошел работать на кирпичный завод купца Абалымова, располагавшийся при железнодорожной станции в с. Шихранах (ныне г. Канаш) подручным по выделке кирпича. Мальчик понимал, что рассчитывать ему не на кого, и о будущем надо думать самому, поэтому одновременно поступил учиться во второклассную учительскую школу. Ему пришлось тяжело: в зимнее время он учился, а в летнее время ему приходилось работать на том же заводе. За летний период надо было успеть заработать на другие полгода, поэтому Александру приходилось работать очень много. Несмотря на это он смог в 1915 г. окончить учебу и получить звание церковно-приходского учителя. Но учителем стать не смог, т.к. еще не достиг совершеннолетия. И пришлось парню опять идти работать на железную дорогу – сначала чернорабочим, потом старшим рабочим, – где он работал до декабря 1917 г.

Октябрьская революция изменила все. В 18 лет Александр возглавил Шибылгинский волостной военный комитет, а в 19 стал начальником волостного управления милиции. В июне 1920 г. он вступил в ряды Красной Армии и стал красноармейцем 2-го взвода 7-й роты 242-го Иркутского стрелкового полка и старшим писарем штаба полка. Принимал участие в боях под станцией Синельниково Екатеринославской губернии против врангелевцев и против махновцев под Гуляйполе (ныне оба населенных пункта в Днепропетровской области Украины).

По возвращении с Гражданской войны занимал разные должности: школьного работника Шугуровской начальной школы (1921–1923), заведующего коммунальным отделом Канашского горсовета (1923–1924), председателя Новомамеевского волисполкома (1924–1926). В 1926 г. Александр Сергеевич стал членом ВКП(б) и по решению волисполкома был направлен на Казанские областные юридические курсы. С этого момента вся его дальнейшая жизнь была связана с правоохранительными органами. Последовательно он занимал должности народного следователя Урмарского района (1927–1928), заместителя председателя Главсуда Народного комиссариата юстиции ЧАССР (1930–1931), помощника прокурора ЧАССР (1932–1933), прокурора Алатырского района (1933–1935), заместителя прокурора Вурнарского района (1936–1937), прокурора Шумерлинского района (1937–1938), прокурора Вурнарского района (1938–1941), успев еще пройти Московские высшие курсы юстиции (1931–1932).

При назначении на должность помощника прокурора ЧАССР по спецделам Александр Сергеевич получил такую характеристику: «Кровяков – классово бдителен. Своевременно умеет вскрыть классового врага. Твердо проводит генеральную линию партии и революционную законность… Имея достаточную теоретическую и практическую подготовку, умеет перестраивать формы и методы своей работы в соответствии с требованиями момента. Действующее законодательство знает хорошо». Эту должность он занимал в 1937–1938 гг.

24 декабря 1941 г. Александр Сергеевич «выбыл в РККА» и был назначен помощником прокурора 139-й стрелковой дивизии
(III-го формирования). Дивизия была направлена на Калининский фронт – в пекло Ржевской битвы. В боях под г. Велижем Александр Сергеевич получил три ранения и контузию, в результате чего левый глаз полностью потерял зрение, правый – частично. После двух месяцев лечения в госпитале был признан ограниченно годным к военной службе и направлен в Военную прокуратуру Казанского гарнизона, где прослужил до июля 1943 г. Здесь он занимал должности следователя, а затем помощника прокурора по общему надзору. Военный прокурор Казанской прокуратуры дал ему высокую оценку: «показал себя исключительно с положительной стороны: честный, исключительно трудолюбивый, дисциплинированный и инициативный работник, и преданный большевик-товарищ, пользующийся авторитетом и уважением как работников прокуратуры, так и нач. состава обслуживаемых частей». Но интенсивная работа ухудшила подорванное здоровье Александра Сергеевича, и гарнизонная врачебная комиссия признала капитана юстиции Кровякова полностью негодным к военной службе.

Вернувшись в родные края, ветеран хотел отказаться от дальнейшей государственной службы по состоянию здоровья. Однако, Первый секретарь обкома ВКП(б) И.М. Чарыков «уговорил» его: «Товарищ Кровяков, Вы сами знаете, война еще продолжается. Партийная организация в прокурорских кадрах нуждается, а Вам как старому члену партии и имеющему большой стаж работы по этой линии, в такой трудный период отказываться от своей многолетней службы не к лицу». После таких слов Александр Сергеевич, как верный солдат партии, сразу же приступил к знакомой работе – сразу после того разговора он был назначен прокурором Вурнарского района. Затем, в период 1945–1950 гг. работал прокурором Марпосадского района. Трижды (в 1948 и 1949 гг.) Александр Сергеевич обращался с просьбой освободить его по состоянию здоровья, объясняя, что «по состоянию зрения не годен для канцелярских работ». В феврале 1949 г. он получил инвалидность II группы и в 1950 г. был освобожден от занимаемой должности в связи с состоянием здоровья. Прокурор ЧАССР ходатайствовал о назначении ему персональной пенсии.

А.Н. Кровяков занимался активной советской, партийной и профсоюзной работой. Был членом партийного бюро различных уровней (от волостных до районных), членом контрольной комиссии Рабоче-крестьянской инспекции (в т.ч. Наркомата юстиции и Главсуда ЧАССР), председателем профкома Наркомата юстиции ЧАССР, председателем комиссии по чистке партийных рядов и др.

Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЧАССР. Был женат, было четверо детей: два сына и две дочери. Оба сына, один с 5 курса университета, другой сразу после средней школы, в 1941 г. ушли на фронт. Оба погибли при защите Родины от немецко-фашистских захватчиков. Александр Сергеевич Кровяков отдал все, что у него было, защищая Отечество от его врагов и от нарушителей правопорядка.