Прокурор разъясняет

  • 21 июня 2012, 00:00
Введение сборов за право торговли (в отличие от взимания платы за участие в ярмарках) незаконно
  Текст

Статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. 

Ранее Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» был предусмотрен местный сбор за право торговли, но в настоящее время данный нормативный правовой акт утратил силу. 

Однако не исключены случаи, когда органы местного самоуправления в целях пополнения местного бюджета пытаются ввести подобные сборы. Органами прокуратуры области в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности принимаются меры по выявлению фактов незаконного возложения на хозяйствующих субъектов дополнительных обязанностей. Так, установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования «Юромское» от 28.12.2011 № 108 утверждены ставки сбора за торговое место с передвижных средств, разностной торговли и нестационарных мест в размере 200 рублей в день. В связи с противоречием указанного решения налоговому законодательству прокурором Лешуконского района на него принесен протест, который находится на рассмотрении. 

Вместе с тем необходимо разъяснить, что взимание платы за участие в ярмарках соответствует федеральному законодательству. 

Статьей 11 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» организаторам ярмарки, которыми могут быть как органы государственной власти, органы местного самоуправления, так и юридические лица, индивидуальные предприниматели, предоставлено право взимания платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги).  

Размер платы определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней. 

Таким образом, если орган местного самоуправления с соблюдением требований вышеназванного Федерального закона, а также Порядка организации деятельности ярмарок по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории Архангельской области утвержденного постановлением администрации области от 27 августа 2007 года № 155-па, организует ярмарку, то он вправе установить плату для участников ярмарки.