Участники Великой Победы

  • 5 мая 2022, 10:25
В преддверии Дня Победы в Великой Отечественной войне вспоминаем о ветеранах органов прокуратуры Кировской области.Труженик тыла Нелюбин Александр Яковлевич
  Текст
  3 Изображения
   

Нелюбин Александр Яковлевич

Родился 17 марта 1930 года в дер. Чучи Оричевского района Кировской области.

Когда началась война ему едва исполнилось 11 лет.

Как вспоминает Александр Яковлевич: «По радио объявили о вероломном нападении на нашу страну и объявили всеобщую мобилизацию». 01 сентября 1942 года он, как и все школьники пошел в 5-й класс школы в п. Лянгасово. Но в декабре 1942 учебу пришлось оставить, т.к. в колхозе не хватало рабочих рук, все мужчины призывного возраста были направлены на фронт. За работу в колхозе давали трудодни, надо было помогать матери, поскольку на руках у нее было семеро детей. Из мальчишек Александр был самым старшим. Работал на уборке снега с железнодорожных путей. Вставал рано, еще затемно уходил из дома, идти надо было 3 км. Домой с работы добирался только к вечеру. Так, на данном этапе и закончилась его учеба. Желание учиться было всегда. Когда закончилась война, вроде бы можно было продолжать учебу, но многие не вернулись с войны и в колхозе, по-прежнему некому было работать. Так, пацаны военных лет сразу шагнули из детства во взрослую жизнь, взвалив на хрупкие, еще не окрепшие плечи всю тяжелую работу, всю тяжесть и невзгоды военного лихолетья, недоспав, недоев, недоиграв…

Что же осталось в памяти с тех далеких военных лет? «Помню, когда учились в школе, в декабре 1941, мы ставили концерт. Сценка, которую поручили играть нашему классу, была на военную тему. Все хотели играть наших доблестных солдат. Фашистов играть все отказывались. Стали тянуть спички-выпало мне. У меня чуть слезы не брызнули из глаз. Но вспомнил слова отца о том, чтобы я никогда ни перед чем не сдавался. И тогда я вложил в эту роль всю ненависть, злость и сыграл голодного, униженного, обутого в лапти, замерзающего немца. Он шел пешком в Германию и по пути просил подаяние, когда давали ему морковку, то он был и этому рад. Особое удовольствие мне доставляло изображать его затравленного, с трясущимися от страха руками и ногами. Мне хлопали больше всех».

«В августе 1943 за мной закрепили волокушу, на которой я отвозил солому после обмолота. Работали не покладая рук, считай все 24 часа в сутки. Техника была старая, ремонтированная-перемонтированная. И вот в один из дней на молотилке сломался движок. Его долго не могли запустить. Делать нечего, пошли молотить вручную. Во время небольшого перерыва я с такими же любопытным подростком ушли в пустующий ток и там хотели раскрутить молотилку. Когда нам удалось повернуть колесо, и оно начало крутиться, мою правую ногу вдруг затянуло между колесом и станиной. Паренек побежал за взрослыми, женщины меня вытащили, рану обложили свекольным листом, замотали чистой тряпочкой и увезли к фельдшеру. Когда пришла мама и увидела меня белого как мел, она заплакала и сказала: «Почему ногой, а не головой крутил это чертово колесо? Постепенно рана зажила, но на всю жизнь в памяти остался укор мамы о том, что делаю не думая головой».

«Во время войны был такой порядок. В первую очередь обмолоченное зерно по плану сдавали государству, а что останется оставляли на следующую посевную и давали на трудодни. Вот мы подростки и возили это зерно на склад в Лянгасово. Надо отдать должное нашим деревенским женщинам. Жалея нас, малолетних пацанов, они шили мешки под зерно продолговатые и узенькие до 50 кг. Вот мы вдвоем сцепим руки и несем мешок на склад. Был такой случай, хотел похвалиться и попросил положить мне мешок на спину. Смотрите, мол, какой я ловкий. Положить то положил, но силенки не рассчитал, не донес до места и упал вместе с мешком.

Лошадей в колхозе не хватало, поэтому пахали на коровах. Сначала мне досталась послушная корова. Но вскоре ее забрали и дали необъезженного быка. Работали на посевной практически без перерыва, в один из дней работа затянулась до позднего вечера. И я и бык здорово устали и я решил до фермы доехать верхом на быке. Я подумал, что если бык устал, то будет послушным. Но, как только я вскочил ему на спину, бык сбросил меня, но никуда не ушел. С тех пор я больше не пытался ездить верхом на быке».

Александр Яковлевич отработал в органах прокуратуры Кировской области почти 30 лет. На любом участке он исключительно добросовестно исполнял возложенные на него обязанности. Его отличали профессионализм, взвешенность в принятии решений, внимательность в отношениях с коллегами.