Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 19 февраля 2019, 00:00
О результатах надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2013 году
  Текст

В 2013 году прокуратурой области продолжено осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

С учетом задач, поставленных Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции, основное внимание сконцентрировано на координации деятельности правоохранительных органов региона по противодействию  коррупции, осуществлении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проведении проверок исполнения антикоррупционного законодательства, законодательства о размещении заказов, о государственной и муниципальной собственности.

В результате принятых мер в 2013 году органами прокуратуры области выявлено 2178 нарушений закона, в том числе 275 незаконных правовых актов. В целях уст­ранения выявленных нарушений принесено 273 протеста. Внесено 571 представление, по результатам рассмотрения ко­торых к дисциплинарной ответственности привлечено 601 лицо. Направлено в суды 34 заявления. К административной ответственности по постановлениям прокуроров привлечено 28 лиц. Прокурорами в порядке ч.2 ст.37 УПК РФ направлено в правоохранительные органы 8 материалов, по результатам рассмотрения которых возбуждено 4 уголовных дела.

В ходе проведенных проверок выявлены многочисленные случаи неисполнения органами местного самоуправления требований закона о размещении в сети Интернет сведений о доходах и имуществе муниципальных служащих.  

Так, проверкой, проведенной прокуратурой Почепского района, было установлено, что муниципальными образованиями района ненадлежащим образом исполняются требования ч.6 ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции», согласно которой сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления.

Как показала проведенная проверка, порядок размещения таких сведений на официальных сайтах уполномоченными органами местного самоуправления района до настоящего времени не определен, размещение сведений о доходах и имуществе в сети Интернет не осуществлялось.

Для устранения выявленных нарушений прокуратурой района внесено 20 представлений в адрес главы администрации Почепского района, главы администрации г.Почепа и глав сельских поселений. По результатам рассмотрения представлений 14 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, принимаются меры к устранению нарушений закона.

По аналогичным основаниям в соответствующие органы местного самоуправления  внесено 118 представлений прокурорами Брянского, Жуковского, Злынковского, Климовского, Мглинского, Клинцовского, Новозыбковского, Погарского, Стародубского, Суземского, Суражского, Трубчевского, Унечского и других районов, г.Клинцы и Сельцо. По результатам рассмотрения представлений органами местного самоуправления приняты меры по размещению в сети Интернет необходимых сведений.

Проделана работа по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции сотрудниками в отделении Пенсионного фонда РФ по Брянской области и его районных подразделениях, Брянском региональном отделении Фонда социального страхования РФ, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Брянской области.

Так, в ходе проведенной проверки было установлено, что один из руководителей районного управления ОПФР в Брянской области в 2012 году получал доходы от акций крупных акционерных обществ (таких, как ЗАО «Банк ВТБ», ОАО «Газпром», ОАО «Мечел», ОАО «Аэрофлот»). Данные доходы, а также сведения о наличии ценных бумаг указанных юридических лиц, в представленной служащим справке указаны не были. По результатам рассмотрения представления прокуратуры области служащий был привлечен к дисциплинарной ответственности, и им были представлены уточненные сведения о своих доходах и имуществе.

Выявлены факты неотражения сотрудниками проверяемых организаций сведений о принадлежащем им недвижимом имуществе, транспортных средствах, денежных выплатах, полученных сотрудниками районных управлений в связи с проживанием на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС, доходов по банковским вкладам. Имелись случаи нарушения сроков представления сведений о доходах и имуществе.

Всего в ходе осуществления надзора на указанном направлении прокурорами было выявлено 183 нарушения порядка представления сведений о доходах и имуществе, для устранения которых внесено 28 представлений.

Постоянное внимание уделяется прокурорами проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления области. В 2013 году прокурорами изучено на предмет наличия коррупциогенных факторов  4699 нормативных правовых актов и 1911 проектов. Выявлено 199 нормативных правовых актов и  39 проектов, содержавших 297 коррупциогенных факторов.

Для исключения коррупциогенных факторов из правового поля органами прокуратуры области принесено 175 протестов, внесено 18 представлений и 6 требований, в органы государственной власти и местного самоуправления направлено 39 информаций.

Прокуратурой продолжена работа по координации деятельности правоохранительных органов в сфере выявления и пресечения преступлений коррупционной направленности.

В прошедшем году были возбуждены уголовные дела о коррупционных преступлениях, вызвавших большой общественный резонанс.

Так, 26.12.2013 следователем по особо важным делам второго отдела СУ СК России по Брянской области возбуждено уголовное дело в отношении Морозова А.А. – члена правительства Брянской области, занимающего должность директора департамента строительства и архитектуры Брянской области, по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ.

В ходе расследования установлено, что 05.12.2013 Морозов А.А., занимая вышеуказанную должность, относящуюся к государственной должности Брянской области, превышая свои должностные полномочия, достоверно зная о том, что ранее на заседании комиссии при департаменте строительства и архитектуры Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие аварии на Чернобыльской АЭС было принято решение об отказе в выплате компенсаций за утраченное имущество в сумме 2 451 000 рублей и 1 115 000 рублей Миндубаевой О.В. и Харитонцевой К.М., осознавая незаконность своих действий, включил данных граждан в список на получение компенсаций в сумме 2 451 000 рублей и 1 115 000 рублей. Своими действиями Морозов А.А. существенно нарушил охраняемые законом интересы общества и государства.

В настоящее время расследование уголовного дела продолжается, в отношении Морозова А.А. избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.

Продолжается расследование уголовного дела, возбужденного 23.09.2013 следователем по особо важным делам второго отдела СУ СК России по Брянской области в отношении начальника УГИБДД УМВД России по Брянской области подполковника полиции Ивлиева А.Н.

Направлено в суд уголовное дело в отношении Зайцева А.П. В ходе предварительного следствия было установлено, что глава Навлинской поселковой администрации Навлинского района Зайцев А.П. 14.06.2013 лично получил от Бугаева П.В. взятку в виде денег в сумме 260 000 рублей за вынесение постановления от 13.06.2013 № 24 «О внесении дополнений в Постановление № 22 от 03.12.2007 «Об утверждении Перечня наименований улично-дорожной сети п.г.т. Навля». После получения денег Зайцев А.П. был задержан в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ, в дальнейшем судом ему избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. В настоящее время уголовное дело рассматривается судом по существу.

Приговор Бежицкого районного суда Брянской области от 26.09.2013 был обжалован в апелляционном порядке стороной защиты. Апелляционным определением Брянского областного суда от 06.12.2013 приговор оставлен без изменений.

Возросло количество уголовных дел, направленных в суд, и лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Судами области за 12 месяцев 2013 года рассмотрено 116 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 131 лица, в том числе 114 уголовных дел рассмотрено с постановлением обвинительного приговора в отношении 129 лиц.

Так, Бежицким районным судом Брянской области 26.09.2013 вынесен приговор в отношении главы администрации Бежицкого района г.Брянска Машкова Ю.И., который признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.5 ст.290 УК РФ. Согласно приговору суда, 28.09.2012 Машков Ю.И., являясь должностным лицом органа местного самоуправления - представителем власти, умышленно, с целью получения взятки, осознавая, что он является представителем власти и наделен полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа на территории Бежицкого района города Брянска, контролю за использованием территории и инфраструктуры района, закреплению участков территорий за собственниками, владельцами, пользователями или арендаторами земельных участков, организации приема и рассмотрения обращений граждан, предвидя наступления общественно опасных последствий от своих действий и желая их наступления, находясь в коридоре здания Бежицкой районной администрации города Брянска расположенной по адресу: г. Брянск ул. Комсомольская д.15, получил лично от председателя правления Брянской региональной общественной организации «Федерация пляжного футбола Брянской области» (БРОО «ФПФБО») Моисейчикова Н.Н. взятку в крупном размере в виде денег в сумме 200 000 рублей за совершение в пользу представляемой последним некоммерческой организации Брянская региональная общественная организация «Федерация пляжного футбола Брянской области» действий, входящих в его служебные полномочия и предусмотренные ст.ст. 33, 34 Положения об администрации города Брянска, п.п. 2.1, 2.2 Положения о Бежицкой районной администрации города Брянска, Разделом III должностными обязанностями и другими нормативными актами - за согласование размещения Брянской региональной общественной организацией «Федерация пляжного футбола Брянской области» ледового катка на территории площади, прилегающей к ДК «БМЗ» Бежицкого района города Брянска, а так же общее покровительство деятельности БРОО «ФПФБО», осуществляемой на территории городского пляжа в Бежицком районе г.Брянска.

В дальнейшем 28.09.2012 Машков Ю.М. 120 000 рублей, полученных в качестве взятки от Моисейчикова Н.Н., передал на хранение своему подчиненному - ведущему специалисту Радице-Крыловской поселковой администрации Лукьяновой Т.А., не осведомленной о преступном происхождении данных денежных средств, на хранение. С оставшейся суммой взятки в размере 80 000 рублей, находившимися в личном портфеле Машкова Ю.М., последний был задержан сотрудниками правоохранительных органов с поличным.

Суд признал Машкова Ю.И. виновным в инкриминируемом деянии и назначил наказание с применением ст.64 УК РФ в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, со штрафом 8 млн. рублей, с лишением права в течение 3 лет занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

Приговор Бежицкого районного суда Брянской области от 26.09.2013 был обжалован в апелляционном порядке стороной защиты. Апелляционным определением Брянского областного суда от 06.12.2013 приговор оставлен без изменений.

Работа по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции продолжается.