Прокурор разъясняет

  • 13 марта 2014, 00:00
О порядке принятия и государственной регистрации Устава муниципального образования и решений о внесении изменений в Устав муниципального образования
  Текст

В соответствии с положениями ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе устав муниципального образования, являющийся актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющий прямое действие и применяющийся на всей территории муниципального образования.

  Исходя из особой правовой природы устава муниципального образования, действующим законодательством установлен особый порядок, как принятия данного нормативного правового акта, так и внесения в него изменений.

  В соответствии с п.1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

  В обязательном порядке принятию Устава (или решения о внесении изменений в данный правовой акт) предшествует утверждение представительным органом местного самоуправления проекта устава или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии указанных правовых актов. При этом указанный проект решения подлежат обязательному официальному опубликованию.

  В зависимости от оснований, которые являются причиной принятия устава или правового акта о внесении изменений в устав, действующим законодательством установлено 2 порядка принятия таких акта.

  В первом случае, если принимается непосредственно устав или муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в данный устав (кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами) проект решения публикуется  одновременно с установленным представительным органом муниципального образования порядком учета предложений по проекту устава, проекту правового акта, а также порядком участия граждан в его обсуждении и решением о проведении публичных слушаний по данным проектам.

В случае, если решение о внесении изменений в устав принимается исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, по проекту решения о внесении изменений публичные слушания не назначаются, информация об учете предложений по проекту не публикуется, публикуется только проект устава или решения о внесении в него изменений.

  По истечению 30-дневного периода необходимого для ознакомления с проектом решения (а в указанных выше случаях также после проведения публичных слушаний) представительным органом местного самоуправления при условии наличия на его заседании 2/3 от избранного состава депутатов, принимается соответствующий устав или решение о внесении изменений и дополнений в устав.

  Принятые решения подлежат государственной регистрации в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

По проведению государственной регистрации принятый правовой акт подлежит официальному опубликованию органом местного самоуправления и вступает в силу только после официального опубликования. При этом после официального опубликования у главы муниципального образования появляется обязанность в течение 10 дней со дня официального опубликования таких актов направить в уполномоченный орган сведения об источнике и о дате их официального опубликования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

  Соблюдение указанного порядка является важной гарантией реализации конституционных принципов законности, а также единства правового пространства на территории Российской Федерации.

 

​​​​​​​