Документы - Прокуратура Архангельской области
Документы
- 25 апреля 2008
Анализ состояния законности в сфере охраны труда и техники безопасности показал, что условия и безопасность труда на предприятиях области не соответствуют предъявляемым требованиям.
Несмотря на меры, принимаемые органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, ситуация с обеспечением прав граждан на безопасные условия труда продолжает оставаться неудовлетворительной. В 2007 г. произошло 184 несчастных случая на производстве (2006 — 150), из них — 118 (90) тяжелых, 17 (25) — групповых, 49 (35 — со смертельным исходом).
Основными причинами высокого уровня производственного травматизма являются применение устаревших технологий, высокая степень изношенности оборудования, неудовлетворительная организация работ и некачественное обучение безопасным приемам труда, низкая исполнительская дисциплина руководителей работ, ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей, а также многочисленные нарушения законодательства об охране труда. Прокурорами в 2007 г. в данной сфере выявлено 1851 нарушение (за 3 мес. 2008 г. - 673).
Наибольшее количество нарушений допускается на предприятиях строительства, лесопромышленного комплекса, торговли, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, а также у индивидуальных предпринимателей.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране труда не стал упреждающим, полномочия по предупреждению и пресечению нарушений прав граждан прокурорами используются неэффективно. Отсутствует должное взаимодействие с правоохранительными, контролирующими органами, органами государственной власти и местного самоуправления, слабо анализируются оперативные сведения о нарушениях законодательства. Не всегда принимаются обоснованные решения по результатам проверок, проведенных по информации работодателей, направленной в порядке ст. 228 Трудового кодекса РФ, не во всех случаях своевременно принимаются исчерпывающие меры реагирования, в т.ч. по привлечению виновных к административной ответственности. Редко ставятся вопросы о дисквалификации руководителей.
В целях совершенствования организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда, повышения его эффективности, руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Заместителям прокурора области, руководителям структурных подразделений аппарата, прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур:
1.1. Усилить надзор за исполнением законодательства об охране труда органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями и их должностными лицами;
1.2. По каждому несчастному случаю на производстве разбираться в обстоятельствах, способствовавших его возникновению, при установлении нарушений закона добиваться реальных мер к их устранению. Проверять соблюдение работодателями при несчастном случае на производстве требований ст.ст. 228, 228.1, 229, 229.1, 229.2 Трудового кодекса РФ, в т.ч. о незамедлительном информировании соответствующих органов. Выяснять соблюден ли работодателем суточный срок направления извещения в органы прокуратуры при групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом;
1.3. Организовать эффективное взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления, органами здравоохранения и внутренних дел, Государственной инспекцией труда, профсоюзными организациями, средствами массовой информации по сбору, анализу и проверке сведений о нарушениях законодательства об охране труда. При планировании проверок соблюдения законодательства об охране труда в первую декаду последнего месяца квартала направлять в Государственную инспекцию труда предложения о проверке конкретных предприятий;
1.4. Систематически анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора в сфере охраны труда, на основе которых принимать меры по повышению качества и эффективности работы прокуратуры, оказывать методическую помощь в организации прокурорского надзора по данному направлению, распространять положительный опыт;
1.5. В случае угрозы жизни или здоровью граждан, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ рассматривать вопрос о приостановлении деятельности предприятий, их филиалов и подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов и других объектов;
1.6. Один раз в полугодие проводить сверки с Государственной инспекцией труда по материалам о несчастных случаях на производстве, направленных в органы прокуратуры;
1.7. Проводить проверки по фактам несчастных случаев на производстве в установленный законом срок. При необходимости привлекать к участию специалистов из контролирующих органов и экспертных учреждений. Не допускать направление в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ в следственные отделы СУ СК при прокуратуре РФ материалов по несчастным случаям, где причинен легкий вред здоровью;
1.8. Исключить факты дачи согласия государственными обвинителями на прекращение в судах дел по ст.ст. 143, 216 УК РФ за примирением сторон в случае гибели работника.
2. Прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур:
2.1. Проводить проверки по фактам несчастных случаев на производстве силами прокуратуры, не дожидаясь поступления соответствующих материалов из Государственной инспекции труда;
2.2. При очевидности состава преступления незамедлительно выносить постановление в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении соответствующих материалов в территориальные отделы СУ СК.
В случае вынесения следователями СУ СК постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по факту смерти или причинения тяжкого вреда здоровью проверять законность данного решения в десятидневный срок и в случае согласия с ним составлять заключение, утверждаемое прокурором района, которое в трехдневный срок направлять для проверки в прокуратуру области (управление по надзору за соблюдением федерального законодательства).
При проверке законности решений об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам производственного травматизма принимать меры прокурорского реагирования по выявленным фактам нарушений законодательства об охране труда;
2.3. По каждому случаю укрытия работодателем от учета несчастного случая на производстве принимать меры прокурорского реагирования, возбуждать дела об административных правонарушениях, объявлять предостережения, вносить представления, в которых, в том числе, ставить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
2.4. Предъявлять иски в суд в интересах Российской Федерации в лице Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования о возмещении, расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности и лечением пострадавшего при получении травм, связанных с производством.
При выявлении фактов производственного травматизма на государственных и муниципальных предприятиях решать вопрос о взыскании расходов на лечение с виновных должностных лиц.
В связи с тем, что средства, перечисляемые лечебному учреждению ФОМС РФ и ФСС РФ, не в полной мере покрывают расходы по оказанию медицинской помощи, предъявлять иски в интересах Российской Федерации, Архангельской области, муниципальных образований о возмещении расходов на лечение, в части не покрытой страховыми выплатами;
2.5. Систематически информировать население о работе, проведенной по защите прав граждан в сфере охраны труда, принятых мерах по выявлению и пресечению правонарушений;
2.6. Информацию по материалам, рассмотренным в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбужденных уголовных делах, о направленных в суд исках, а также принятых мерах прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением законодательства об охране труда и по фактам несчастных случаев на производстве, направить в прокуратуру области к 1 числу каждого месяца следующего за кварталом (приложения 1 и 2);
2.7. О состоянии надзора в сфере соблюдения законодательства об охране труда и технике безопасности информировать прокуратуру области в докладных записках по итогам работы за год.
3. Приказ от 22.02.2007 № 9 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за соблюдением законодательства об охране труда» считать утратившим силу.
Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.
Приказ направить прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур, ознакомить работников аппарата.
Прокурор области
старший советник юстицииВ.М. Бакун
Тип
ПриказПрокуратура Архангельской области и Ненецкого автономного округа
25 апреля 2008, 21:02
Приказ о мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда
Анализ состояния законности в сфере охраны труда и техники безопасности показал, что условия и безопасность труда на предприятиях области не соответствуют предъявляемым требованиям.
Несмотря на меры, принимаемые органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, ситуация с обеспечением прав граждан на безопасные условия труда продолжает оставаться неудовлетворительной. В 2007 г. произошло 184 несчастных случая на производстве (2006 — 150), из них — 118 (90) тяжелых, 17 (25) — групповых, 49 (35 — со смертельным исходом).
Основными причинами высокого уровня производственного травматизма являются применение устаревших технологий, высокая степень изношенности оборудования, неудовлетворительная организация работ и некачественное обучение безопасным приемам труда, низкая исполнительская дисциплина руководителей работ, ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей, а также многочисленные нарушения законодательства об охране труда. Прокурорами в 2007 г. в данной сфере выявлено 1851 нарушение (за 3 мес. 2008 г. - 673).
Наибольшее количество нарушений допускается на предприятиях строительства, лесопромышленного комплекса, торговли, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, а также у индивидуальных предпринимателей.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране труда не стал упреждающим, полномочия по предупреждению и пресечению нарушений прав граждан прокурорами используются неэффективно. Отсутствует должное взаимодействие с правоохранительными, контролирующими органами, органами государственной власти и местного самоуправления, слабо анализируются оперативные сведения о нарушениях законодательства. Не всегда принимаются обоснованные решения по результатам проверок, проведенных по информации работодателей, направленной в порядке ст. 228 Трудового кодекса РФ, не во всех случаях своевременно принимаются исчерпывающие меры реагирования, в т.ч. по привлечению виновных к административной ответственности. Редко ставятся вопросы о дисквалификации руководителей.
В целях совершенствования организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда, повышения его эффективности, руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Заместителям прокурора области, руководителям структурных подразделений аппарата, прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур:
1.1. Усилить надзор за исполнением законодательства об охране труда органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями и их должностными лицами;
1.2. По каждому несчастному случаю на производстве разбираться в обстоятельствах, способствовавших его возникновению, при установлении нарушений закона добиваться реальных мер к их устранению. Проверять соблюдение работодателями при несчастном случае на производстве требований ст.ст. 228, 228.1, 229, 229.1, 229.2 Трудового кодекса РФ, в т.ч. о незамедлительном информировании соответствующих органов. Выяснять соблюден ли работодателем суточный срок направления извещения в органы прокуратуры при групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом;
1.3. Организовать эффективное взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления, органами здравоохранения и внутренних дел, Государственной инспекцией труда, профсоюзными организациями, средствами массовой информации по сбору, анализу и проверке сведений о нарушениях законодательства об охране труда. При планировании проверок соблюдения законодательства об охране труда в первую декаду последнего месяца квартала направлять в Государственную инспекцию труда предложения о проверке конкретных предприятий;
1.4. Систематически анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора в сфере охраны труда, на основе которых принимать меры по повышению качества и эффективности работы прокуратуры, оказывать методическую помощь в организации прокурорского надзора по данному направлению, распространять положительный опыт;
1.5. В случае угрозы жизни или здоровью граждан, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ рассматривать вопрос о приостановлении деятельности предприятий, их филиалов и подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов и других объектов;
1.6. Один раз в полугодие проводить сверки с Государственной инспекцией труда по материалам о несчастных случаях на производстве, направленных в органы прокуратуры;
1.7. Проводить проверки по фактам несчастных случаев на производстве в установленный законом срок. При необходимости привлекать к участию специалистов из контролирующих органов и экспертных учреждений. Не допускать направление в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ в следственные отделы СУ СК при прокуратуре РФ материалов по несчастным случаям, где причинен легкий вред здоровью;
1.8. Исключить факты дачи согласия государственными обвинителями на прекращение в судах дел по ст.ст. 143, 216 УК РФ за примирением сторон в случае гибели работника.
2. Прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур:
2.1. Проводить проверки по фактам несчастных случаев на производстве силами прокуратуры, не дожидаясь поступления соответствующих материалов из Государственной инспекции труда;
2.2. При очевидности состава преступления незамедлительно выносить постановление в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении соответствующих материалов в территориальные отделы СУ СК.
В случае вынесения следователями СУ СК постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по факту смерти или причинения тяжкого вреда здоровью проверять законность данного решения в десятидневный срок и в случае согласия с ним составлять заключение, утверждаемое прокурором района, которое в трехдневный срок направлять для проверки в прокуратуру области (управление по надзору за соблюдением федерального законодательства).
При проверке законности решений об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам производственного травматизма принимать меры прокурорского реагирования по выявленным фактам нарушений законодательства об охране труда;
2.3. По каждому случаю укрытия работодателем от учета несчастного случая на производстве принимать меры прокурорского реагирования, возбуждать дела об административных правонарушениях, объявлять предостережения, вносить представления, в которых, в том числе, ставить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
2.4. Предъявлять иски в суд в интересах Российской Федерации в лице Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования о возмещении, расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности и лечением пострадавшего при получении травм, связанных с производством.
При выявлении фактов производственного травматизма на государственных и муниципальных предприятиях решать вопрос о взыскании расходов на лечение с виновных должностных лиц.
В связи с тем, что средства, перечисляемые лечебному учреждению ФОМС РФ и ФСС РФ, не в полной мере покрывают расходы по оказанию медицинской помощи, предъявлять иски в интересах Российской Федерации, Архангельской области, муниципальных образований о возмещении расходов на лечение, в части не покрытой страховыми выплатами;
2.5. Систематически информировать население о работе, проведенной по защите прав граждан в сфере охраны труда, принятых мерах по выявлению и пресечению правонарушений;
2.6. Информацию по материалам, рассмотренным в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбужденных уголовных делах, о направленных в суд исках, а также принятых мерах прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением законодательства об охране труда и по фактам несчастных случаев на производстве, направить в прокуратуру области к 1 числу каждого месяца следующего за кварталом (приложения 1 и 2);
2.7. О состоянии надзора в сфере соблюдения законодательства об охране труда и технике безопасности информировать прокуратуру области в докладных записках по итогам работы за год.
3. Приказ от 22.02.2007 № 9 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за соблюдением законодательства об охране труда» считать утратившим силу.
Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.
Приказ направить прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур, ознакомить работников аппарата.
Прокурор области
старший советник юстицииВ.М. Бакун
Все права защищены