Прокурор разъясняет - Прокуратура Псковской области
Прокурор разъясняет
- 30 октября 2020, 15:19
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» одной из основных задач органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Данная норма федерального законодательства продублирована в Законе Псковской области от 19.12.2007 №726-ОЗ (ред. от 29.12.2014) «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Псковской области» (статья 7).
В рамках осуществления задачи контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом подопечных лиц органы опеки и попечительства уполномочены государством использовать организационно-правовые способы и средства с целью выяснения, соответствует ли деятельность опекуна (попечителя), а также должностных лиц соответствующих учреждений, под чей надзор помещено подопечное лицо, требованиям закона. В случае выявленных нарушений органы опеки и попечительства принимают соответствующие меры по привлечению виновных к ответственности, регламентируемой положениями статьи 26 Федерального закона №48-ФЗ. Гарантией соблюдения имущественных прав и интересов несовершеннолетнего служат положения частей 1 и 2 статьи 37 ГК РФ о распоряжении имуществом подопечного.
Осуществление контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, должно способствовать возврату детей в указанные жилые помещения и обеспечению возможности проживания в них.
Согласно письму Минобрнауки России от 08.04.2014 №ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) в рамках соответствующей обязанности органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации должны предприниматься (контролироваться) следующие действия:
- предотвращаться незаконные сделки по обмену, отчуждению жилых помещений;
- не допускаться вселение в жилое помещение посторонних лиц, с нарушением прав детей;
- устанавливаться (признаваться) статус несовершеннолетнего как члена (бывшего члена) семьи нанимателя по договору социального найма, имеющего право пользования жилым помещением;
- обеспечиваться выселение из жилых помещений бывших членов семьи, лиц, утративших право пользования жилым помещением, посторонних лиц, граждан, нарушающих нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением;
- обеспечиваться проведение ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования;
- приниматься меры по освобождению детей от платы за жилое помещение и коммунальные услуги или использованию (установлению) соответствующих льгот для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги на период нахождения лица под опекой (попечительством);
- обеспечиваться эффективное использование жилых помещений на время опеки (попечительства) детей с выгодой для них и поддержанием санитарно-технического состояния жилых помещений силами и средствами пользователей;
- приниматься меры по расселению из коммунальных квартир лиц, страдающих определенными видами заболеваний согласно утвержденному перечню;
- приниматься меры по признанию жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке в случае его несоответствия установленным требованиям.
Ряд из перечисленных мероприятий орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации может осуществлять только во взаимодействии с соответствующими органами власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
Контроль за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, должен осуществляться:
- в отношении жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, - до момента возвращения в них детей по окончании опеки/попечительства либо до предоставления детям иных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, если проживание в закрепленном жилом помещении будет признано невозможным,
- в отношении жилых помещений, находящихся в собственности детей, - до наступления совершеннолетия ребенка либо приобретения им дееспособности в полном объеме ранее этого возраста.
В целях реализации данных функций принято постановление Администрации Псковской области от 11.09.2014 №400 «О порядке осуществления контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений» (далее – Порядок), в соответствии с которым органы опеки обязаны ежегодно проводить комиссионные плановые и внеплановые проверки жилых помещений.
При проведении указанных проверок осуществляется визуальный осмотр внешнего и внутреннего состояния каждого жилого помещения на предмет удовлетворительности его санитарного и технического состояния.
По результатам визуального осмотра внешнего и внутреннего состояния каждого помещения на предмет удовлетворительности его санитарного и технического состояния составляется акт обследования жилого помещения по утвержденной форме с указанием в нем сведений о санитарном и техническом состоянии жилого помещения, а также заключение, содержащее информацию о результатах проверки, в том числе о выявленных фактах ненадлежащего использования жилого помещения, об их характере.
В силу пункта 15 Порядка в случае выявления при проведении плановой проверки фактов ненадлежащего использования жилого помещения и (или) незаконного распоряжения жилым помещением и (или) ненадлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения территориальное подразделение органа опеки и попечительства принимает меры по их устранению, в том числе обращается с заявлениями в суд в защиту прав и законных интересов детей в соответствии с законодательством.
Возможность обращения органа опеки с заявлениями в суд в целях защиты прав и охраняемых законом интересов детей и участие в делах, рассматриваемых судами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, закреплено в статье 7 Закона Псковской области от 19.12.2007 №726-ОЗ (ред. от 29.12.2014) «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Псковской области».
Практика выработала способы судебной защиты с целью восстановления нарушенных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, в том числе выселение из занимаемого по договору социального найма жилого помещения граждан (нанимателя, членов семьи нанимателя), лишенных родительских прав, в связи с невозможностью совместного с ними проживания детей, в отношении которых они лишены родительских прав, без предоставления другого жилого помещения (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 2 ст. 91 ЖК РФ); признание права на жилое помещение за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; выселение лиц, вселившихся в жилое помещение с нарушением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения. Данный перечень, исходя из перечисленных выше направлений контрольной деятельности органа опеки и попечительства и подлежащих осуществлению мероприятий, не является исчерпывающим.
Прокуратура Псковской области
30 октября 2020, 15:19
О реализации органом опеки и попечительства обязанности по контролю за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» одной из основных задач органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Данная норма федерального законодательства продублирована в Законе Псковской области от 19.12.2007 №726-ОЗ (ред. от 29.12.2014) «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Псковской области» (статья 7).
В рамках осуществления задачи контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом подопечных лиц органы опеки и попечительства уполномочены государством использовать организационно-правовые способы и средства с целью выяснения, соответствует ли деятельность опекуна (попечителя), а также должностных лиц соответствующих учреждений, под чей надзор помещено подопечное лицо, требованиям закона. В случае выявленных нарушений органы опеки и попечительства принимают соответствующие меры по привлечению виновных к ответственности, регламентируемой положениями статьи 26 Федерального закона №48-ФЗ. Гарантией соблюдения имущественных прав и интересов несовершеннолетнего служат положения частей 1 и 2 статьи 37 ГК РФ о распоряжении имуществом подопечного.
Осуществление контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, должно способствовать возврату детей в указанные жилые помещения и обеспечению возможности проживания в них.
Согласно письму Минобрнауки России от 08.04.2014 №ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) в рамках соответствующей обязанности органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации должны предприниматься (контролироваться) следующие действия:
- предотвращаться незаконные сделки по обмену, отчуждению жилых помещений;
- не допускаться вселение в жилое помещение посторонних лиц, с нарушением прав детей;
- устанавливаться (признаваться) статус несовершеннолетнего как члена (бывшего члена) семьи нанимателя по договору социального найма, имеющего право пользования жилым помещением;
- обеспечиваться выселение из жилых помещений бывших членов семьи, лиц, утративших право пользования жилым помещением, посторонних лиц, граждан, нарушающих нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением;
- обеспечиваться проведение ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования;
- приниматься меры по освобождению детей от платы за жилое помещение и коммунальные услуги или использованию (установлению) соответствующих льгот для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги на период нахождения лица под опекой (попечительством);
- обеспечиваться эффективное использование жилых помещений на время опеки (попечительства) детей с выгодой для них и поддержанием санитарно-технического состояния жилых помещений силами и средствами пользователей;
- приниматься меры по расселению из коммунальных квартир лиц, страдающих определенными видами заболеваний согласно утвержденному перечню;
- приниматься меры по признанию жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке в случае его несоответствия установленным требованиям.
Ряд из перечисленных мероприятий орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации может осуществлять только во взаимодействии с соответствующими органами власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
Контроль за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, должен осуществляться:
- в отношении жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, - до момента возвращения в них детей по окончании опеки/попечительства либо до предоставления детям иных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, если проживание в закрепленном жилом помещении будет признано невозможным,
- в отношении жилых помещений, находящихся в собственности детей, - до наступления совершеннолетия ребенка либо приобретения им дееспособности в полном объеме ранее этого возраста.
В целях реализации данных функций принято постановление Администрации Псковской области от 11.09.2014 №400 «О порядке осуществления контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений» (далее – Порядок), в соответствии с которым органы опеки обязаны ежегодно проводить комиссионные плановые и внеплановые проверки жилых помещений.
При проведении указанных проверок осуществляется визуальный осмотр внешнего и внутреннего состояния каждого жилого помещения на предмет удовлетворительности его санитарного и технического состояния.
По результатам визуального осмотра внешнего и внутреннего состояния каждого помещения на предмет удовлетворительности его санитарного и технического состояния составляется акт обследования жилого помещения по утвержденной форме с указанием в нем сведений о санитарном и техническом состоянии жилого помещения, а также заключение, содержащее информацию о результатах проверки, в том числе о выявленных фактах ненадлежащего использования жилого помещения, об их характере.
В силу пункта 15 Порядка в случае выявления при проведении плановой проверки фактов ненадлежащего использования жилого помещения и (или) незаконного распоряжения жилым помещением и (или) ненадлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения территориальное подразделение органа опеки и попечительства принимает меры по их устранению, в том числе обращается с заявлениями в суд в защиту прав и законных интересов детей в соответствии с законодательством.
Возможность обращения органа опеки с заявлениями в суд в целях защиты прав и охраняемых законом интересов детей и участие в делах, рассматриваемых судами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, закреплено в статье 7 Закона Псковской области от 19.12.2007 №726-ОЗ (ред. от 29.12.2014) «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Псковской области».
Практика выработала способы судебной защиты с целью восстановления нарушенных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, в том числе выселение из занимаемого по договору социального найма жилого помещения граждан (нанимателя, членов семьи нанимателя), лишенных родительских прав, в связи с невозможностью совместного с ними проживания детей, в отношении которых они лишены родительских прав, без предоставления другого жилого помещения (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 2 ст. 91 ЖК РФ); признание права на жилое помещение за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; выселение лиц, вселившихся в жилое помещение с нарушением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения. Данный перечень, исходя из перечисленных выше направлений контрольной деятельности органа опеки и попечительства и подлежащих осуществлению мероприятий, не является исчерпывающим.
Все права защищены
Телефон: +7 (8112) 69-83-10
Телефон: +7 (8112) 69-83-51
Телефон: +7 (8112) 69-83-34
Телефон: +7 (8112) 69-83-79