Интервью и выступления - Прокуратура Пермского края
Интервью и выступления
- 29 ноября 2022, 18:00
- Иванов Алексей Владимирович
1. Внешние санкции недружественных государств обусловили введение в этом году беспрецедентных мер содействия бизнесу. В частности, Правительством России в марте введен «мораторий на проверки», призванный освободить большинство предпринимателей от избыточного внимания контролирующих органов. Органы прокуратуры наделены полномочиями по согласованию как плановых, так и внеплановых проверок. Расскажите о роли прокуратуры Пермского края в этом вопросе и предварительных результатах реализации «моратория».
Для начала определимся, что мы пониманием под «мораторием на проверки». Так называемый «мораторий на проверки» в текущем году введен постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2022 № 336. Во-первых, постановлением отменены практически все плановые проверки (за исключением отдельных объектов, поднадзорных МЧС и Роспотребнадзору).
А во-вторых – определены основания проведения внеплановых контрольных мероприятий. Не буду их все перечислять, отмечу только их основной смысл – проверка может быть проведена лишь в случае наличия непосредственной угрозы жизни или причинения тяжкого вреда здоровью граждан. Исключение сделано только для ГосЖилНадзора.
Чтобы понимать, как эти изменения воплотились в жизни, приведу цифры. Так, из практически 6,5 тысяч проверочных мероприятий, которые были запланированы на 2022 год, исключено более половины (3 503 из 6 408). Если говорить о внеплановых проверках, то из 2,5 тысяч поступивших от контролеров заявлений, мы согласовали чуть больше половины (54%).
С одной стороны, введенный мораторий – это экстраординарные меры, обусловленные текущей социально-экономической ситуацией. Но с другой – установленные Правительством условия развивают начатую в прошлом году реформу контрольно-надзорной деятельности, основные идеи которой – снижение административного давления на бизнес, усиление профилактической роли контролеров и смещение акцента проверок на объекты высокого и чрезвычайно высокого риска.
Эти направления были озвучены Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным на Петербургском международном экономическом форуме и впоследствии реализованы Правительством России в правилах формирования планов проверок на 2023 год. Как результат отмечу, что на 2023 органами контроля предложено к проведению на 2 тысячи меньше плановых мероприятий по сравнению с 2022 годом (6 408 – 2022, 4 448 – 2023). При этом нами на 2023 год согласовано только 36% предложенных плановых проверок.
Говоря о «моратории», считаю нужным отметить, что ограничения на осуществление контрольно-надзорной деятельности не должны рассматриваться как повод «закрыть глаза» на нарушения закона. Цель ограничений не в освобождении бизнеса от установленной законом ответственности, а в сокращении организационных затрат предприятий, неизбежно сопровождающих проверочные процедуры. В этой связи требует активизации и максимальной реализации практика проведения контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, профилактических визитов и объявления предостережений, потому что конечная цель любой контрольно-надзорной деятельности, прежде всего, в устранении нарушений и вызвавших их причин, а не в наложении штрафов на виновных лиц.
В продолжение темы проверок. В текущем году Государственной Думой принят ряд поправок в законодательство об административных правонарушениях, направленных на гуманизацию ответственности бизнесменов. Как прокуратура оценивает их реализацию?
Действительно, в текущем году в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены существенные изменения. Так, для организаций малого бизнеса введено правило о назначении административного штрафа в размере, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей. Санкция для ИП, как правило, существенно ниже санкции для юридических лиц. Кроме того, в КоАП РФ установлен принцип – «одна проверка – одно наказание». Если по итогам проверки выявляется несколько административных правонарушений, то дела о них подлежат объединению с назначением единого наказания по наиболее строгой санкции.
Также на законодательном уровне закреплено положение о возможности возбуждения дел о большинстве административных правонарушений только по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, требующих взаимодействия контролеров с проверяемыми лицами. После принятия этих изменений мы обеспечили оперативный мониторинг их применения. Могу сказать, что нарушения новых правил назначения административных наказаний бизнесу не носят системного характера, допущены в большинстве своем в первые месяцы действия нового законодательства и обусловлены, что называется, «человеческим фактором».
Выявленные нарушения связаны с назначением малому бизнесу завышенных штрафов, непринятием мер к объединению дел об административных правонарушениях в целях назначения одного наказания. Всего нами опротестовано 24 постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных Гострудинспекцией, Росприроднадзором, МЧС, а также судами.
Распространяется ли «мораторий» на проверки, проводимые органами прокуратуры?
Законодательство о государственном и муниципальном контроле, а также уже упомянутое мной 336-е постановление Правительства России о введении «моратория на проверки», непосредственно деятельность органов прокуратуры не регулирует. Между тем, в соответствии с поручением Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Викторовича Краснова органами прокуратуры также изменен подход к осуществлению надзорной деятельности в отношении бизнеса.
Все проверки прокурорами городского и районного уровня проводятся только после предварительного согласования непосредственно с прокурором либо заместителями прокурора Пермского края и только в исключительных случаях, свидетельствующих о необходимости прокурорского реагирования. В рамках такого «внутреннего контроля» отклоняется порядка 30% проверок, инициированных прокурорами городов и районов.
Как правило, пресекаются те проверки, которые связаны с подменой функционала иных уполномоченных органов, а также проверки, преследующие цель привлечь предпринимателя к ответственности, когда нарушения уже устранены. Если говорить о том, какие сферы предпринимательской деятельности сегодня попадают под прокурорские проверки, то это, прежде всего, жилищно-коммунальное хозяйство и трудовые отношения. При этом проверки в большинстве случаев проводятся по обращениям граждан. Также в нашем регионе актуальны вопросы охраны окружающей среды, учитывая количество промышленных предприятий.
Давайте поговорим о мерах поддержки бизнеса, анонсированных и на федеральном, и на региональном уровнях. Требовалось ли вмешательство органов прокуратуры на этом направлении?
Прежде всего, отмечу, что меры поддержки бизнеса имеют разноплановый характер и затрагивают значительный объем вопросов (продление сроков действия разрешительных документов, снижение требований к конкурентным процедурам, субсидирование и т.д.). При этом ряд из них предоставляется «автоматически», как например продление лицензий, а другие носят заявительный характер.
В сложных экономических условиях большое значение имеет возможность получения дополнительного финансирования от государства. Поэтому нами акцент сделан на законности предоставления субсидий предпринимателям. Для примера, одним из непреложных требований к субсидированию бизнеса всегда являлось отсутствие у предпринимателей долгов по налогам и сборам. Однако в апреле текущего года Правительством России принято постановление (от 05.04.2022 № 590), которым возможность получения субсидии предоставлена и тем бизнесменам, долги которых по налогам не превышают 300 тысяч рублей. Тем не менее, органы власти и местного самоуправления данные изменения не учли и разместили объявления о приеме заявок на субсидирование, содержащие, как и прежде, условие о недопустимости наличия недоимок.
В этой связи руководителям соответствующих ведомств (Министерство агропромышленного комплекса Пермского края, Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края, ГКУ «Центр занятости населения Пермского края») мы объявили предостережения, что позволило не допустить незаконных отказов в предоставлении субсидий. Другой пример связан с сельским хозяйством. В ходе проверки установили, что 3 фермера получили отказ в предоставлении субсидий по причине неверного толкования работниками Министерства агропромышленного комплекса края требований к комплектности документов. После внесения министру представления субсидии предпринимателям были перечислены.
В текущих условиях важно не только возмещать понесенные бизнесом затраты и убытки, но и стимулировать развитие предпринимательской деятельности. В регионе продолжается реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Одним из мероприятий является предоставление грантов на реализацию бизнес-проектов социальных предприятий и молодых предпринимателей (в возрасте до 25 лет). Данные гранты предоставляются на конкурсной основе. Благодаря нашему вмешательству упрощены условия доступа предпринимателей к данной мере поддержки. По иску прокуратуры признано недействующим ранее существовавшее требование о необходимости наличия у соискателя гранта не менее половины суммы затрат планируемого бизнес-проекта еще на этапе конкурсного отбора. Такой соискатель по итогам конкурса получателем гранта мог быть и не признан, но деньги на его реализацию уже должен был изыскать.
Ведущий Юрий Филимонов, ГТРК Пермь, 2022
Иванов Алексей Владимирович
29 ноября 2022, 18:00
Интервью заместителя прокурора Пермского края Иванова Алексея Владимировича в программе «Гость студии» о защите прав предпринимателей в регионе
1. Внешние санкции недружественных государств обусловили введение в этом году беспрецедентных мер содействия бизнесу. В частности, Правительством России в марте введен «мораторий на проверки», призванный освободить большинство предпринимателей от избыточного внимания контролирующих органов. Органы прокуратуры наделены полномочиями по согласованию как плановых, так и внеплановых проверок. Расскажите о роли прокуратуры Пермского края в этом вопросе и предварительных результатах реализации «моратория».
Для начала определимся, что мы пониманием под «мораторием на проверки». Так называемый «мораторий на проверки» в текущем году введен постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2022 № 336. Во-первых, постановлением отменены практически все плановые проверки (за исключением отдельных объектов, поднадзорных МЧС и Роспотребнадзору).
А во-вторых – определены основания проведения внеплановых контрольных мероприятий. Не буду их все перечислять, отмечу только их основной смысл – проверка может быть проведена лишь в случае наличия непосредственной угрозы жизни или причинения тяжкого вреда здоровью граждан. Исключение сделано только для ГосЖилНадзора.
Чтобы понимать, как эти изменения воплотились в жизни, приведу цифры. Так, из практически 6,5 тысяч проверочных мероприятий, которые были запланированы на 2022 год, исключено более половины (3 503 из 6 408). Если говорить о внеплановых проверках, то из 2,5 тысяч поступивших от контролеров заявлений, мы согласовали чуть больше половины (54%).
С одной стороны, введенный мораторий – это экстраординарные меры, обусловленные текущей социально-экономической ситуацией. Но с другой – установленные Правительством условия развивают начатую в прошлом году реформу контрольно-надзорной деятельности, основные идеи которой – снижение административного давления на бизнес, усиление профилактической роли контролеров и смещение акцента проверок на объекты высокого и чрезвычайно высокого риска.
Эти направления были озвучены Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным на Петербургском международном экономическом форуме и впоследствии реализованы Правительством России в правилах формирования планов проверок на 2023 год. Как результат отмечу, что на 2023 органами контроля предложено к проведению на 2 тысячи меньше плановых мероприятий по сравнению с 2022 годом (6 408 – 2022, 4 448 – 2023). При этом нами на 2023 год согласовано только 36% предложенных плановых проверок.
Говоря о «моратории», считаю нужным отметить, что ограничения на осуществление контрольно-надзорной деятельности не должны рассматриваться как повод «закрыть глаза» на нарушения закона. Цель ограничений не в освобождении бизнеса от установленной законом ответственности, а в сокращении организационных затрат предприятий, неизбежно сопровождающих проверочные процедуры. В этой связи требует активизации и максимальной реализации практика проведения контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, профилактических визитов и объявления предостережений, потому что конечная цель любой контрольно-надзорной деятельности, прежде всего, в устранении нарушений и вызвавших их причин, а не в наложении штрафов на виновных лиц.
В продолжение темы проверок. В текущем году Государственной Думой принят ряд поправок в законодательство об административных правонарушениях, направленных на гуманизацию ответственности бизнесменов. Как прокуратура оценивает их реализацию?
Действительно, в текущем году в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены существенные изменения. Так, для организаций малого бизнеса введено правило о назначении административного штрафа в размере, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей. Санкция для ИП, как правило, существенно ниже санкции для юридических лиц. Кроме того, в КоАП РФ установлен принцип – «одна проверка – одно наказание». Если по итогам проверки выявляется несколько административных правонарушений, то дела о них подлежат объединению с назначением единого наказания по наиболее строгой санкции.
Также на законодательном уровне закреплено положение о возможности возбуждения дел о большинстве административных правонарушений только по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, требующих взаимодействия контролеров с проверяемыми лицами. После принятия этих изменений мы обеспечили оперативный мониторинг их применения. Могу сказать, что нарушения новых правил назначения административных наказаний бизнесу не носят системного характера, допущены в большинстве своем в первые месяцы действия нового законодательства и обусловлены, что называется, «человеческим фактором».
Выявленные нарушения связаны с назначением малому бизнесу завышенных штрафов, непринятием мер к объединению дел об административных правонарушениях в целях назначения одного наказания. Всего нами опротестовано 24 постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных Гострудинспекцией, Росприроднадзором, МЧС, а также судами.
Распространяется ли «мораторий» на проверки, проводимые органами прокуратуры?
Законодательство о государственном и муниципальном контроле, а также уже упомянутое мной 336-е постановление Правительства России о введении «моратория на проверки», непосредственно деятельность органов прокуратуры не регулирует. Между тем, в соответствии с поручением Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Викторовича Краснова органами прокуратуры также изменен подход к осуществлению надзорной деятельности в отношении бизнеса.
Все проверки прокурорами городского и районного уровня проводятся только после предварительного согласования непосредственно с прокурором либо заместителями прокурора Пермского края и только в исключительных случаях, свидетельствующих о необходимости прокурорского реагирования. В рамках такого «внутреннего контроля» отклоняется порядка 30% проверок, инициированных прокурорами городов и районов.
Как правило, пресекаются те проверки, которые связаны с подменой функционала иных уполномоченных органов, а также проверки, преследующие цель привлечь предпринимателя к ответственности, когда нарушения уже устранены. Если говорить о том, какие сферы предпринимательской деятельности сегодня попадают под прокурорские проверки, то это, прежде всего, жилищно-коммунальное хозяйство и трудовые отношения. При этом проверки в большинстве случаев проводятся по обращениям граждан. Также в нашем регионе актуальны вопросы охраны окружающей среды, учитывая количество промышленных предприятий.
Давайте поговорим о мерах поддержки бизнеса, анонсированных и на федеральном, и на региональном уровнях. Требовалось ли вмешательство органов прокуратуры на этом направлении?
Прежде всего, отмечу, что меры поддержки бизнеса имеют разноплановый характер и затрагивают значительный объем вопросов (продление сроков действия разрешительных документов, снижение требований к конкурентным процедурам, субсидирование и т.д.). При этом ряд из них предоставляется «автоматически», как например продление лицензий, а другие носят заявительный характер.
В сложных экономических условиях большое значение имеет возможность получения дополнительного финансирования от государства. Поэтому нами акцент сделан на законности предоставления субсидий предпринимателям. Для примера, одним из непреложных требований к субсидированию бизнеса всегда являлось отсутствие у предпринимателей долгов по налогам и сборам. Однако в апреле текущего года Правительством России принято постановление (от 05.04.2022 № 590), которым возможность получения субсидии предоставлена и тем бизнесменам, долги которых по налогам не превышают 300 тысяч рублей. Тем не менее, органы власти и местного самоуправления данные изменения не учли и разместили объявления о приеме заявок на субсидирование, содержащие, как и прежде, условие о недопустимости наличия недоимок.
В этой связи руководителям соответствующих ведомств (Министерство агропромышленного комплекса Пермского края, Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края, ГКУ «Центр занятости населения Пермского края») мы объявили предостережения, что позволило не допустить незаконных отказов в предоставлении субсидий. Другой пример связан с сельским хозяйством. В ходе проверки установили, что 3 фермера получили отказ в предоставлении субсидий по причине неверного толкования работниками Министерства агропромышленного комплекса края требований к комплектности документов. После внесения министру представления субсидии предпринимателям были перечислены.
В текущих условиях важно не только возмещать понесенные бизнесом затраты и убытки, но и стимулировать развитие предпринимательской деятельности. В регионе продолжается реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Одним из мероприятий является предоставление грантов на реализацию бизнес-проектов социальных предприятий и молодых предпринимателей (в возрасте до 25 лет). Данные гранты предоставляются на конкурсной основе. Благодаря нашему вмешательству упрощены условия доступа предпринимателей к данной мере поддержки. По иску прокуратуры признано недействующим ранее существовавшее требование о необходимости наличия у соискателя гранта не менее половины суммы затрат планируемого бизнес-проекта еще на этапе конкурсного отбора. Такой соискатель по итогам конкурса получателем гранта мог быть и не признан, но деньги на его реализацию уже должен был изыскать.
Ведущий Юрий Филимонов, ГТРК Пермь, 2022
Все права защищены