Листовки

  • 25 декабря 2024, 11:04
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе
  Текст

Правоотношения в сфере рекламы урегулированы Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Под рекламодателем в Законе о рекламе понимается изготовитель или продавец товара; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее приведение информации в форму, готовую для распространения в виде рекламы; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом; оператор рекламной системы – лицо, которое обеспечивает работу рекламной системы.

Законодательством предусмотрена административная и гражданско-правовая ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, оператора рекламной системы за нарушение законодательства о рекламе, в том числе за недобросовестную, недостоверную рекламу, а также за иные нарушения.

Под недобросовестной рекламой в Законе о рекламе понимается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других производителей; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.

Недостоверной является реклама, которая содержит сведения, не соответствующие действительности, в частности: о преимуществах рекламируемого товара перед товарами других изготовителей или продавцов; о характеристиках самого товара (его составе, дате изготовления, потребительских свойствах и др.); о стоимости товара, порядке его оплаты и других условиях приобретения товара; об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара; о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар; об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи) в виде штрафа для граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей; юридических лиц - от 100 до 500 тыс. рублей; для должностных лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей - от 4 до 20 тыс. рублей.

Для некоторых правонарушений частями 2-17 статьи 14.3 КоАП РФ установлены специальные нормы об ответственности.

Так, специальная ответственность предусмотрена:

- за рекламу некоторых объектов рекламирования, реклама которых не допускается, например за рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ);

- за нарушения требований к рекламе отдельных видов объектов рекламирования – лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок (ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ), услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа (ч. 6 ст. 14.3 КоАП РФ);

- за нарушение правил размещения рекламы, в том числе: размещение рекламы на знаке дорожного движения, на его опоре или на любом ином приспособлении для регулирования дорожного движения, а также за размещение рекламы, сходной с дорожными знаками (ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ); использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции (ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ); распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств (ч. 5 ст. 14.38 КоАП РФ);

- за нарушения при распространении рекламы, в частности: за нарушения порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, превышение допустимого объема рекламы в теле- или радиопрограммах, распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура (ч. 2 ст. 14.3 КоАП РФ); за превышение объема рекламы в периодических печатных изданиях (ч. 3 ст. 14.3 КоАП РФ); за нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции (ст. 14.37 КоАП РФ); рекламу иностранных лиц, действующих в Интернете на территории РФ, и (или) рекламу информационного ресурса таких лиц, если Роскомнадзор решил запретить ее распространение и информация о решении включена в специальный перечень (ч.ч. 7, 9 ст. 14.3 КоАП РФ).

Штрафы за нарушения законодательства при распространении рекламы, ответственность за которые предусмотрена частями 2-17 статьи 14.3 КоАП РФ, для должностных лиц достигают 500 тыс. рублей, для юридических лиц – 6 млн рублей.

Статьей 38 Закона о рекламе предусмотрена гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о рекламе – лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суды общей юрисдикции или арбитражный суд, в том числе с исками:

- о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе);

- о возмещении убытков, включая упущенную выгоду;

- о компенсации морального вреда;

- о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц.

В соответствии с положениями статьи 36 Закона о рекламе органом контроля в сфере рекламы является антимонопольный орган, который в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим законом.

Дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть возбуждены антимонопольным органом по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, заявлениям физических или юридических лиц, а также по результатам проведения антимонопольным органом контрольных (надзорных) мероприятий.

При осуществлении возложенных полномочий антимонопольный орган вправе:

- выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

- предъявлять в суд общей юрисдикции или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе), о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции;

- применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

- выдавать органам местного самоуправления муниципального района, органам местного самоуправления муниципального округа или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции.