Информация о результатах проверок поднадзорных органов

  • 1 июня 2018, 09:35
Органами прокуратуры области проведены проверки торгово-развлекательных, культурно – досуговых центров, объектов культуры и спорта, иных мест с массовым пребыванием взрослого населения, детей
  Текст

Органами прокуратуры области проведены проверки торгово-развлекательных, культурно – досуговых центров, объектов культуры и спорта, иных мест с массовым пребыванием взрослого населения, детей. Прокурорами совместно со специалистами уполномоченных органов пожарного, строительного надзора проверено 322 объекта. Из них 302 объекта эксплуатировались с многочисленными нарушениями законодательства о пожарной безопасности, градостроительного законодательства. В целях устранения нарушений прокурорами принят комплекс мер реагирования, в том числе в суд направлено 105 исковых заявлений с требованиями об обязании владельцев устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Учитывая характер выявленных нарушений, которые создавали реальную угрозу жизни и здоровью граждан, прокурорами при предъявлении исков инициировался вопрос о запрете эксплуатации зданий. Всего судами вынесены решения о запрете эксплуатации 16 объектов по требованию прокуроров г.г.Иркутска, Усть-Кута, Черемхово, Аларского, Заларинского, Куйтунского, Октябрьского, Свердловского, Падунского, Иркутского районов.

Основанием для подобных ограничений для торгово-развлекательных центров в г.Иркутске послужило неработоспособное состояние или вовсе отсутствие автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей, ненадлежащий уровень сигнала системы оповещения и управления эвакуацией, расположение помещений с массовым пребыванием детей с нарушением установленных требований.

К примеру, прокуратурой Иркутского района по результатам проверок в 2 торгово-развлекательных центрах были выявлены грубые многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в виде отсутствия автоматической пожарной сигнализации, эвакуационных выходов, источников наружного пожаротушения и первичных средств и др. Выявленные нарушения представляют угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании. В связи с чем, прокурором района в суд направлен иск о приостановлении деятельности до полного устранения всех выявленных нарушений. До судебного разбирательства приняты обеспечительные меры в виде запрета эксплуатации проверенных объектов. Также, прокуратурой района возбуждено 7 дел об административных правонарушениях в отношении собственников и арендаторов помещений здания.

Кроме того, материалы проверки названного прокурора послужили основанием для возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 238 УК РФ в отношении индивидуального предпринимателя, которым осуществлялось оказание услуг в детской игровой комнате с нарушениями требований пожарной безопасности. Дело находится на рассмотрении в суде.

Также прокурорами выявлялись нарушения в виде отсутствия необходимых противопожарных преград, автоматической пожарной сигнализации в отдельных помещения, хранения горючих материалов.

Прокурором Ленинского района установлено, что в некоторых торгово-развлекательных центрах, имеющих досуговые детские организации, игнорируются требования пожарной безопасности. Собственниками указанных объектов и арендаторами помещений не была обеспечена работоспособность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре, не проводились эксплуатационные испытания отдельных элементов, допускалось хранение горючих материалов и прочее. Прокуратурой района в адрес руководителей 5 организаций внесены представления об устранении нарушений. Решается вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Тайшетским межрайонным прокурором выявлены нарушения в детском развлекательном центре. В помещении не проведена обработка деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом, помещение холла не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализацией; для пожаротушения объект не обеспечен противопожарным водоснабжением и т.д. Аналогичные нарушения в детских досуговых организациях выявлены прокурорами Куйбышевского, Октябрьского районов г.Иркутска, г. Черемхово, Зиминским, Усть-Илимским межрайонными.

При проверке объектов спорта прокурорами г.Шелехова, Ленинского района г.Иркутска выявлено, что расход воды внутреннего противопожарного водопровода не соответствует требованиям пожарной безопасности; допускается хранение горючего материала, ширина эвакуационных выходов не ответствует установленным требованиям, отсутствует обозначение путей эвакуации. Прокурорами приняты меры к устранению нарушений.

Прокурорами Балаганского, Баяндаевского, Боханского, Катангского, Качугского, Осинского, Усть-Удинского, Эхиритского районов, г.Саянска проверены детские игровые комнаты, сельские дома культуры, библиотеки, школы дополнительного образования, спортивные школы. Выявлены нарушения в виде отсутствия рабочей автоматической пожарной сигнализации, эксплуатации электропроводов с видимыми нарушениями изоляции, отсутствия наружного противопожарного водоснабжения, табличек, указывающих направление движения при пожаре, захламления эвакуационных выходов, отсутствие необходимого количества эвакуационных выходов и др.

В рамках настоящей проверки прокурорами давалась оценка деятельности организациям, оказывающим охранные услуги на проверяемых объектах, результаты которой свидетельствуют об определенных упущениях. К примеру, прокурором г.Ангарска приняты меры к охранной организации в связи с непринятием мер по информированию персонала и посетителей объекта охраны об условиях пропускного режимов, отсутствием уведомления о начале оказания охранных услуг в орган внутренних дел. По указанным фактам прокурором города в адрес руководителя организации внесено представление об устранении нарушений законодательства о частной охранной деятельности. Управлением Росгвардии граждане, не имеющие правового статуса частного охранника, за оказание охранных услуг, директор организации привлечены к административной ответственности. Аналогичные меры реагирования в отношении охранных предприятий приняты прокурорами г.Иркутска, Свердловского района г.Иркутска.

Повсеместно, прокурорами в ходе проверок анализировалась эффективность контрольно-надзорной деятельности должностных лиц органа государственного пожарного надзора, по результатам которой выявлены нарушений законодательства.

Например, прокуратурой Октябрьского района г.Иркутска при изучении контрольно-наблюдательных дел по объектам указанной категории в территориальном подразделении МЧС установлено, что последние ведутся ненадлежащим образом, отсутствует общая документация по объектам, акты всех проводимых проверок с момента ввода объектов в эксплуатацию, результаты проведенных проверок, а также контрольные проверки исполнения и устранения ранее выявленных нарушений. Также меры реагирования в отношении органов МЧС подготовлены прокурорами г.г.Бодайбо, Усолья-Сибирского, Боханского, Катангского, Киренского, Осинского, Чунского районов.

Прокурорами отмечается не всегда эффективное использование своих полномочий органами пожарного надзора, в том числе предоставленных статьями 8.2, 8.3, 17, 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В ряде случаев органы пожарного надзора не в полной мере контролировали выполнение выданных ранее предписаний.

Отдельными сотрудниками ОНД не выявлялись нарушения в ходе проводимых ими проверок. Так, прокурором Заларинского района отмечено, что при совместной проверке одного торгового центра было установлено отсутствие второго эвакуационного выхода на втором этаже здания. При этом, должностными лицами МЧС в ходе проверки в 2015 г. данное нарушение выявлено не было, хотя должно и могло быть выявлено, так как никаких изменений в конструкции здания не проводилось. Прокурором г.Черемхово выявлены аналогичные упущения в деятельности органа контроля.

В ходе проверок, проводимых прокуратурой Боханского района, при выявлении работниками прокуратуры нарушений требований пожарной безопасности, сотрудниками МЧС указанным нарушениям оценка не дана, в заключении специалистов данные нарушения не отражены.

В целом анализ деятельности органа государственного пожарного надзора свидетельствует о том, что должностными лицами МЧС, его территориальными подразделениями не в полной мере используются возможности осуществления федерального государственного надзора, системного наблюдения за соблюдением требований пожарного надзора.

 

Горностаева Л.Р.

Окульская Е.Е.