Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны - Прокуратура Пермского края
Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны
За участие в боях на Невском плацдарме награжден знаком «Ветеран Невской Дубровки», орденами Отечественной войны второй и первой степеней, медалями.
В годы Великой Отечественной войны Алексей Верховодко служил во 2-ом отд. аэродромном батальоне 2 отд. ВВС на Ленинградском фронте старшим сержантом, командиром взвода.
В мае 1944 года назначен прокурором Кличевского района Бобруйской области. В Белоруссии новоиспеченный прокурор занимался поиском полицаев, которые прятались по лесам. Из воспоминаний дочери, Марии Верховодько: «По рассказам мамы, частенько приходилось по ночам оставаться одной, с маленьким сынишкой, Вова родился в 1946 году. Было страшно. В углу у кровати стоял автомат, а под подушкой — наган. Мама научилась хорошо стрелять, ещё будучи студенткой. Но семью прокурора почему-то не трогали».
В октябре 1950 года Алексей Степанович поступает в распоряжение прокуратуры Молотовской области и назначается прокурором Куединского района, где проработал 13 лет. Затем были переводы в Кунгур, в Белоруссию, Суксун и снова в Куеду. В общей сложности прокурорский стаж составил более 30 лет. Выйдя на пенсию, Алексей Степанович Верховодко несколько лет работал в адвокатуре.
(из воспоминаний дочери Марии Верховодко)
Даже и подумать не мог белорусский сирота Алешка Верховодко о том, что когда-то в его жизнь войдет прокуратура. Войдет и останется с ним более тридцати лет. Просил-то от дядьки, в чьей семье жили с сестрой Фрузой, всего лишь ведро картошки в неделю, чтобы прокормиться в городе, куда просился на учебу, мечтая стать учителем. Не отпустил дядька племянника в город, молодые руки нужны были в деревне, в Домжерицах, что на Витебщине. Так после окончания семи классов началась трудовая биография Алексея Степановича. Потом была армия, финские события, Ленинградский фронт.
Говорить о войне папа не любил. На наши вопросы отвечал односложно: «Что рассказывать? Ничего там хорошего не было». Судя по документам, воевал Алексей Верховодко во 2-м отд. аэродромном батальоне 2 отд. ВВС на Ленинградском фронте старшим сержантом, был командиром взвода. В конце 1941 года после ранения в ногу попал в госпиталь г. Молотова.
Стал инвалидом. О том, что папа очень выносливый и терпеливый, знаю и по рассказам мамы. Оказывается, когда папа лечился в госпитале, началась гангрена, кость пришлось пилить.
Даже представить невозможно, как человек может выдержать такую боль. Выдержал, как и многие другие наши герои той страшной войны.
За участие в боях на Невском плацдарме Алексей Степанович Верховодко награжден знаком «Ветеран Невской Дубровки», орденами Отечественной войны второй и первой степеней, медалями. Там же, на фронте, в октябре 1941-го стал коммунистом.
После выписки из госпиталя работал в ФЗО военруком. Там и приглянулась ему синеглазая красавица Валя Гапончик, моя мама. Она работала в ФЗО воспитательницей после окончания пединститута. Поженились и уехали в родную Белоруссию. Там и началась работа в прокуратуре. Судя по записям в трудовой книжке Алексея Степановича Верховодко: «В мае 1944 года назначен прокурором Кличевского района Бобруйской области». В 1946 году он поступает учиться на заочное отделение Минской юридической школы, которую оканчивает в 1949 году. Ему присваивается квалификация юриста. В свои 47 лет папа получает диплом об окончании Казанского госуниверситета им. В.И.Ульянова-Ленина по специальности правоведение.
Тогда в Белоруссии новоиспеченный прокурор занимался поиском полицаев, которые прятались по лесам, которых местные жители так и называли – «лесные братья». По рассказам мамы, частенько приходилось по ночам оставаться одной с маленьким сынишкой, Вова родился в 1946 году. Было страшно. В углу у кровати стоял автомат, а под подушкой – наган. Мама научилась хорошо стрелять, ещё будучи студенткой. Но семью прокурора почему-то не трогали. В 1948-м годилась я, Мария. Мы с Вовой часто болели, болотистый климат Полесья сказывался. Так семья Верховодко оказалась на Урале, в октябре 1950 года папа поступает в распоряжение прокуратуры Молотовской области и назначается прокурором Куединского района. В Куеде проработал 13 лет. Затем были переводы в Кунгур, снова в Белоруссию, Суксун и снова Куеда. В общей сложности прокурорский стаж составил более 30 лет.
Выйдя на пенсию, Алексей Степанович Верховодко несколько лет работал в адвокатуре. Жизненный путь, начавшийся в 1916 году, завершился в 1996 году.
Каким был мой папа? Главная его черта – доброта, несмотря на все тяжести, выпавшие на его долю, он оставался добрым человеком. Как-то я спросила папу: «Как тебе удаётся оставаться вот таким? Ты же всю жизнь сталкиваешься с контингентом, далеким от идеалов?» «Так, Манечка, люди-то к нам с горем идут», – ответил папа. Я уже не говорю о честности и справедливости, которые у поколения наших отцов в крови.
Из детских воспоминаний.
В прокуратуре тогда был конюх с символическим именем Василий Иванович, и, помню, сидя в бричке, рядышком с папой, мы объезжали поля. Мне они казались бескрайними. Это была либо осень, либо весна, потому что земля была только что вспаханная и черная. Ещё помню огромный фикус в какой-то бадье посередине кабинета. И без того небольшой, он казался совсем маленьким, и папу за столом, который постоянно что-то писал и писал. Прокуратура была на три кабинетика: прокурорский, в приемной находилась секретарь Елизавета Николаевна Шеломова, далее кабинет заместителя Николая Дементьевича Павленко и у входа следователя, его имя не помню.
Мой папа Алексей Степанович Верховодко родился в Белоруссии в 1916 году.Воевал на Ленинградском фронте во 2-ом отдельном аэродромном батальоне 2 отд. ВВС на Невском плацдарме. Он "Ветеран Невской Дубровки",награжден орденами Отечественной войны второй и первой степеней,медалями.Он инвалид ВОВ первой группы,после ранения пришлось ампутировать правую ногу ниже колена,ходил на протезе.
О войне говорить не любил, на наши детские вопросы (нас было трое,ещё два брата,кроме меня) отвечал односложно,дескать,ничего там хорошего не было.Помню,как пыталась,будучи маленькой,засунуть в протез ногу,и удивлялась,как папа ходит,если я даже ногу не могу засунуть.После ранения был госпиталь в г.Молотове,ныне Перми.После госпиталя работал в ФЗО города Молотова,где и познакомился с воспитателем ФЗО, нашей мамой Валентиной Адольфовной Гапончик,выпускницей пединститута.
Учился на курсах юридических,работал прокурором,позднее окончил юридический факультет Казанского университета.Папе было 47 лет.С 1950 по 1963 годы был прокурором Куединского района.До этого назначения семья жила в Белоруссии,где папа так же был прокурором района,тогда там шла "охота" за лесными братьями,полицаями,которые скрывались в лесах.Мама рассказывала,было страшно,родились уже брат и я,на ночь мама оставалась одна с детьми,в углу стоял автомат,под подушкой - наган.Семью прокурора не тронули.
Однажды спросла у папы, ты всю жизнь проработал с таким контингентом интересным и не растерял своего доброго отношения к людям. Папа тогда ответил:"Манечка,так люди ко мне с горем идут своим..."
Удивительно добрый, с прекрасным чувством юмора,совершенно неконфликтный,таким его запомнили не только родные,но и коллеги.Прожил мой папа Алексей Степанович Верховодко почти 80 лет,его не стало в 1996 году.