Результаты проведения антикоррупционной экспертизы - Прокуратура Приморского края
Результаты проведения антикоррупционной экспертизы
- 8 марта 2018, 01:28
В 2017 году органами прокуратуры края продолжена практика реализации полномочий, установленных ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
На предмет коррупциогенности прокурорами изучено более свыше 10,6 тыс. нормативных правовых актов (далее по тексту – НПА), из них почти 4,3 тыс. приняты представительными (законодательным) органами власти, 6,4 тыс. актов – органами исполнительной власти.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов власти и местного самоуправления выявлен 241 нормативный правовой акт, содержащий 271 коррупциогенный фактор (из них 184 акта противоречили закону). Прокурорами принято 244 актов реагирования, в т.ч. принесено 180 протестов, внесено 62 требования об изменении нормативного правового акта, в суд направлено 2 заявления.
Количество изученных проектов НПА увеличилось на 10,5 %, при этом выявлено 118 проектов, содержащих 195 коррупциогенных факторов.
Так, в апреле 2017г. прокуратурой предъявлено административное исковое заявление к департаменту градостроительства края и муниципальному комитету Шкотовского городского поселения Шкотовского муниципального района о признании недействующими абзацев 3, 5 части 1 статьи 9 Правил землепользования и застройки Шкотовского городского поселения Шкотовского муниципального района.
Основанием для предъявления иска послужило наличие в оспариваемых положениях нормативного правового акта не предусмотренных частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ) завышенных, трудновыполнимых и обременительных требований к юридическим и физическим лицам при формировании земельных участков под существующие объекты капитального строительства, а также в целях дальнейшего строительства. Указанные положения создавали предпосылки для коррупционных проявлений при реализации администрацией функции по образованию земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Приморским краевым судом иск прокурора удовлетворен.
По аналогичным основаниям 06.10.2017г. предъявлен административный иск к департаменту градостроительства края и муниципальному комитету Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев 3, 5 части 1 статьи 9 Правил землепользования и застройки этого сельского поселения Шкотовского муниципального района.
Чаще всего при проверке нормативных правовых актах прокуроры выявляли следующие коррупциогенные факторы: широта дискреционных полномочий (49%), принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (25%), выборочное изменение объема прав (8%), отсутствие или неполнота административных процедур (6%).
Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в нормативных правовых актах, принятых в сфере законодательства о муниципальной службе (111 факторов в 105 нормативных правовых актах). По итогам проверки принесено 68 протестов, внесено 37 требований об изменении нормативного правового акта (удовлетворены).
Значительное количество таких факторов выявлено и в нормативных правовых актах, регулирующих права, свободы и обязанности человека и гражданина. В связи с этим принесено 60 протестов, внесено 11 требований. В том числе опротестовано 6 нормативных правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, внесено 2 требования об изменении нормативного правового акта в сфере ЖКХ, внесено 1 требование об изменении нормативного правового акта в сфере образования.
Так, к примеру, Дальнереченским межрайонным прокурором 23.10.2017 внесено требование об изменении решения Думы Дальнереченского городского округа от 19.09.2017 № 71, которым утверждено Положение о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего органа местного самоуправления Дальнереченского городского округа к совершению коррупционных правонарушений (удовлетворено).
Разделом III Положения предусматривалось, что уведомление муниципального служащего подлежит обязательной регистрации в журнале регистрации уведомлений о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений. Однако Положением не был предусмотрен срок, в течение которого должно быть зарегистрировано уведомление. Отсутствие сроков регистрации уведомления в решении Думы Дальнереченского городского округа свидетельствовало о наличии коррупциогенного фактора (широта дискреционных полномочий).
В 2017 году по результатам проверки проектов НПА органами прокуратуры края их разработчикам направлено 118 информаций, 91 из которых рассмотрена и удовлетворена.
В частности, прокурором Кавалеровского района выявлен коррупциогенный фактор в проекте решения муниципального комитета Кавалеровского городского поселения «О внесении изменений в решение муниципального комитета Кавалеровского городского поселения от 15.12.2015 № 14-НПА «О Положении «Об оплате труда муниципальных служащих в Кавалеровском городском поселении».
Указанное положение проекта противоречило ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 129 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которыми должностной оклад – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а также содержало коррупциогенный фактор (широта дискреционных полномочий), поскольку использование при определении размера должностного оклада формулировки «от – до» предоставляло должностным лицам, уполномоченным принимать решения об установлении размеров оплаты труда, возможность определения конкретного размера оклада муниципальным служащим исходя из собственного усмотрения.
По результатам рассмотрения информации прокуратуры Кавалеровского района коррупциогенный фактор из проекта решения исключен.
В настоящее время согласно сведениям Управления Минюста России по краю в Приморском крае аккредитовано Минюстом России на проведение антикоррупционной экспертизы 11 независимых экспертов (в том числе 3 юридических лица).
Органами прокуратуры края с целью привлечения и активизации участия экспертов в данной работе для осуществления независимой антикоррупционной экспертизы в 2017 г. направлено более 50 региональных и муниципальных нормативных актов, их проектов.
Непосредственно прокуратурой края направлялись региональные нормативные правовые акты для проведения независимой антикоррупционной экспертизы в ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», Фонд правовой поддержки миграционных процессов.
В текущем году органы прокуратуры края продолжат уделять пристальное внимание выявлению и исключению коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, их проектов органов государственной власти края и органов местного самоуправления, в том числе посредством принятия дополнительных мер к привлечению независимых экспертов, иных институтов гражданского общества к проведению антикоррупционной экспертизы.
Прокуратура Приморского края
8 марта 2018, 01:28
О результатах проведенной прокуратурой края антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов
В 2017 году органами прокуратуры края продолжена практика реализации полномочий, установленных ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
На предмет коррупциогенности прокурорами изучено более свыше 10,6 тыс. нормативных правовых актов (далее по тексту – НПА), из них почти 4,3 тыс. приняты представительными (законодательным) органами власти, 6,4 тыс. актов – органами исполнительной власти.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов власти и местного самоуправления выявлен 241 нормативный правовой акт, содержащий 271 коррупциогенный фактор (из них 184 акта противоречили закону). Прокурорами принято 244 актов реагирования, в т.ч. принесено 180 протестов, внесено 62 требования об изменении нормативного правового акта, в суд направлено 2 заявления.
Количество изученных проектов НПА увеличилось на 10,5 %, при этом выявлено 118 проектов, содержащих 195 коррупциогенных факторов.
Так, в апреле 2017г. прокуратурой предъявлено административное исковое заявление к департаменту градостроительства края и муниципальному комитету Шкотовского городского поселения Шкотовского муниципального района о признании недействующими абзацев 3, 5 части 1 статьи 9 Правил землепользования и застройки Шкотовского городского поселения Шкотовского муниципального района.
Основанием для предъявления иска послужило наличие в оспариваемых положениях нормативного правового акта не предусмотренных частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ) завышенных, трудновыполнимых и обременительных требований к юридическим и физическим лицам при формировании земельных участков под существующие объекты капитального строительства, а также в целях дальнейшего строительства. Указанные положения создавали предпосылки для коррупционных проявлений при реализации администрацией функции по образованию земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Приморским краевым судом иск прокурора удовлетворен.
По аналогичным основаниям 06.10.2017г. предъявлен административный иск к департаменту градостроительства края и муниципальному комитету Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев 3, 5 части 1 статьи 9 Правил землепользования и застройки этого сельского поселения Шкотовского муниципального района.
Чаще всего при проверке нормативных правовых актах прокуроры выявляли следующие коррупциогенные факторы: широта дискреционных полномочий (49%), принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (25%), выборочное изменение объема прав (8%), отсутствие или неполнота административных процедур (6%).
Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в нормативных правовых актах, принятых в сфере законодательства о муниципальной службе (111 факторов в 105 нормативных правовых актах). По итогам проверки принесено 68 протестов, внесено 37 требований об изменении нормативного правового акта (удовлетворены).
Значительное количество таких факторов выявлено и в нормативных правовых актах, регулирующих права, свободы и обязанности человека и гражданина. В связи с этим принесено 60 протестов, внесено 11 требований. В том числе опротестовано 6 нормативных правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, внесено 2 требования об изменении нормативного правового акта в сфере ЖКХ, внесено 1 требование об изменении нормативного правового акта в сфере образования.
Так, к примеру, Дальнереченским межрайонным прокурором 23.10.2017 внесено требование об изменении решения Думы Дальнереченского городского округа от 19.09.2017 № 71, которым утверждено Положение о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего органа местного самоуправления Дальнереченского городского округа к совершению коррупционных правонарушений (удовлетворено).
Разделом III Положения предусматривалось, что уведомление муниципального служащего подлежит обязательной регистрации в журнале регистрации уведомлений о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений. Однако Положением не был предусмотрен срок, в течение которого должно быть зарегистрировано уведомление. Отсутствие сроков регистрации уведомления в решении Думы Дальнереченского городского округа свидетельствовало о наличии коррупциогенного фактора (широта дискреционных полномочий).
В 2017 году по результатам проверки проектов НПА органами прокуратуры края их разработчикам направлено 118 информаций, 91 из которых рассмотрена и удовлетворена.
В частности, прокурором Кавалеровского района выявлен коррупциогенный фактор в проекте решения муниципального комитета Кавалеровского городского поселения «О внесении изменений в решение муниципального комитета Кавалеровского городского поселения от 15.12.2015 № 14-НПА «О Положении «Об оплате труда муниципальных служащих в Кавалеровском городском поселении».
Указанное положение проекта противоречило ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 129 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которыми должностной оклад – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а также содержало коррупциогенный фактор (широта дискреционных полномочий), поскольку использование при определении размера должностного оклада формулировки «от – до» предоставляло должностным лицам, уполномоченным принимать решения об установлении размеров оплаты труда, возможность определения конкретного размера оклада муниципальным служащим исходя из собственного усмотрения.
По результатам рассмотрения информации прокуратуры Кавалеровского района коррупциогенный фактор из проекта решения исключен.
В настоящее время согласно сведениям Управления Минюста России по краю в Приморском крае аккредитовано Минюстом России на проведение антикоррупционной экспертизы 11 независимых экспертов (в том числе 3 юридических лица).
Органами прокуратуры края с целью привлечения и активизации участия экспертов в данной работе для осуществления независимой антикоррупционной экспертизы в 2017 г. направлено более 50 региональных и муниципальных нормативных актов, их проектов.
Непосредственно прокуратурой края направлялись региональные нормативные правовые акты для проведения независимой антикоррупционной экспертизы в ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», Фонд правовой поддержки миграционных процессов.
В текущем году органы прокуратуры края продолжат уделять пристальное внимание выявлению и исключению коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, их проектов органов государственной власти края и органов местного самоуправления, в том числе посредством принятия дополнительных мер к привлечению независимых экспертов, иных институтов гражданского общества к проведению антикоррупционной экспертизы.
Все права защищены
Телефон: +7 (423) 240-69-77
Телефон: +7 (423) 240-44-95
Телефон: +7 (423) 240-62-04
ул. Фонтанная, 51, г. Владивосток, Приморский край, 690091
Телефон: +7 (423) 240-69-77
Телефон: +7 (423) 240-62-04