Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 16 ноября 2016, 01:29
Прокуратурой проанализировано соответствие муниципальных нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции федеральному и краевому законодательству
  Текст

Органами прокуратуры края на постоянной основе уделяется внимание полноте и законности нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции на муниципальном уровне.

В этих целях прокуратурой края проведен анализ соответствия муниципальных нормативных правовых актов (далее – НПА) по вопросам противодействия коррупции федеральному и краевому законодательству с учетом изменений, внесенных в 2015-2016 гг. в антикоррупционное законодательство.

При проведении анализа указанной категории муниципальных нормативных правовых актов горрайпрокурорами также дана оценка наличию в них правовых пробелов, положений, способствующих коррупционным проявлениям, полноте правового регулирования в сфере противодействия коррупции на муниципальном уровне, проведена антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов на основании мониторинга их правоприменения с целью выявления коррупциогенных факторов.

Проведенный анализ позволил выявить муниципальные образования, в которых имеются наиболее значительные пробелы правового регулирования.

Так, отсутствие нормативных правовых актов, подлежащих принятию органами местного самоуправления, потребовало вмешательства прокуратур Красноармейского района (внесено 20 представлений в связи с отсутствием 63 НПА), Ольгинского района (внесено 23 представления в связи с отсутствием 38 НПА в сфере противодействия коррупции), Кировского района (в органы местного самоуправления внесено 8 представлений по факту отсутствия 24 НПА), Хасанского района (внесено 8 представлений в связи с отсутствием 15 НПА).

Всего по результатам проведенного анализа принято 367 актов прокурорского реагирования, в том числе в органы местного самоуправления внесено 136 представления, на противоречащие закону нормативные правовые акты принесено 184 протеста, внесено 47 требований об изменении нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.

Особое внимание прокурорами уделено созданию органами местного самоуправления условий для реализации положений ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 № 303-ФЗ), предусматривающего обязанность лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Большинством представительных органов местного самоуправления не разработан и не утвержден такой порядок сообщения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в отношении депутатов, глав муниципальных образований, а также муниципальных служащих представительных органов городских округов, муниципальных районов, контрольно-счетных органов.

Учитывая данные обстоятельства, прокурорами в органы местного самоуправления внесено 46 представлений, принесен протест на противоречащий закону акт, в целях устранения коррупциогенных факторов из НПА внесено 5 требований.

Кроме этого, в связи с выявленными правовыми пробелами (непринятие предусмотренных законодательством МПА, отсутствие регулирования отдельных вопросов) в органы местного самоуправления внесено 134 представления.

Установлены случаи бездействия органов местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов, определяющих порядок организации и проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов, их проектов, актов, утверждающих перечни должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также актов, утверждающих порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, порядок организации проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений, а также случаи непринятия иных нормативных правовых актов.

Кроме этого, в сентябре 2016 г. отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры края разработан проект модельного муниципального нормативного правового акта «О порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности городского округа (муниципального района), сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, их размещения на официальном сайте органа местного самоуправления, проведения проверки достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения установленных ограничений, запретов и (или) требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов».

Данный проект рассмотрен и одобрен Общественным экспертным советом по повышению уровня безопасности жизни в Приморском крае, Приморским отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация Юристов России».  

Указанный модельный акт направлен горрайпрокурорам для обеспечения принятия представительными органами городских округов и муниципальных районов края соответствующих нормативных правовых актов. В настоящее время органы прокуратуры края проводят и работу по инициированию принятия представительными органами городских и сельских поселений края данных нормативных актов.

Рассмотрение актов реагирования, фактическое устранение нарушений законодательства и правовых пробелов находятся на контроле региональной прокуратуры.