Антикоррупционная экспертиза нормативных правых актов в порядке надзора - Прокуратура Кировской области
Антикоррупционная экспертиза нормативных правых актов в порядке надзора
- 16 июня 2015, 11:57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта закона Кировской области № 444-5 «О социальной поддержке семей, имеющих детей»
Прокуратурой Кировской области проведена антикоррупционная экспертиза проекта закона Кировской области № 444-5 «О социальной поддержке семей, имеющих детей» (далее – проект закона), по результатам которой выявлены коррупциогенные факторы.
Пунктами 1 и 2 части 3 статьи 1 проекта закона предусмотрено, что действие настоящего Закона не распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении (за исключением детей, находящихся по социально-медицинским показаниям в стационарных организациях), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах. Вместе с тем указанные выше положения проекта закона содержат коррупциогенный фактор – широту дискреционных полномочий, поскольку не конкретизируют, в отношении каких детей родители должны быть лишены или ограничены в родительских правах, а также какие дети должны находиться на полном государственном обеспечении (ребенок, в отношении которого гражданин хочет получить меру социальной поддержки, или вообще любой его ребенок).
Пунктом 1 части 3 статьи 1 проекта закона установлено, что меры социальной поддержки распространяются на граждан, дети которых находятся по социально-медицинским показаниям в стационарных организациях. Вместе с тем абзацем 2 части 2 статьи 8, абзацем вторым части 3 статьи 9 регламентировано, что меры социальной поддержки распространяются на граждан, дети которых находятся по социально-медицинским показаниям в специализированных учреждениях. При этом понятия «социально-медицинские показания», «стационарная организация», «специализированное учреждение» проектом закона не регламентированы.
Частью 4 статьи 4 проекта закона установлено, что размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на сто процентов на детей одиноких матерей. Вместе с тем проектом закона не учитывается увеличение ежемесячного пособия на пятьдесят процентов - на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и на детей, находящихся под опекой (попечительством), не получающих денежные средства на содержание (предусмотрено частью 2 статьи 3 Закона Кировской области от 03.11.2004 № 268-ЗО «О ежемесячном пособии на ребенка и ежемесячном пособии на ребенка-инвалида», который статьей 13 проекта закона признается утратившим силу).
Пунктом 2 части 2 статьи 13 проекта закона признается утратившим силу Закон Кировской области от 03.11.2004 № 268-ЗО «О ежемесячном пособии на ребенка». Вместе с тем в настоящее время на территории области действует Закон Кировской области от 03.11.2004 № 268-ЗО «О ежемесячном пособии на ребенка и ежемесячном пособии на ребенка-инвалида». В статье 9 проекта закона используются понятия пункта и части статьи проекта закона – «4. Право женщин, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи…». Однако в статье 8 имеется ссылка только на пункт статьи проекта закона – «5. Право на ежемесячную денежную выплату не возникает у лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи...».
В соответствии со статьей 4.1. Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по назначению и выплате пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (за исключением единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренных абзацем третьим части первой статьи 4 настоящего Федерального закона), единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Вместе с тем проектом закона не предусмотрены перечисленные в статье 4.1. Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособия. При этом пунктом 1 части 2 статьи 13 проекта закона признается утратившим силу Закон Кировской области от 29.10.2001 № 19-ЗО «О материальной поддержке отдельных категорий женщин в Кировской области».
Кроме того, проектом закона не предусмотрена возможность увеличения размера устанавливаемых пособий и выплат, а также применение районного коэффициента.
На основании изложенного проект закона подлежит доработке с учетом вышеназванных замечаний и предложений.
Прокуратура Кировской области
16 июня 2015, 11:57
Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта закона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта закона Кировской области № 444-5 «О социальной поддержке семей, имеющих детей»
Прокуратурой Кировской области проведена антикоррупционная экспертиза проекта закона Кировской области № 444-5 «О социальной поддержке семей, имеющих детей» (далее – проект закона), по результатам которой выявлены коррупциогенные факторы.
Пунктами 1 и 2 части 3 статьи 1 проекта закона предусмотрено, что действие настоящего Закона не распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении (за исключением детей, находящихся по социально-медицинским показаниям в стационарных организациях), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах. Вместе с тем указанные выше положения проекта закона содержат коррупциогенный фактор – широту дискреционных полномочий, поскольку не конкретизируют, в отношении каких детей родители должны быть лишены или ограничены в родительских правах, а также какие дети должны находиться на полном государственном обеспечении (ребенок, в отношении которого гражданин хочет получить меру социальной поддержки, или вообще любой его ребенок).
Пунктом 1 части 3 статьи 1 проекта закона установлено, что меры социальной поддержки распространяются на граждан, дети которых находятся по социально-медицинским показаниям в стационарных организациях. Вместе с тем абзацем 2 части 2 статьи 8, абзацем вторым части 3 статьи 9 регламентировано, что меры социальной поддержки распространяются на граждан, дети которых находятся по социально-медицинским показаниям в специализированных учреждениях. При этом понятия «социально-медицинские показания», «стационарная организация», «специализированное учреждение» проектом закона не регламентированы.
Частью 4 статьи 4 проекта закона установлено, что размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на сто процентов на детей одиноких матерей. Вместе с тем проектом закона не учитывается увеличение ежемесячного пособия на пятьдесят процентов - на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и на детей, находящихся под опекой (попечительством), не получающих денежные средства на содержание (предусмотрено частью 2 статьи 3 Закона Кировской области от 03.11.2004 № 268-ЗО «О ежемесячном пособии на ребенка и ежемесячном пособии на ребенка-инвалида», который статьей 13 проекта закона признается утратившим силу).
Пунктом 2 части 2 статьи 13 проекта закона признается утратившим силу Закон Кировской области от 03.11.2004 № 268-ЗО «О ежемесячном пособии на ребенка». Вместе с тем в настоящее время на территории области действует Закон Кировской области от 03.11.2004 № 268-ЗО «О ежемесячном пособии на ребенка и ежемесячном пособии на ребенка-инвалида». В статье 9 проекта закона используются понятия пункта и части статьи проекта закона – «4. Право женщин, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи…». Однако в статье 8 имеется ссылка только на пункт статьи проекта закона – «5. Право на ежемесячную денежную выплату не возникает у лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи...».
В соответствии со статьей 4.1. Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по назначению и выплате пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (за исключением единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренных абзацем третьим части первой статьи 4 настоящего Федерального закона), единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Вместе с тем проектом закона не предусмотрены перечисленные в статье 4.1. Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособия. При этом пунктом 1 части 2 статьи 13 проекта закона признается утратившим силу Закон Кировской области от 29.10.2001 № 19-ЗО «О материальной поддержке отдельных категорий женщин в Кировской области».
Кроме того, проектом закона не предусмотрена возможность увеличения размера устанавливаемых пособий и выплат, а также применение районного коэффициента.
На основании изложенного проект закона подлежит доработке с учетом вышеназванных замечаний и предложений.
Все права защищены