Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 22 февраля 2019, 00:00
О результатах надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2016 году
  Текст

В 2016 году органами прокуратуры Брянской области проделана определенная работа в сфере надзора за исполнением законодатель­ства о противодействии коррупции.

Так, в рассматриваемой сфере ор­ганами прокуратуры области выявлено 2531 нарушение закона (2015 год  – 2424), в том числе 395 незаконных правовых актов (2015 год - 394). В целях уст­ранения выявленных нарушений принесено 392 протеста (2015 год - 383). По результатам рассмотрения протестов отменено (изменено) 376  правовых актов (2015 год - 353), по остальным протестам сроки рассмотрения не истекли. Внесено 668 представлений (2015 год - 740), по результатам рассмотрения ко­торых к дисциплинарной ответственности привлечено 674 лица (2015 год - 703). Направлено в суды 86 заявлений (2015 год – 34). К административной ответственности по постановлениям прокуроров привлечено 57 лиц (2015 год - 37). Прокурорами в порядке ч.2 ст.37 УПК РФ направлено в правоохранительные органы 23 материала (2015 год - 15), по результатам рассмотрения которых возбуждено 7 уголовных дел (2015 год - 10).

Постоянное внимание уделяется органами прокуратуры соблюдению государственными и муниципальными служащими установленных законом обязанностей, запретов и ограничений.

В целом на данном направлении деятельности органами прокуратуры выявлено 382 нарушения закона (2015 год – 458), в том числе 75 незаконных правовых актов (2015 год – 49). Для устранения нарушений принесено 75 протестов (2015 год – 49) внесено 119 представлений (2015 год – 113). В результате принятых мер прокурорского реагирования в истекшем периоде 2016 года 142 лица привлечено к дисциплинарной ответственности (2015 год – 156).

Продолжено выявление нарушений в сфере исполнения государственными служащими, а также иными лицами, обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществления контроля за полнотой и достоверностью представленных сведений.

В результате проведенных проверок выявлялись факты неотражения служащими полученных доходов, сведений о принадлежащих им и их близким родственникам объектах недвижимого имущества, автотранспорте, долях участия в уставных капиталах юридических лиц, банковских счетах.

Для устранения выявленных нарушений были приняты необходимые меры прокурорского реагирования.

В 2016 году выявлено 2 факта непринятия мер по урегулированию конфликта интересов. 

Так, например, прокуратурой Карачевского района было установлено, что в 2015 году между администрацией Карачевского района и ОАО ««Справочно-информационный центр» были заключены два договора на выполнение работ по изготовлению баннеров (плакатов-изображений). Договоры были заключены в порядке, предусмотренном для заключения договоров с единственным поставщиком, то есть без проведения процедур конкурентного отбора поставщика.

При этом проверка показала, что директор ОАО «Справочно-информационный центр» является супругом дочери главы Карачевской районной администрации Лучкина Н.С., подписавшего вышеуказанные договоры, а  также акты приемки выполненных работ.

Таким образом, в указанных действиях Лучкина Н.С. имелись признаки конфликта интересов. Вместе с тем, как показала проведенная проверка, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе, предусмотренный Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Лучкиным Н.С. соблюден не был. Так, он не принял мер по самоотводу от исполнения должностных обязанностей, связанных с подписанием вышеуказанных договоров и актов приемки выполненных работ. Также Лучкин Н.С. не уведомил Карачевский районный Совет народных депутатов о факте возникновения у него конфликта интересов.

По указанным фактам 01.02.2016 прокуратурой Карачевского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в Карачевский районный Совет народных депутатов. По результатам его рассмотрения Лучкин Н.С. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Впоследствии, распоряжением Карачевского районного Совета народных депутатов от 11.07.2016 №5-229 полномочия Лучкина Н.С. были досрочно прекращены.

Продолжена работа, направленная на обеспечение принятия юридическими лицами всех форм собственности мер по предупреждению коррупции, предусмотренных ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». В 2016 году прокурорами случаи несоблюдения указанной статьи выявлены в 137 организациях, расположенных на территории Брянской области.

Принимались меры, направленные на привлечение к установленной законом ответственности лиц, совершивших административные правонарушения в сфере противодействия коррупции. 

Так, в 2016 году органами прокуратуры было возбуждено 2 дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Так, прокуратурой области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «ЭлитСтрой», представитель которого, Товмасян А.А., предложил незаконное вознаграждение должностному лицу ООО «БрянскАгрострой» Киселеву К.В. за передачу информации, необходимой для получения права на заключение договора на выполнение субподрядных строительно-монтажных работ на объекте «Ферма КРС «Синегубово». Решением мирового судьи судебного участка №21 Брянского судебного района, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, принято решение о привлечении ООО «ЭлитСтрой» к ответственности в виде штрафа в размере 1 млн. руб.

Прокуратурой Советского района г.Брянска возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Дельта», заместитель директора которого, Руденок С.А., предложил незаконное вознаграждение судебному приставу-исполнителю Кузнецовой Я.В. за непринятие мер по административному приостановлению деятельности ООО «Дельта».

Дело направлено для рассмотрения по существу в мировой суд, по результатам рассмотрения на ООО «Дельта» наложен административный штраф в размере 500 000 руб.

По статье 19.29 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение порядка заключения трудовых договоров с бывшими государственными и муниципальными служащими, возбуждено 24 дела об административных правонарушениях.

На конец 2016 года судами рассмотрено 21 дело, с вынесением решений о наложении административных взысканий в виде штрафа на общую сумму 494 тыс.руб. Три дела находятся в стадии рассмотрения судами.

Постоянное внимание уделяется прокурорами проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления области. В 2016 году прокурорами изучено на предмет наличия коррупциогенных факторов  5627 нормативных правовых актов (2015 год – 5960) и  2319 проектов (2015 год – 2579). Выявлено 376 нормативных правовых актов (2015 год – 326), содержавших 417 коррупциогенных факторов (2015 год – 334), и 74 проекта (2015 год – 89), содержавших 84 коррупциогенных фактора (2015 год – 82). Из них в органах государственной власти области в 2016 году выявлено 2 коррупциогенных правовых акта  (2015 год – 1), в органах местного самоуправления выявлено 374 акта (2015 год – 310) и 74 проекта (2015 год – 89).

Из указанных коррупциогенных актов, 336 актов содержали также и положения, противоречащие федеральному законодательству (2015 год – 352).

В целях устранения коррупциогенных положений прокурорами принесен  341 протест (2015 год – 272), внесено 20 требований (2015 год – 17) и 22 представления (2015 год – 25), направлено 2 информации (2015 год – 82). По результатам принятых мер реагирования коррупциогенные факторы исключены из 328 нормативных правовых актов (2015 год – 273) и 62 проектов (2015 год – 89). Остальные акты прокурорского реагирования находятся в стадии рассмотрения.

В истекшем году прокуратурой области была продолжена работа по координации деятельности правоохранительных органов в сфере выявления и пресечения преступлений коррупционной направленности.

За 12 месяцев 2016 года правоохранительными органами области выявлено 136 коррупционных преступлений (2015 год– 137).

Снижение составило 1% - 1 преступление. В настоящее время правоохранительные органы региона придерживаются ранее наметившейся тенденции к сокращению количества многоэпизодных уголовных дел, ориентации на выявление наиболее опасных форм коррупционной преступности, уход от выявления преступлений, относящихся к «бытовой» коррупции, которые не представляют большой общественной опасности.

Согласно статданным за 12 месяцев 2016 года, по оконченным уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности ущерб составил 41 миллион 468 тысяч рублей (125 млн. 898 тысяч рублей), возмещен ущерб на сумму 1 миллион 643 тысячи рублей (42 млн. 906 тысячи рублей).

Органами прокуратуры области принимаются определенные меры, направленные на возмещение ущерба, причиненного коррупционными преступлениями.

По всем уголовным делам данной категории следователями принимаются меры для установления местонахождения имущества, явившегося предметом преступного посягательства, а также имущества подозреваемого (обвиняемого), на которое может быть наложен арест с целью обеспечения иска, имущественных взысканий или возможной конфискации.

Так, по направленным в суд уголовным делам наложен арест на имущество обвиняемых, а также изъято в ходе следствия имущества и денег на сумму 68 миллионов 365 тысяч рублей (267 688 тысяч рублей). В том числе по уголовным делам о получении взяток наложен арест на имущество на сумму 14 миллионов 465 тысяч рублей.

Таким образом, стоимость арестованного имущества составляет 165% от размера причиненного ущерба.

Судами области в 2016 году рассматривались уголовные дела о коррупционных преступлениях, вызвавших большой общественный резонанс.

Так, приговором Брянского районного суда от 13.12.2016 Пономарев В.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 5 ст. 290, ч. 2 ст. 285 УК РФ.

Согласно приговору, Пономарев В.В., занимая должность начальника Управления ветеринарии Брянской области, в марте 2014 года скрыл выявленные факты заражения вирусом АЧС 50 свиней, выживших в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на объездной дороге г.Брянска 13.03.2014, а также сырья на мясоперерабатывающем предприятии.

 При этом Пономарев В.В. не предпринял действий по профилактике, ликвидации и установлению ограничительных мероприятий на территории обнаружения очага АЧС. Он также дал указание своим подчиненным изготовить фиктивные документы об уничтожении зараженного скота, результатов исследований по экспертизам, что позволило реализовать продукцию, зараженную вирусом.

 За свои незаконные действия Пономарев В.В. получил от индивидуального предпринимателя взятку в размере 200 тысяч рублей.

 Суд согласился с мнением государственного обвинителя и приговорил Пономарева к 5 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с лишением права занимать должности на государственной службе сроком на 3 года и штрафу в размере 2 млн. руб. Кроме того, суд конфисковал и обратил в доход государства 200 тыс. руб.

Приговором Советского районного суда г.Брянска от 06.12.2016 признаны виновными генеральный директор ООО «Транссетьком-Брянск» Иванов И.В. и его мать Калюк Н.А. Они признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Так, судом было установлено, что Калюк Н.А., занимавшая должности заместителя председателя комитета государственного регулирования тарифов Брянской области, а впоследствии председателя этого комитета и начальника регионального управления государственного регулирования тарифов, способствовала установлению необоснованно завышенных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, которые оказывали ООО «Транссетьком-Брянск» и две другие организации, фактически подконтрольные Иванову И.В.

 На основании таких тарифов с июня 2010 года по сентябрь 2015 года у межрегиональной распределительной сетевой компании было похищено более 15,6 млн. рублей.

 Суд согласился с мнением государственного обвинителя и приговорил Калюк Н.А. и Иванова И.В. к 5 годам лишения свободы с  отбыванием в исправительной колонии общего режима со штрафом 200 тыс. рублей, каждого.

Работа на рассматриваемом направлении продолжается.