Иное

  • 24 февраля 2025, 14:37
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.02.2025 № 7-П указал на несогласованность положений законодательства в вопросе обеспечения военнослужащих жилыми помещениями
  Текст

Абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и подпункт «д» пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, признаны не соответствующими Конституции РФ и ее статьям в той мере, в какой они - в силу неопределенности нормативного содержания, а также противоречивого смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, - допускают произвольное толкование права на предоставление жилищных гарантий военнослужащим, ранее обеспеченным жилыми помещениями или средствами на их приобретение в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан.

В Постановлении отмечено, в частности, следующее: абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит правило, в соответствии с которым обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан на предусмотренных им льготных условиях осуществляется один раз. В 2019 году в указанный закон была внесена поправка, позволяющая обеспечивать военнослужащих жильем за счет государства, даже если они уже обеспечивались им в качестве членов семьи других военнослужащих или иных граждан. Однако указанные законодательные изменения формально не затронули текст оспариваемых норм, сохранение которых затрудняет восприятие подлинной воли законодателя и препятствует реализации законодательных нововведений.

Несогласованность положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» в актуальной редакции усугубляется также тем, что продолжают действовать принятые на основании его прежней редакции подзаконные акты, не учитывающие законодательных нововведений.

Таким образом, федеральному законодателю и Правительству Российской Федерации надлежит внести необходимые изменения в законодательство и основанные на рассмотренном законодательном регулировании подзаконные акты.

Впредь до этого действующее правовое регулирование не может считаться препятствующим постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих, ранее обеспеченных (в том числе по договору социального найма) жилыми помещениями за счет публичных жилых фондов или средствами на их приобретение в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан, независимо от последующей приватизации и (или) отчуждения жилого помещения, если они отвечают критериям нуждаемости по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии истечения срока, установленного статьей 53 того же Кодекса.

Управление по надзору за исполнением федерального законодательства