Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 25 февраля 2019, 00:00
О результатах осуществления антикоррупционной экспертизы в 2016 году
  Текст

Органами прокуратуры уделяется постоянное внимание проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления области. В 2016 году прокурорами изучено на предмет наличия коррупциогенных факторов  5627 нормативных правовых актов (2015 год – 5960) и  2319 проектов (2015 год – 2579). Выявлено 376 нормативных правовых актов (2015 год – 326), содержавших 417 коррупциогенных факторов (2015 год – 334), и 74 проекта (2015 год – 89), содержавших 84 коррупциогенных фактора (2015 год – 82). Из них в органах государственной власти области в 2016 году выявлено 2 коррупциогенных правовых акта  (2015 год – 1), в органах местного самоуправления выявлено 374 акта (2015 год – 310) и 74 проекта (2015 год – 89).

Из указанных коррупциогенных актов, 336 актов содержали также и положения, противоречащие федеральному законодательству (2015 год – 352).

В целях устранения коррупциогенных положений прокурорами принесен  341 протест (2015 год – 272), внесено 20 требований (2015 год – 17) и 22 представления (2015 год – 25), направлено 2 информации (2015 год – 82).

Коррупциогенные факторы выявлялись как в нормативных актах органов государственной власти, так и органов местного самоуправления области.

Так, в результате проведенной прокуратурой области аникоррупционной экспертизы Положения о порядке и условиях установления статуса «Ветеран труда Брянской области» и мерах социальной поддержки указанной категории граж­дан, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 04.02.2013 № 100, было установлено, что в соответствии с пунктом 1 Положения статус «Ветеран труда Брянской области» является формой социальной поддержки граждан, прожи­вающих на территории Брянской области, не имеющих федерального или ре­гионального льготного статуса, как поощрение за многолетний плодотворный труд и активную общественную деятельность на благо Брянской области.

При этом понятие «федеральный или региональный льготный статус» не определено ни в одном из нормативных правовых актов Российской Федерации и Брянской области, что влечет правовую неопределенность условий установ­ления формы социальной поддержки гражданам путем присвоения статуса «Ветеран труда Брянской области».

Установленные Положением требования к гражданам, проживающим на территории Брянской области, для получения поощрения за многолетний пло­дотворный труд и активную общественную деятельность на благо Брянской области не отвечали требованию правовой определенности, ясности и недву­смысленности правового регулирования и таким образом, позволяло уполно­моченным должностным лицам принимать решения о присвоении статуса «Ве­теран труда Брянской области» по своему усмотрению.

Эти же положения допускали выборочное изменение объема прав лиц, обратившихся за присвоением статуса «Ветеран труда Брянской области».

В соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, перечисленные пункты По­ложения содержали коррупциогенные факторы.

Для устранения выявленных нарушений прокуратурой области было внесено требование в адрес Губернатора области. По результатам его рассмотрения, Указом Губернатора Брянской области от 05.07.2016 №232 в рассматриваемое Положение были внесены необходимые изменения.

В результате проведенной прокуратурой области антикоррупционной экспертизы постановления Правительства Брянской области от 06.06.2016 №294-п «Об утверждении Положения о порядке установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Брянской области, внесения сведений об изменении вида регулярных перевозок в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Брянской области, утверждения и изменения расписаний движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Брянской области» (далее - Положение)

Установлено, что в соответствии с нормами Положения, к заявлению инициатора об установлении (изменении) межмуниципального маршрута, наряду с иными документами, должно быть приложены сведения об изучении пассажиропотока и его величине. Вместе с тем, порядок и условия осуществления такого изучения не определены, то есть в тексте документа имеется коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. ж) п.3 Методики (отсутствие или неполнота административных процедур).

Положением в ряде случаев на заявителей возлагается обязанность по представлению в уполномоченный орган «сводного расписания», при этом определение данному понятию не дано. Помимо этого, Положение предусматривает возможность отмены маршрутов на основании «оптимизации маршрутной сети», однако смысл данного термина не раскрывается. В Данном случае имеют место коррупциогенные факторы, предусмотренные подп. в) п.4 Методики - юридико-лингвистическая неопределенность (употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера)

Для устранения выявленных нарушений прокуратурой области было внесено требование в адрес Губернатора области. По результатам его рассмотрения, постановлением Правительства Брянской области от 10.10.2016 №525-П в Положение были внесены необходимые изменения.

Отдельные коррупциогенные факторы были выявлены в результате антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.

Так, в результате изучения в прокуратуре г.Клинцы решения Клинцовского городского Совета народных депутатов от 27.10.2011 № 5-533 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории городского округа «город Клинцы Брянской области», установлено, что статьей 9 Правил определен Порядок подготовки документации по планировке территории.

Пунктом 5 названной статьи установлено, что документация по планировке может разрабатываться на конкурсной основе.

Вместе с тем, условия и критерии, при наличии которых должно приниматься решение о разработке конкурсной документации на конкурсной основе, не определены.

В соответствии с подп.а) п.3 Методики широта дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, является коррупциогенным фактором.

При этом пунктом 9 статьи 9 Правил определено, что документация по планировке разрабатывается по общему правилу специализированной организацией. Понятие «специализированная организация» в Правилах отсутствует, что свидетельствует о наличии в данном случае коррупциогенного фактора, предусмотренного подп.в) п.4 Методики - юридико-лингвистической неопределенности (употребления неустоявшихся терминов). Также в данном пункте содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный подп.в) п.3 Методики - выборочное изменение объема прав (возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц), поскольку формулировка рассматриваемого пункта допускает возможность привлечения к выполнению планировочных работ организаций, не подпадающих под категорию «специализированная организация», при отсутствии четких критериев и условий для этого.

Частью 8 ст.9 Правил предусмотрено, что со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке физические или юридические лица вправе представить в Клинцовскую городскую администрацию свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании этих документов. Клинцовская городская администрация по своему усмотрению учитывает данные предложения физических и юридических лиц при обеспечении подготовки документации по планировке.

Формулировка «по своему усмотрению» свидетельствует о наличии в данном случае коррупциогенного фактора, предусмотренного подп. б) п.3 Методики - определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций, при отсутствии каких-либо объективных критериев для этого.

Пунктом 11 ст.9 Правил главе города Клинцы предоставлены полномочия по принятию решения о проведении публичных слушаний по вопросам территориального планирования. Однако срок принятия такого решения Правилами не определен (подп.а) п.3 Методики широта дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность сроков принятия решения). Аналогичный коррупциогенный фактор имеется в пункте 13 ст.9 Правил, в котором не установлен срок утверждения главой Клинцовской городской администрации документации по планировке или ее отклонения.

Не содержат необходимых сроков принятия решений часть 8 ст.11 Правил (в части отсутствия установленного срока подготовки рекомендаций по установлению (прекращению) публичного сервитута либо по отказу в установлении (прекращении) публичного сервитута), часть 3 ст.13 Правил (в части отсутствия установленного срока подготовки рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения), часть 5 чт.14 Правил (в части отсутствия установленного срока подготовки рекомендаций о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

По результатам проверки прокуратурой г.Клинцы внесено требование в Клинцовский городской Совет народных депутатов. По результатам его рассмотрения в Правила внесены необходимые изменения.

Проверкой, проведенной прокуратурой г.Брянска, было установлено, что статьей 21 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск (для части территории муниципального образования), утвержденных решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 № 991, установлены основания и порядок рассмотрения вопроса о внесении изменений в данные Правила.

В соответствии с пунктами 7 и 8 ст.21 Правил главное управление развития территории города Брянска осуществляет проверку проекта нормативного правового акта Брянского городского Совета народных депутатов о внесении изменений в Правила на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану города Брянска, схемам территориального планирования. По результатам проверки Главное управление направляет проект нормативного правового акта Брянского городского Совета народных депутатов Главе городской администрации или в случае обнаружения его несоответствия требованиям технических регламентов, генеральному плану города Брянска, схемам территориального планирования на доработку.

При этом названными пунктами не установлен срок проведения такой проверки, а также срок направления проекта главе городской администрации (либо на доработку) по окончании проверки.

В соответствии с пунктом 9 ст.21 Правил глава городской администрации направляет проект нормативного правового акта Брянского городского Совета народных депутатов о внесении изменений в Правила Главе города Брянска.

Срок направления проекта главе города также не установлен.

Отсутствие названных сроков предоставляет органам местного самоуправления возможность затягивания принятия решения о внесении изменений в Правила на стадии проведения проверки подготовленного проекта и его направления главе городской администрации и главе города Брянска.

В соответствии с подп.а) п.3 Методики широта дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность сроков принятия решения, является коррупциогенным фактором.

Для устранения выявленных коррупциогенных факторов из правового поля прокуратурой г.Брянска внесено требование в Брянский городской Совет народных депутатов. Требование рассмотрено и удовлетворено.

Работа на рассматриваемом направлении продолжается.