Прокурор разъясняет - Прокуратура Костромской области
Прокурор разъясняет
- 31 декабря 2019, 10:01
Разъясняет Буйский межрайонный прокурор Теплов С.В.
В последнее время вопросы охраны и использования памятников истории и культуры становятся все более актуальными. Отношение к культурному наследию приобретает общественно-политический характер. Все большее значение приобретает включение в эту деятельность широких слоев населения.
Понятие о культурном наследии, о памятниках – категория историческая. Лишь в сравнительно недавнее время стали акцентировать внимание и на научной ценности памятников, т.е. значении их для развития научных исследований и распространения научных знании. Это существенно расширило само представление о круге памятников и об охранительных функциях общества и государства. Памятники воспринимаются и как исторические источники, т.е. источающие информацию исторического характера, нужную для познания прошлого.
Неисполнение законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия приводит к гибели памятников истории и культуры и влечет за собой нарушение конституционных прав и законных интересов граждан.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) направлены на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, и регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2 Закона № 73-ФЗ правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства РФ о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов РФ законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Закон № 73-ФЗ определяет государственную охрану наследия, как систему правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием.
Определены задачи государственных органов охраны памятников: контроль за соблюдением законодательства в области охраны, установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов культурного наследия.
Органами, осуществляющими государственно-охранную деятельность в отношении объектов культурного наследия, являются: Министерство культуры РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (министерства, управления, департаменты и др.), органы местного самоуправления конкретных муниципальных образований (в лице комитетов, управлений и отделов).
Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия выдают предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия; привлекают к административной ответственности по ст. 7.13 – ст. 7.15 КоАП РФ; направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений по ст. 243 – ст.243.3 Уголовного кодекса РФ; предъявлять иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Прокуратура Костромской области
31 декабря 2019, 10:01
Правовое регулирование охраны объектов культурного наследия
Разъясняет Буйский межрайонный прокурор Теплов С.В.
В последнее время вопросы охраны и использования памятников истории и культуры становятся все более актуальными. Отношение к культурному наследию приобретает общественно-политический характер. Все большее значение приобретает включение в эту деятельность широких слоев населения.
Понятие о культурном наследии, о памятниках – категория историческая. Лишь в сравнительно недавнее время стали акцентировать внимание и на научной ценности памятников, т.е. значении их для развития научных исследований и распространения научных знании. Это существенно расширило само представление о круге памятников и об охранительных функциях общества и государства. Памятники воспринимаются и как исторические источники, т.е. источающие информацию исторического характера, нужную для познания прошлого.
Неисполнение законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия приводит к гибели памятников истории и культуры и влечет за собой нарушение конституционных прав и законных интересов граждан.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) направлены на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, и регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2 Закона № 73-ФЗ правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства РФ о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов РФ законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Закон № 73-ФЗ определяет государственную охрану наследия, как систему правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием.
Определены задачи государственных органов охраны памятников: контроль за соблюдением законодательства в области охраны, установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов культурного наследия.
Органами, осуществляющими государственно-охранную деятельность в отношении объектов культурного наследия, являются: Министерство культуры РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (министерства, управления, департаменты и др.), органы местного самоуправления конкретных муниципальных образований (в лице комитетов, управлений и отделов).
Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия выдают предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия; привлекают к административной ответственности по ст. 7.13 – ст. 7.15 КоАП РФ; направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений по ст. 243 – ст.243.3 Уголовного кодекса РФ; предъявлять иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Все права защищены