Противодействие коррупции - Прокуратура Амурской области
Противодействие коррупции
- 29 июня 2023, 12:30
В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции
на 2021 - 2024 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478, одним из основных направлений, в рамках которых осуществляется его реализация, является совершенствование мер
по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одним из ключевых инструментов предупреждения коррупции является предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
В целях обеспечения прозрачности закупочных процедур, предупреждения коррупционных проявлений Федеральным законом
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) на руководителя заказчика, руководителя контрактной службы, работников контрактной службы, контрактного управляющего, членов комиссии возложена обязанность при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции».
Вместе с тем в результате проведенных проверок с начала 2023 года органами прокуратуры области выявлено три факта неисполнения соответствующей обязанности со стороны руководителей заказчиков
(г. Белогорск, Мазановский район) и члена закупочной комиссии (г. Свободный).
Нарушения, связанные с заключением контрактов (договоров) в условиях конфликта интересов, обусловлены наличием родственных, иных близких отношений между должностным лицом заказчика (членом комиссии)
и руководителем (учредителем) организации, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключены такие контракты (договоры).
Во всех случаях нарушения допущены в органах местного самоуправления, территориальными прокурорами внесены представления (находятся на рассмотрении).
Также в качестве одной из антикоррупционных мер Федеральным законом
№ 44-ФЗ предусмотрен запрет на участие в закупках юридических лиц, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
Причём соответствующее требование распространяется не только
на конкурентные закупки, но и контракты (договоры), заключённые
с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ.
В январе-мае 2023 года органами прокуратуры области выявлено девять случаев заключения заказчиками контрактов (договоров) с организациями, которые привлечены к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (Бурейский, Завитинский, Шимановский районы, ЗАТО Циолковский).
По установленным фактам, наряду с внесением территориальными прокурорами представлений об устранении нарушений федерального законодательства в соответствующие органы (организации), прокуратурой области в Арбитражный суд Амурской области направлены исковые заявления
о признании недействительными (ничтожными) таких контрактов (договоров),
в том числе по которым работы (услуги) выполнены (оказаны) и оплачены,
с применением последствий недействительности ничтожной сделки – взыскании с организаций в полном объеме денежных средств, полученных по сделке.
Исходя из правовой позиции, изложенной в абзаце 2 части 1 статьи
167 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно, что позволяет обязать только одну сторону признанного недействительным контракта (договора) возвратить всё полученное по сделке.
Из девяти предъявленных прокуратурой области два исковых заявления судом рассмотрены и удовлетворены, остальные назначены к рассмотрению.
(отдел по надзору за исполнением законодательтсва о противодействии коррупции)
Прокуратура Амурской области
29 июня 2023, 12:30
О противодействии коррупции в сфере закупок
В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции
на 2021 - 2024 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478, одним из основных направлений, в рамках которых осуществляется его реализация, является совершенствование мер
по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одним из ключевых инструментов предупреждения коррупции является предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
В целях обеспечения прозрачности закупочных процедур, предупреждения коррупционных проявлений Федеральным законом
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) на руководителя заказчика, руководителя контрактной службы, работников контрактной службы, контрактного управляющего, членов комиссии возложена обязанность при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции».
Вместе с тем в результате проведенных проверок с начала 2023 года органами прокуратуры области выявлено три факта неисполнения соответствующей обязанности со стороны руководителей заказчиков
(г. Белогорск, Мазановский район) и члена закупочной комиссии (г. Свободный).
Нарушения, связанные с заключением контрактов (договоров) в условиях конфликта интересов, обусловлены наличием родственных, иных близких отношений между должностным лицом заказчика (членом комиссии)
и руководителем (учредителем) организации, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключены такие контракты (договоры).
Во всех случаях нарушения допущены в органах местного самоуправления, территориальными прокурорами внесены представления (находятся на рассмотрении).
Также в качестве одной из антикоррупционных мер Федеральным законом
№ 44-ФЗ предусмотрен запрет на участие в закупках юридических лиц, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
Причём соответствующее требование распространяется не только
на конкурентные закупки, но и контракты (договоры), заключённые
с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ.
В январе-мае 2023 года органами прокуратуры области выявлено девять случаев заключения заказчиками контрактов (договоров) с организациями, которые привлечены к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (Бурейский, Завитинский, Шимановский районы, ЗАТО Циолковский).
По установленным фактам, наряду с внесением территориальными прокурорами представлений об устранении нарушений федерального законодательства в соответствующие органы (организации), прокуратурой области в Арбитражный суд Амурской области направлены исковые заявления
о признании недействительными (ничтожными) таких контрактов (договоров),
в том числе по которым работы (услуги) выполнены (оказаны) и оплачены,
с применением последствий недействительности ничтожной сделки – взыскании с организаций в полном объеме денежных средств, полученных по сделке.
Исходя из правовой позиции, изложенной в абзаце 2 части 1 статьи
167 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно, что позволяет обязать только одну сторону признанного недействительным контракта (договора) возвратить всё полученное по сделке.
Из девяти предъявленных прокуратурой области два исковых заявления судом рассмотрены и удовлетворены, остальные назначены к рассмотрению.
(отдел по надзору за исполнением законодательтсва о противодействии коррупции)
Все права защищены