Листовки - Прокуратура Амурской области
Листовки
- 25 декабря 2024, 11:04
Правоотношения в сфере рекламы урегулированы Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Под рекламодателем в Законе о рекламе понимается изготовитель или продавец товара; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее приведение информации в форму, готовую для распространения в виде рекламы; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом; оператор рекламной системы – лицо, которое обеспечивает работу рекламной системы.
Законодательством предусмотрена административная и гражданско-правовая ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, оператора рекламной системы за нарушение законодательства о рекламе, в том числе за недобросовестную, недостоверную рекламу, а также за иные нарушения.
Под недобросовестной рекламой в Законе о рекламе понимается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других производителей; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.
Недостоверной является реклама, которая содержит сведения, не соответствующие действительности, в частности: о преимуществах рекламируемого товара перед товарами других изготовителей или продавцов; о характеристиках самого товара (его составе, дате изготовления, потребительских свойствах и др.); о стоимости товара, порядке его оплаты и других условиях приобретения товара; об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара; о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар; об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи) в виде штрафа для граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей; юридических лиц - от 100 до 500 тыс. рублей; для должностных лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей - от 4 до 20 тыс. рублей.
Для некоторых правонарушений частями 2-17 статьи 14.3 КоАП РФ установлены специальные нормы об ответственности.
Так, специальная ответственность предусмотрена:
- за рекламу некоторых объектов рекламирования, реклама которых не допускается, например за рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ);
- за нарушения требований к рекламе отдельных видов объектов рекламирования – лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок (ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ), услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа (ч. 6 ст. 14.3 КоАП РФ);
- за нарушение правил размещения рекламы, в том числе: размещение рекламы на знаке дорожного движения, на его опоре или на любом ином приспособлении для регулирования дорожного движения, а также за размещение рекламы, сходной с дорожными знаками (ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ); использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции (ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ); распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств (ч. 5 ст. 14.38 КоАП РФ);
- за нарушения при распространении рекламы, в частности: за нарушения порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, превышение допустимого объема рекламы в теле- или радиопрограммах, распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура (ч. 2 ст. 14.3 КоАП РФ); за превышение объема рекламы в периодических печатных изданиях (ч. 3 ст. 14.3 КоАП РФ); за нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции (ст. 14.37 КоАП РФ); рекламу иностранных лиц, действующих в Интернете на территории РФ, и (или) рекламу информационного ресурса таких лиц, если Роскомнадзор решил запретить ее распространение и информация о решении включена в специальный перечень (ч.ч. 7, 9 ст. 14.3 КоАП РФ).
Штрафы за нарушения законодательства при распространении рекламы, ответственность за которые предусмотрена частями 2-17 статьи 14.3 КоАП РФ, для должностных лиц достигают 500 тыс. рублей, для юридических лиц – 6 млн рублей.
Статьей 38 Закона о рекламе предусмотрена гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о рекламе – лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суды общей юрисдикции или арбитражный суд, в том числе с исками:
- о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе);
- о возмещении убытков, включая упущенную выгоду;
- о компенсации морального вреда;
- о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц.
В соответствии с положениями статьи 36 Закона о рекламе органом контроля в сфере рекламы является антимонопольный орган, который в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим законом.
Дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть возбуждены антимонопольным органом по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, заявлениям физических или юридических лиц, а также по результатам проведения антимонопольным органом контрольных (надзорных) мероприятий.
При осуществлении возложенных полномочий антимонопольный орган вправе:
- выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
- предъявлять в суд общей юрисдикции или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе), о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции;
- применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
- выдавать органам местного самоуправления муниципального района, органам местного самоуправления муниципального округа или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции.
Прокуратура Амурской области
25 декабря 2024, 11:04
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе
Правоотношения в сфере рекламы урегулированы Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Под рекламодателем в Законе о рекламе понимается изготовитель или продавец товара; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее приведение информации в форму, готовую для распространения в виде рекламы; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом; оператор рекламной системы – лицо, которое обеспечивает работу рекламной системы.
Законодательством предусмотрена административная и гражданско-правовая ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, оператора рекламной системы за нарушение законодательства о рекламе, в том числе за недобросовестную, недостоверную рекламу, а также за иные нарушения.
Под недобросовестной рекламой в Законе о рекламе понимается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других производителей; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.
Недостоверной является реклама, которая содержит сведения, не соответствующие действительности, в частности: о преимуществах рекламируемого товара перед товарами других изготовителей или продавцов; о характеристиках самого товара (его составе, дате изготовления, потребительских свойствах и др.); о стоимости товара, порядке его оплаты и других условиях приобретения товара; об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара; о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар; об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи) в виде штрафа для граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей; юридических лиц - от 100 до 500 тыс. рублей; для должностных лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей - от 4 до 20 тыс. рублей.
Для некоторых правонарушений частями 2-17 статьи 14.3 КоАП РФ установлены специальные нормы об ответственности.
Так, специальная ответственность предусмотрена:
- за рекламу некоторых объектов рекламирования, реклама которых не допускается, например за рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ);
- за нарушения требований к рекламе отдельных видов объектов рекламирования – лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок (ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ), услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа (ч. 6 ст. 14.3 КоАП РФ);
- за нарушение правил размещения рекламы, в том числе: размещение рекламы на знаке дорожного движения, на его опоре или на любом ином приспособлении для регулирования дорожного движения, а также за размещение рекламы, сходной с дорожными знаками (ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ); использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции (ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ); распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств (ч. 5 ст. 14.38 КоАП РФ);
- за нарушения при распространении рекламы, в частности: за нарушения порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, превышение допустимого объема рекламы в теле- или радиопрограммах, распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура (ч. 2 ст. 14.3 КоАП РФ); за превышение объема рекламы в периодических печатных изданиях (ч. 3 ст. 14.3 КоАП РФ); за нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции (ст. 14.37 КоАП РФ); рекламу иностранных лиц, действующих в Интернете на территории РФ, и (или) рекламу информационного ресурса таких лиц, если Роскомнадзор решил запретить ее распространение и информация о решении включена в специальный перечень (ч.ч. 7, 9 ст. 14.3 КоАП РФ).
Штрафы за нарушения законодательства при распространении рекламы, ответственность за которые предусмотрена частями 2-17 статьи 14.3 КоАП РФ, для должностных лиц достигают 500 тыс. рублей, для юридических лиц – 6 млн рублей.
Статьей 38 Закона о рекламе предусмотрена гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о рекламе – лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суды общей юрисдикции или арбитражный суд, в том числе с исками:
- о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе);
- о возмещении убытков, включая упущенную выгоду;
- о компенсации морального вреда;
- о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц.
В соответствии с положениями статьи 36 Закона о рекламе органом контроля в сфере рекламы является антимонопольный орган, который в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим законом.
Дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть возбуждены антимонопольным органом по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, заявлениям физических или юридических лиц, а также по результатам проведения антимонопольным органом контрольных (надзорных) мероприятий.
При осуществлении возложенных полномочий антимонопольный орган вправе:
- выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
- предъявлять в суд общей юрисдикции или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе), о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции;
- применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
- выдавать органам местного самоуправления муниципального района, органам местного самоуправления муниципального округа или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции.
Все права защищены