Результаты проведения антикоррупционной экспертизы - Прокуратура Кировской области
Результаты проведения антикоррупционной экспертизы
- 16 февраля 2016, 12:52
Прокуратурой области проведен анализ работы по реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В 2015 году органами прокуратуры области проведена проверка организации исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления области требований Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». По результатам указанной проверки прокурорами внесено 96 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых 34 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. В суды направлено 58 исковых заявлений о признании бездействия незаконным, и обязании органов местного самоуправления провести антикоррупционную экспертизу. Результаты данной проверки 20.03.2015 обсуждены на заседании коллегии прокуратуры области, принят комплекс организационно-распорядительных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, а также решение проблем в указанной сфере надзорной деятельности.
Кроме этого, в рамках указанной проверки аппаратом прокуратуры области проведено контрольное выборочное изучение действующих нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления 20 районов области. Изучено свыше 2000 нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления указанных районов. Результаты проведенной работы свидетельствуют, что в целом горрайпрокуроры обеспечивают качественное проведение антикоррупционной экспертизы, улучшается юридическая техника подготовки муниципальных нормативных правовых актов. Большинство административных регламентов, принятых органами местного самоуправления, содержат конкретные сроки осуществления процедур, критерии принятия решения, исчерпывающий перечень документов и требований, предъявляемых к гражданам и организациям.
В ходе указанной проверки сотрудниками аппарата прокуратуры области выявлено только 42 действующих муниципальных нормативных правовых акта, содержащих коррупциогенные факторы, которые устранены в результате вмешательства органов прокуратуры.
В целом органами прокуратуры области изучено 20115 нормативных правовых акта, принятых органами государственной власти и местного самоуправления, и 17064 проекта НПА на предмет наличия в них коррупциогенных факторов.
Следует отметить, что проведение антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры области в первую очередь направлено на предупреждение принятия нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, на стадии правотворчества.
В ходе изучения проектов нормативных правовых актов направлено 259 замечаний об устранении коррупциогенных факторов, 258 из которых учтены в полном объеме. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры области выявлено 775 нормативных правовых актов, содержащих 1064 коррупциогенных фактора, в том числе 698 НПА, противоречащих законодательству.
За отмеченный период с целью устранения имеющихся коррупциогенных факторов принесено 673 протеста, внесено 77 требований в порядке ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также 28 представлений об устранении нарушений закона, в суды направлено 7 исковых заявлений.
Анализ выявленных в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов свидетельствует об их наибольшей распространенности в сферах законодательства, регламентирующего вопросы прохождения муниципальной службы, управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также бюджетного, жилищного, земельного законодательства.
Проведенное обобщение видов выявляемых коррупциогенных факторов показало, что наиболее характерными являются положения, связанные с необоснованной широтой дискреционных полномочий, а также неполнота административных процедур.
В ходе изучения нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти области, коррупциогенные факторы выявлены в 8 проектах нормативных правовых актов.
При изучении проекта закона Кировской области «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об организации в Кировской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении» установлено, что проект противоречил федеральному законодательству, содержал коррупциогенный фактор.
Законопроектом предполагалось ввести понятие несанкционированных перевозок, т.е. осуществление пассажирских перевозок без заключения договора, осуществление заказных и служебных перевозок по маршруту в случае его полного и (или) частичного совпадения с маршрутом регулярного сообщения, а также дополнить, что организатор перевозок организует мероприятия по предотвращению несанкционированных перевозок. Кроме того, из пояснительной записки следует, что Закон области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области» предполагалось дополнить статьями, предусматривающими административную ответственность за нарушение указанных в законопроекте положений.
Установление дополнительных условий допуска к осуществлению предпринимательской деятельности в сфере транспортного обслуживания населения законодательством Кировской области противоречит Конституции Российской Федерации и выходит за пределы полномочий органов государственной власти области, содержит завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, что в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенными факторами. Замечания учтены в полном объеме, законопроект в данном виде не принят.
Прокуратура Кировской области
16 февраля 2016, 12:52
О результатах работы органов прокуратуры области по проведению антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов за 2015 год
Прокуратурой области проведен анализ работы по реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В 2015 году органами прокуратуры области проведена проверка организации исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления области требований Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». По результатам указанной проверки прокурорами внесено 96 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых 34 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. В суды направлено 58 исковых заявлений о признании бездействия незаконным, и обязании органов местного самоуправления провести антикоррупционную экспертизу. Результаты данной проверки 20.03.2015 обсуждены на заседании коллегии прокуратуры области, принят комплекс организационно-распорядительных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, а также решение проблем в указанной сфере надзорной деятельности.
Кроме этого, в рамках указанной проверки аппаратом прокуратуры области проведено контрольное выборочное изучение действующих нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления 20 районов области. Изучено свыше 2000 нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления указанных районов. Результаты проведенной работы свидетельствуют, что в целом горрайпрокуроры обеспечивают качественное проведение антикоррупционной экспертизы, улучшается юридическая техника подготовки муниципальных нормативных правовых актов. Большинство административных регламентов, принятых органами местного самоуправления, содержат конкретные сроки осуществления процедур, критерии принятия решения, исчерпывающий перечень документов и требований, предъявляемых к гражданам и организациям.
В ходе указанной проверки сотрудниками аппарата прокуратуры области выявлено только 42 действующих муниципальных нормативных правовых акта, содержащих коррупциогенные факторы, которые устранены в результате вмешательства органов прокуратуры.
В целом органами прокуратуры области изучено 20115 нормативных правовых акта, принятых органами государственной власти и местного самоуправления, и 17064 проекта НПА на предмет наличия в них коррупциогенных факторов.
Следует отметить, что проведение антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры области в первую очередь направлено на предупреждение принятия нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, на стадии правотворчества.
В ходе изучения проектов нормативных правовых актов направлено 259 замечаний об устранении коррупциогенных факторов, 258 из которых учтены в полном объеме. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры области выявлено 775 нормативных правовых актов, содержащих 1064 коррупциогенных фактора, в том числе 698 НПА, противоречащих законодательству.
За отмеченный период с целью устранения имеющихся коррупциогенных факторов принесено 673 протеста, внесено 77 требований в порядке ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также 28 представлений об устранении нарушений закона, в суды направлено 7 исковых заявлений.
Анализ выявленных в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов свидетельствует об их наибольшей распространенности в сферах законодательства, регламентирующего вопросы прохождения муниципальной службы, управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также бюджетного, жилищного, земельного законодательства.
Проведенное обобщение видов выявляемых коррупциогенных факторов показало, что наиболее характерными являются положения, связанные с необоснованной широтой дискреционных полномочий, а также неполнота административных процедур.
В ходе изучения нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти области, коррупциогенные факторы выявлены в 8 проектах нормативных правовых актов.
При изучении проекта закона Кировской области «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об организации в Кировской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении» установлено, что проект противоречил федеральному законодательству, содержал коррупциогенный фактор.
Законопроектом предполагалось ввести понятие несанкционированных перевозок, т.е. осуществление пассажирских перевозок без заключения договора, осуществление заказных и служебных перевозок по маршруту в случае его полного и (или) частичного совпадения с маршрутом регулярного сообщения, а также дополнить, что организатор перевозок организует мероприятия по предотвращению несанкционированных перевозок. Кроме того, из пояснительной записки следует, что Закон области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области» предполагалось дополнить статьями, предусматривающими административную ответственность за нарушение указанных в законопроекте положений.
Установление дополнительных условий допуска к осуществлению предпринимательской деятельности в сфере транспортного обслуживания населения законодательством Кировской области противоречит Конституции Российской Федерации и выходит за пределы полномочий органов государственной власти области, содержит завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, что в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенными факторами. Замечания учтены в полном объеме, законопроект в данном виде не принят.
Все права защищены