Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны

Соприкосновение с историей всегда вызывает трепетные чувства, тем более, когда она повествует о трагических событиях.

Нынешнему поколению россиян трудно представить ужасы тоталитарного произвола, царившего в период репрессий, величие подвига предков в годы Великой Отечественной войны, которые ценой жизни подарили   счастливое будущее. Даже широкий прокат военной кинохроники не способен воссоздать тяготы и лишения, горечь утрат, героизм и самоотверженность во имя победы, свободы, независимости.

Волей судьбы именно эти исторические этапы выпали на периоды взросления и становления Клавдии Павловны Клеймюк, отдавшей служению закону в органах прокуратуры 52 года. Сегодня невозможно представить подобного профессионального долголетия, которое получило свое развитие благодаря высокой работоспособности, ответственности, преданности выбранному делу.

Этому способствовали жесткие требования довоенного времени. Потеряв в 10 лет мать, лишенная детства, маленькая Клава стремилась к знаниям,  и начала свой трудовой путь по окончании средней школы в г. Киселевске Кемеровской области, где осталась работать учителем начальных классов. 

Великая Отечественная подвергла новым тяжелым испытаниям. Непоколебимая вера в победу над фашизмом сформировала стойкий характер и 18-летняя Клавдия приняла решение о продолжении учебы в Иркутской юридической школе, понимая, что восстановление мирной жизни без соблюдения законности невозможно.

Отработка полученных теоретических знаний началась с сентября 1943 года на территории только освобожденной, лежавшей в руинах Смоленской области. В этих условиях должность помощника прокурора Кармановского района требовала от молодого специалиста Клеймюк полной отдачи. Круглосуточный режим работы включал в себя осуществление полномочий по надзору за деятельностью народных судей, отдела милиции, сотрудников мест заключения. Нередко перепадали поручения о самостоятельном расследовании уголовных дел по горячим следам. Практический опыт нарабатывался в жестких условиях военного времени – без права на ошибку. Достигнутые успехи были отмечены первой правительственной наградой – медалью «За доблестный труд в  Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Между тем повышение профессионального мастерства требовало более глубоких знаний. Только победоносное завершение войны обеспечило возможность обучения в Московском заочном юридическом институте, который Клавдия успешно окончила в 1949 году без отрыва от работы в должности прокурора уголовно-судебного отдела прокуратуры Смоленской области.

С мирной жизнью пришло и личное счастье. Дальнейшая трудовая деятельность на прокурорском поприще была продолжена в различных городах Брянской и Псковской областей, куда Клавдия переезжала вместе с военнослужащим супругом. Лишь после его увольнения в запас, по прибытии на постоянное место жительства в Оренбургскую область, Клавдия Павловна еще 37 лет посвятила деятельности в органах прокуратуры, по праву отмеченной медалью «Ветеран труда».

Аттестационные характеристики Клеймюк К.П. поражают объемом выполненной работы в судебных стадиях уголовного судопроизводства.  Тысячи уголовных дел, рассмотренных с ее участием при строгом соблюдении незыблемых процессуальных принципов презумпции невиновности и  неотвратимости наказания. За каждым из них сломанные судьбы и тяжкие последствия преступных посягательств. Клавдии Павловне поручалось поддержание государственного обвинения по наиболее сложным и многоэпизодным уголовным делам. Опираясь на опыт в следственной работе, своим участием в судебном разбирательстве она способствовала установлению истины по делу, восстановлению нарушенных прав потерпевших и назначению справедливого наказания. Ее решительное обращение к суду: «Прошу признать виновным» – звучало как обвинительный приговор, поскольку основывалось только на тщательном анализе исследованных неопровержимых доказательств вины в содеянном.  Особое внимание Клеймюк К.П. уделялось выездным судебным процессам с привлечением общественности к отправлению правосудия во имя торжества законности и справедливости. Очевидцы вспоминают, что убедительность ее обвинительной речи в режиме публичных выступлений имела важнейшее значение как для вынесения законного итогового решения по уголовному делу, так и для профилактики преступности в целом.

Профессиональное совершенство Клеймюк К.П. было признано не только коллегами, сотрудниками правоохранительных органов и представителями судейского сообщества, руководителями партийных органов и общественных организаций. Нередко осужденные направляли свои жалобы о несогласии с приговором именно Клавдии Павловне, будучи уверенными в том, что их доводы не останутся без ее внимания, а допущенные нарушения при производстве по уголовному делу будут устранены путем опротестования незаконного судебного постановления. Сотрудники прокуратуры, надзиравшие за исправительными учреждениями области утверждали, что осужденные считали бессмысленным обжалование в порядке надзора приговоров, если Клеймюк К.П. в суде кассационной инстанции давала заключение о их законности. 

Она успешно совмещала работу с общественной нагрузкой. В различные периоды своей трудовой деятельности Клеймюк К.П. являлась депутатом и членом исполкома Островского городского Совета депутатов трудящихся, возглавляла партийную организацию работников прокуратуры г. Оренбурга, занималась разрешением самых сложных задач и всегда добивалась успеха, опираясь на свой профессиональный опыт и глубокие знания законодательных норм.

Особое внимание она уделяла правовому просвещению населения области и приему граждан, активно участвуя в восстановлении их нарушенных прав, чем заслужила особое уважение и авторитет.

Советник юстиции Клеймюк К.П. одна из немногих прокурорских работников, удостоенных высокого звания «Заслуженный юрист РСФСР». Свою трудовую деятельность Клавдия Павловна завершила в должности прокурора отдела по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам прокуратуры Оренбургской области.

Пожелтевшая от времени служебная летопись Клеймюк К.П. объединена в 80 страницах ее личного дела, содержащих скудную автобиографическую информацию, аттестационные характеристики, отражающие однотипные официозные формулировки о профессионализме, соответствии занимаемой должности, а также приказы о заслуженных поощрениях. Сохранившееся фото в строгом прокурорском мундире запечатлело добрый проницательный взгляд, скромность и порядочность хрупкой Женщины со стальным характером, посвятившей себя совсем не женской профессии.

Но стоит лишь упомянуть имя Клеймюк К.П. на встречах с ветеранами органов прокуратуры, в ответ слышится емкое: «Ум, честь и совесть нашей эпохи». Ушедшие в далекое прошлое понятия сегодня звучат как набат, напоминающий грядущим поколениям прокурорских работников о их высоком  предназначении в защите нарушенных прав граждан и конституционных основ государства, обеспечение торжества закона во имя счастливого будущего, завоеванного 76 лет назад.