Прокурор разъясняет - Прокуратура Оренбургской области
Прокурор разъясняет
- 18 июня 2025, 10:55
Основным инструментом злоумышленников для хищения денег остается использование психологического воздействия, с помоью которого человек добровольно переводит деньги или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение.
Телефонный звонок – ключевой инструмент мошенников, которые занимаются хищением денежных средств. Они постоянно придумывают все более изощренные схемы и сценарии для звонка, чтобы заполучить доступ к деньгам. Схемы злоумышленников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. Чтобы вызвать доверие, они могут обращаться по имени и отчеству, могут подавлять авторитетом и должностью. Например, представляться сотрудниками пенсионного фонда, социальной службы, поликлиники, аптеки, медицинского центра, банка, энергосбыта, другом либо родственником, попавшим в беду.
Воздействуя на основные базовые эмоции, киберпреступники преследуют основную задачу – вывести человека из спокойного состояния и отключить у него критическое мышление. Эмоции могут быть как положительные: радость, желание быстрее получить деньги или выгоду (как правило, такие эмоции человек испытывает после таких фраз, как: «Вам положены социальные выплаты», «Вы выиграли крупную сумму денег» и другие похожие истории); так и отрицательные: страх, испуг, желание помочь, спасти или родного человека, или свои сбережения (эти эмоции проявляются у человека после таких фраз, как: «Ваш сын попал в аварию», «С Вашей карты пытаются украсть деньги»). Они активируют базовые эмоции, обеспечивая быструю и необдуманную реакцию жертвы.
Мошенники очень часто представляются сотрудниками Центрального банка и сообщают, что по их карте зафиксирована подозрительная активность, и чтобы сохранить свои деньги и подтвердить, что это не сам человек совершает данную операцию, ему необходимо совершить ряд действий, например, открыть безопасный счет и перевести на него деньги, уточняют паспортные данные, просят подтвердить данные по счету/карте, для открытия счета просят подтвердить небольшой перевод на этот счет, который Центробанк якобы совершает для своих клиентов, то есть сообщить код из СМС. Следует помнить, что все эти действия приведут к хищению денежных средств, находящихся на личных счетах, оформлению кредитов. При поступлении подобных звонков необходимо немедленно прервать разговор.
Также иногда злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов. Такие мошенники долго и подробно рассказывают об обстоятельствах уголовного дела, участником которого, по их словам, гражданин является. Далее для уточнения информации они просят сообщить личную и финансовую информацию. Это и является признаком того, что гражданин разговаривает с мошенником: правоохранительные органы не просят назвать по телефону финансовую информацию - настоящие сотрудники полиции никогда не запрашивают личные и финансовые данные по телефону.
Прокуратура Оренбургской области
18 июня 2025, 10:55
Финансовая грамотность – профилактика хищения денежных средств.
Основным инструментом злоумышленников для хищения денег остается использование психологического воздействия, с помоью которого человек добровольно переводит деньги или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение.
Телефонный звонок – ключевой инструмент мошенников, которые занимаются хищением денежных средств. Они постоянно придумывают все более изощренные схемы и сценарии для звонка, чтобы заполучить доступ к деньгам. Схемы злоумышленников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. Чтобы вызвать доверие, они могут обращаться по имени и отчеству, могут подавлять авторитетом и должностью. Например, представляться сотрудниками пенсионного фонда, социальной службы, поликлиники, аптеки, медицинского центра, банка, энергосбыта, другом либо родственником, попавшим в беду.
Воздействуя на основные базовые эмоции, киберпреступники преследуют основную задачу – вывести человека из спокойного состояния и отключить у него критическое мышление. Эмоции могут быть как положительные: радость, желание быстрее получить деньги или выгоду (как правило, такие эмоции человек испытывает после таких фраз, как: «Вам положены социальные выплаты», «Вы выиграли крупную сумму денег» и другие похожие истории); так и отрицательные: страх, испуг, желание помочь, спасти или родного человека, или свои сбережения (эти эмоции проявляются у человека после таких фраз, как: «Ваш сын попал в аварию», «С Вашей карты пытаются украсть деньги»). Они активируют базовые эмоции, обеспечивая быструю и необдуманную реакцию жертвы.
Мошенники очень часто представляются сотрудниками Центрального банка и сообщают, что по их карте зафиксирована подозрительная активность, и чтобы сохранить свои деньги и подтвердить, что это не сам человек совершает данную операцию, ему необходимо совершить ряд действий, например, открыть безопасный счет и перевести на него деньги, уточняют паспортные данные, просят подтвердить данные по счету/карте, для открытия счета просят подтвердить небольшой перевод на этот счет, который Центробанк якобы совершает для своих клиентов, то есть сообщить код из СМС. Следует помнить, что все эти действия приведут к хищению денежных средств, находящихся на личных счетах, оформлению кредитов. При поступлении подобных звонков необходимо немедленно прервать разговор.
Также иногда злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов. Такие мошенники долго и подробно рассказывают об обстоятельствах уголовного дела, участником которого, по их словам, гражданин является. Далее для уточнения информации они просят сообщить личную и финансовую информацию. Это и является признаком того, что гражданин разговаривает с мошенником: правоохранительные органы не просят назвать по телефону финансовую информацию - настоящие сотрудники полиции никогда не запрашивают личные и финансовые данные по телефону.
Все права защищены