Доклады, обзоры, статистическая информация - Прокуратура Калининградской области
Доклады, обзоры, статистическая информация
- 15 сентября 2020, 08:35
Прокуратурой области проанализирована практика прокурорского надзора за законностью нормативных актов органов государственной власти, местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных министерств и ведомств, организаций, проведения прокурорами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и принятия мер, направленных на исключение выявляемых коррупциогенных факторов, за 2019 год, 1 квартал 2020 года.
Анализ действующих нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления Калининградской области, территориальными подразделениями федеральных министерств и ведомств всех уровней, организаций, свидетельствует о том, что для целей правового регулирования правоотношений в сфере противодействия коррупции в Калининградской области сформирована правовая база.
Органами государственной власти и местного самоуправления области, территориальными подразделениями федеральных министерств и ведомств, организациями принимаются меры к правовому регулированию вопросов противодействия коррупции в рамках установленной компетенции, вместе с тем, при принятии нормативных актов продолжают допускаться нарушения законодательства.
В 2019 году органами прокуратуры в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции выявлено 169 (82) незаконных правовых актов, на которые принесено 169 (82) протестов. По результатам рассмотрения протестов 165 (71) правовых актов приведено в соответствие с действующим законодательством.
Так, прокуратурой Полесского района 18.03.2019 принесен протест на решение Совета депутатов МО «Полесский муниципальный район» от 24.02.2016 № 69, которым, в нарушение требований ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее -Закон № 273-ФЗ), к полномочиям комиссии Совета депутатов МО «Полесский муниципальный район» отнесено проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами муниципального образования.
Протест рассмотрен и удовлетворен. 27.03.2019 решение Совета депутатов МО «Полесский муниципальный район» от 24.02.2016 № 69 признано утратившим силу.
Прокуратурой г. Черняховска 26.09.2019 принесен протест на п. 10 Положения «О порядке применения к муниципальным служащим администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» от 21.12.2018 № 2984.
Основанием для принесения протеста на п. 10 вышеуказанного нормативного правового акта послужило его не соответствие требованиям ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 193 Трудового кодекса РФ, поскольку ограничивал способы обжалования наложенных на них взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Протест рассмотрен, удовлетворен. 08.10.2019 постановлением администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» в постановление от 21.12.2018 № 2984 внесены соответствующие изменения.
Кроме того, в 2019 году прокурорами городов и районов выявлено 87 нормативных актов органов МВД, не соответствующих законодательству, на которые принесено 87 протестов.
Так, прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда установлено, что 9 должностных инструкций сотрудников ОМВД России по Ленинградскому району, в нарушение ст.ст. 10, 11 Закона № 273-ФЗ, подп. 13 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказа МВД России 19.04.2010 № 293, не содержали положений об уведомлении представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к сотрудникам каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также срок, в течение которого сотрудники обязаны уведомить представителя нанимателя (работодателя) о склонении к совершению коррупционного правонарушения.
Аналогичные нарушения выявлялись прокуратурами Нестеровского, Полесского, Московского и Центрального районов и другими.
За 1 квартал 2020 года органами прокуратуры области выявлено 80 (63) незаконных правовых актов, на которые принесено 80 (63) протестов. По результатам рассмотрения протестов 40 (21) правовых актов приведено в соответствие с действующим законодательством.
Прокуратурой области в ходе проверки исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области законодательства о противодействии коррупции были выявлены нормативные правовые акты, не соответствующие требованиям Закона № 273-ФЗ и Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее-Закон № 79-ФЗ) и «Положению о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», утвержденному Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (далее - Положение, утвержденное Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821).
Так, «Порядок сообщения государственными гражданскими служащими Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов», «Порядок уведомления лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу», утвержденные приказами Министерства от 15.02.2016 № 45, от 07.02.2017 № 73, предусматривали уведомление о возникновении личной заинтересованности, о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, министра природных ресурсов и экологии области, который с 01.02.2019 представителем нанимателя для служащих Министерства не является.
Положение «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Калининградской области, замещающих должности в Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, и урегулированию конфликта интересов и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области» не соответствовали федеральному антикоррупционному законодательству.
В Положении Министерства отсутствовали обязательные требования к содержанию мотивированного заключения, что предусмотрено п. 17.6 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.
Кроме того, абз. 4 п. 16 Положения содержал сокращенные сроки предоставления обращения, заключения и других материалов председателю комиссии (2 рабочих дня), что не соответствует п. 17.5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821, предусматривающему, что документы в течение 7 рабочих дней со дня их поступления представляются председателю комиссии. Также, в случае направления запросов обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения или уведомления.
Также Положением не предусматривалось продление срока предоставления вышеуказанных документов председателю комиссии, в то время как он может быть продлен, но не более чем на 30 дней (п. 17.5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821).
В Положении не были установлены права должностных лиц подразделения государственного органа по проведению собеседования с гражданскими служащими и по направлению руководителем государственного органа или его заместителем запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации, что противоречит п. 17.5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.
Отсутствие в Положении порядка совершения государственным органом, его должностными лицами определенных действий, либо элементов такого порядка в силу подпункта «ж» п. 3 Методики является коррупциогенным фактором.
В связи с изложенным, 05.03.2020 прокурором области на вышеуказанные НПА принесены протесты. Протесты рассмотрены и удовлетворены. Приказами Министерства от 10.03.2020 №№ 88, 89, 90 внесены изменения.
Результаты проделанной прокурорами работы по выявлению и исключению коррупциогенных факторов из НПА свидетельствуют о наличии определенных положительных тенденций, направленных на снижение коррупциогенности НПА как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти.
Установлено, что в 2019 году прокуроры антикоррупционной экспертизой охватили 3649 НПА (3129) органов государственной власти и органов местного самоуправления Калининградской области. По результатам антикоррупционной экспертизы выявлено 142 нормативных правовых акта (162), содержащих 159 коррупциогенных факторов (195), из которых 137 противоречили действующему законодательству (157).
По результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в органы государственной власти и органы местного самоуправления принесено 136 протестов (156), внесено 6 требований (5).
Вследствие принятых мер прокурорского реагирования 136 коррупциогенных факторов (151) исключено из 119 нормативных правовых актов (125).
В 1 квартале 2020 года органами прокуратуры области проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 837 нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления Калининградской области (803). По результатам антикоррупционной экспертизы выявлено 44 нормативных правовых акта (60), содержащих 51 коррупциогенный фактор (68), из которых 41 противоречил действующему законодательству (59).
По результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в органы государственной власти и органы местного самоуправления принесено 45 протестов (59), внесено 1 требование (1).
Вследствие принятых мер прокурорского реагирования 22 коррупциогенных фактора (30) исключено из 20 нормативных правовых актов (28).
Прокуратура Калининградской области
15 сентября 2020, 08:35
Обобщение практики прокурорского надзора за законностью нормативных актов
Прокуратурой области проанализирована практика прокурорского надзора за законностью нормативных актов органов государственной власти, местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных министерств и ведомств, организаций, проведения прокурорами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и принятия мер, направленных на исключение выявляемых коррупциогенных факторов, за 2019 год, 1 квартал 2020 года.
Анализ действующих нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления Калининградской области, территориальными подразделениями федеральных министерств и ведомств всех уровней, организаций, свидетельствует о том, что для целей правового регулирования правоотношений в сфере противодействия коррупции в Калининградской области сформирована правовая база.
Органами государственной власти и местного самоуправления области, территориальными подразделениями федеральных министерств и ведомств, организациями принимаются меры к правовому регулированию вопросов противодействия коррупции в рамках установленной компетенции, вместе с тем, при принятии нормативных актов продолжают допускаться нарушения законодательства.
В 2019 году органами прокуратуры в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции выявлено 169 (82) незаконных правовых актов, на которые принесено 169 (82) протестов. По результатам рассмотрения протестов 165 (71) правовых актов приведено в соответствие с действующим законодательством.
Так, прокуратурой Полесского района 18.03.2019 принесен протест на решение Совета депутатов МО «Полесский муниципальный район» от 24.02.2016 № 69, которым, в нарушение требований ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее -Закон № 273-ФЗ), к полномочиям комиссии Совета депутатов МО «Полесский муниципальный район» отнесено проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами муниципального образования.
Протест рассмотрен и удовлетворен. 27.03.2019 решение Совета депутатов МО «Полесский муниципальный район» от 24.02.2016 № 69 признано утратившим силу.
Прокуратурой г. Черняховска 26.09.2019 принесен протест на п. 10 Положения «О порядке применения к муниципальным служащим администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» от 21.12.2018 № 2984.
Основанием для принесения протеста на п. 10 вышеуказанного нормативного правового акта послужило его не соответствие требованиям ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 193 Трудового кодекса РФ, поскольку ограничивал способы обжалования наложенных на них взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Протест рассмотрен, удовлетворен. 08.10.2019 постановлением администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» в постановление от 21.12.2018 № 2984 внесены соответствующие изменения.
Кроме того, в 2019 году прокурорами городов и районов выявлено 87 нормативных актов органов МВД, не соответствующих законодательству, на которые принесено 87 протестов.
Так, прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда установлено, что 9 должностных инструкций сотрудников ОМВД России по Ленинградскому району, в нарушение ст.ст. 10, 11 Закона № 273-ФЗ, подп. 13 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказа МВД России 19.04.2010 № 293, не содержали положений об уведомлении представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к сотрудникам каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также срок, в течение которого сотрудники обязаны уведомить представителя нанимателя (работодателя) о склонении к совершению коррупционного правонарушения.
Аналогичные нарушения выявлялись прокуратурами Нестеровского, Полесского, Московского и Центрального районов и другими.
За 1 квартал 2020 года органами прокуратуры области выявлено 80 (63) незаконных правовых актов, на которые принесено 80 (63) протестов. По результатам рассмотрения протестов 40 (21) правовых актов приведено в соответствие с действующим законодательством.
Прокуратурой области в ходе проверки исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области законодательства о противодействии коррупции были выявлены нормативные правовые акты, не соответствующие требованиям Закона № 273-ФЗ и Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее-Закон № 79-ФЗ) и «Положению о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», утвержденному Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (далее - Положение, утвержденное Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821).
Так, «Порядок сообщения государственными гражданскими служащими Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов», «Порядок уведомления лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу», утвержденные приказами Министерства от 15.02.2016 № 45, от 07.02.2017 № 73, предусматривали уведомление о возникновении личной заинтересованности, о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, министра природных ресурсов и экологии области, который с 01.02.2019 представителем нанимателя для служащих Министерства не является.
Положение «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Калининградской области, замещающих должности в Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, и урегулированию конфликта интересов и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области» не соответствовали федеральному антикоррупционному законодательству.
В Положении Министерства отсутствовали обязательные требования к содержанию мотивированного заключения, что предусмотрено п. 17.6 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.
Кроме того, абз. 4 п. 16 Положения содержал сокращенные сроки предоставления обращения, заключения и других материалов председателю комиссии (2 рабочих дня), что не соответствует п. 17.5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821, предусматривающему, что документы в течение 7 рабочих дней со дня их поступления представляются председателю комиссии. Также, в случае направления запросов обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения или уведомления.
Также Положением не предусматривалось продление срока предоставления вышеуказанных документов председателю комиссии, в то время как он может быть продлен, но не более чем на 30 дней (п. 17.5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821).
В Положении не были установлены права должностных лиц подразделения государственного органа по проведению собеседования с гражданскими служащими и по направлению руководителем государственного органа или его заместителем запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации, что противоречит п. 17.5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.
Отсутствие в Положении порядка совершения государственным органом, его должностными лицами определенных действий, либо элементов такого порядка в силу подпункта «ж» п. 3 Методики является коррупциогенным фактором.
В связи с изложенным, 05.03.2020 прокурором области на вышеуказанные НПА принесены протесты. Протесты рассмотрены и удовлетворены. Приказами Министерства от 10.03.2020 №№ 88, 89, 90 внесены изменения.
Результаты проделанной прокурорами работы по выявлению и исключению коррупциогенных факторов из НПА свидетельствуют о наличии определенных положительных тенденций, направленных на снижение коррупциогенности НПА как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти.
Установлено, что в 2019 году прокуроры антикоррупционной экспертизой охватили 3649 НПА (3129) органов государственной власти и органов местного самоуправления Калининградской области. По результатам антикоррупционной экспертизы выявлено 142 нормативных правовых акта (162), содержащих 159 коррупциогенных факторов (195), из которых 137 противоречили действующему законодательству (157).
По результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в органы государственной власти и органы местного самоуправления принесено 136 протестов (156), внесено 6 требований (5).
Вследствие принятых мер прокурорского реагирования 136 коррупциогенных факторов (151) исключено из 119 нормативных правовых актов (125).
В 1 квартале 2020 года органами прокуратуры области проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 837 нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления Калининградской области (803). По результатам антикоррупционной экспертизы выявлено 44 нормативных правовых акта (60), содержащих 51 коррупциогенный фактор (68), из которых 41 противоречил действующему законодательству (59).
По результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в органы государственной власти и органы местного самоуправления принесено 45 протестов (59), внесено 1 требование (1).
Вследствие принятых мер прокурорского реагирования 22 коррупциогенных фактора (30) исключено из 20 нормативных правовых актов (28).
Все права защищены
Телефон: +7 (4012) 576-860
Телефон: +7 (4012) 576-833
Телефон: +7 (4012) 576-862