Информационные письма и обзоры практик - Прокуратура Сахалинской области
Информационные письма и обзоры практик
- 10 января 2020, 13:59
На днях бывший начальник милиции общественной безопасности Долинского ГОВД приговорен к условному наказанию в виде двух с половиной лет лишения свободы с испытательным сроком в один год за покровительство браконьерам.У многих коррупция ассоциируется со взяткой, а борьба с ней — с уголовной ответственностью взяточника. На самом деле взятка – лишь песчинка. И в борьбе с коррупцией главную роль должна сыграть профилактика.Об этом корреспондент «Российской газеты» беседует с прокурором Сахалинской области Сергеем Бессчасным.Российская газета / Сергей Алексеевич, два года назад рубрика «коррупция» была очень редкой гостьей на газетной полосе. А сейчас мы, журналисты, едва успеваем отслеживать громкие дела, связанные с этой напастью – начиная от мелких – врач взял взятку в тысячу рублей, кончая высшими должностными лицами, у которых за превышениями полномочий прослеживается корыстный интерес в миллионы долларов… Что происходит? Коррупционный бум? Или правоохранительные органы научились хорошо работать?Бессчасный / Никакого бума нет, все гораздо страшнее и в то же время обыденней. Мы просто приподняли глыбу под названием «коррупция». Следуя указаниям Генерального прокурора РФ, стали системно заниматься этой проблемой… Но даже для этого потребовалось многое, среди которого самое трудное и главное – начать себя.За два года мы наполовину сменили состав районных прокуроров, не справляющихся со своими обязанностями. Мы считаем, что коррупция произрастает там, где орган исполнительной, правоохранительной или представительной власти закрыт для общественности. Поэтому заручились поддержкой общественных организаций, занимающихся правовой тематикой. Сделали прокуратуру максимально открытой и доступной, к нам легче попасть, чем к иному муниципальному чиновнику… Информации в Интернете и жалобы граждан зачастую становятся для нас поводом для проверок. Одна из причин недостаточной эффективности борьбы с коррупцией- отсутствие в стране федерального закона о борьбе с коррупцией. Это очень серьезный пробел, который объективно мешает всем правоприменителям, включая правоохранительные органы, полноценно, с наибольшей эффективностью реализовывать предоставленные им полномочия.РГ / Наш постоянный читатель, руководитель правозащитного центра Марк Куперман спрашивает, какова судьба проекта областного закона «О борьбе с коррупцией», который подготовило ваше ведомство еще полтора года назад?Бессчасный / Проект был внесен в областную Думу, но депутаты сочли его несовершенным, декларативным. Последовали заседания, толстые пачки возражений на проект, не совсем корректные выступления в СМИ… Но мы, когда готовили этот законопроект, не претендовали на истину в последней инстанции. Более того, предложили вариант его совместной с депутатами доработки. Соглашусь с тем, что формулировки закона были несовершенны, потому что сам он – новый элемент в отечественном законодательстве. Все правоприменители субъекта, как правило, работают по обратной схеме: федерация на своем уровне принимает нормативно-правовую базу, а они, во исполнение, принимают свою. А у нас была ситуация инициативы снизу.Мы предлагали в своем проекте создать антикоррупционный орган, который бы занялся экспертизой нормативно-правовых актов, принимаемых субъектом. У нас ведь сегодня никто, кроме прокуратуры, не проверяет их на коррупционность. В результате мы, прокуроры, вынуждены потом идти в суд и оспаривать их, потому что они ущемляют права и интересы граждан или не соответствуют существующему законодательству, содержат в себе расплывчатые нормы.В других субъектах, по моим сведениям, их около восьми, уже приняли подобный закон. Законы действуют, доказывают свою жизнеспособность. В Саратовской области закон работает уже несколько лет, создано целое управление в структуре администрации, которое занимается антикоррупционной профилактикой. Там власть повернулась к этой проблеме лицом, обозначила ее значимость для региона. На днях подобный закон принят в Магаданской области. А у нас на фоне ежегодного возрастающего количества уголовных дел (в позапрошлом году их было всего 36, а в прошлом году уже 90), связанных с коррупцией и повсеместного нарушения федерального законодательства о государственной и муниципальной службе — власть пытается эту проблему не замечать. Как гражданин, я позицию Думы не разделяю.РГ / Так ли оно обосновано, ваше беспокойство, ведь в принципе составные части закона существуют, нормы просто разбросаны по всему законодательству…Бессчасный / Юристов, которые четко бы знали, в каком законе – федеральном или областном, в каком кодексе и каком разделе закреплена та или иная норма – можно пересчитать по пальцам. А что же говорить про обычного правоприменителя – чиновника муниципального уровня, чиновника субъекта федерации? Вот закон и рассчитан, прежде всего, на профилактическую составляющую. Не его задача — выявить коррупционеров. Он должен сделать так, чтобы их не добавилось.Сегодняшние проверки выявляют массовые нарушения федерального законодательства о replica omega watches государственной и муниципальной службе. Чиновники сотнями не сдают декларации о доходах, не соблюдается процедура приема-увольнения, масса конфликтов интересов при замещении чиновниками государственных должностей… Закон и нужен для того, чтобы государственный муж, муниципальный служащий, который оформляется на работу, взял его в руки и почитал – что ему можно, а что нельзя делать, от чего он должен отказаться.Ничто потом не помешает ввести в наш административный кодекс ответственность по целому ряду коррупционных моментов, которые не образуют состава уголовно-наказуемого деяния. Это необходимо, чтобы поставить чиновника на место. У депутатов еще есть время признать: при всем несовершенстве проекта, он, если бы был принят, принес бы за эти полтора года немало пользы. Еще есть время изменить ситуацию, принять закон в рамках согласительных процедур. Заявить о своей гражданской позиции.РГ / Пенсионерка из Южно-Сахалинска Людмила Михайличенко интересуется, кто чаще совершает преступления коррупционной направленности?Бессчасный / Преобладают сотрудники правоохранительных органов, представители государственных и муниципальных органов власти. Диапазон широкий. То, что выявляется немало сотрудников правоохранительных органов, свидетельствует о том, что правоохранители занимаются самоочищением своих рядов. Но я не помню ни одного случая, чтобы руководитель федерального органа, органа государственной власти субъекта или глава муниципального образования попросил привлечь к уголовной или административной ответственности какого-либо служащего. Это не прокурор должен приходить в федеральное ведомство и выявлять лиц, которые не подали декларацию, в нарушение конкурсной процедуры устроились на работу… А руководители этих структур должны ставить вопрос перед правоохранителям блоком о привлечении своих подчиненных к ответственности.РГ / Много вопросов от наших читателей по поводу недавно созданных специализированных подразделений при прокуратуре. Предприниматель Григорий Саркисян из Долинска, например, сомневается в их самостоятельности — мол, свои своих не обидят…Бессчасный / Вы знаете, что на сегодняшний день специализированного органа по борьбе с коррупцией на территории Российской Федерации нет, хотя есть проект его создания. Какой это будет орган неизвестно, но Генеральный прокурор сказал, что поскольку у прокуратуры есть опыт в организации такой работы, то она смело может взять на себя, если будет соответствующее поручение Президента, эти функции. И первый шаг в этом направлении — создание специализированных отделов. В них особый порядок назначения: специалисты высокого уровня со стажем работы в органах прокуратуры не менее пяти лет, опытные, состоявшиеся профессионалы надзора в различных областях назначаются приказом Генерального прокурора, а href=http://www.foreverwatches2015.co.uk/category/tag-heuer-replica/>cheap tag heuer replica uk не прокурора субъекта. У них особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, соподчинение генеральной прокуратуре и оперативное подчинение прокурору субъекта, чтобы обезопасить людей от возможного давления. Так что элемент независимости этой структуры, создан внутри самой прокуратуры. Концентрация усилий в одном отделе позволит вывести проблему коррупции на совершенно другой уровень. Запланированы проверки более 30 федеральных структур на предмет соответствия их деятельности федеральному законодательству о государственной и муниципальной службе. И я уверен, что будет выявлено значительное количество нарушений, потому что мы этой проблемой занимаемся длительное время и увы, нарушений не убывает.РГ / Есть много причин возникновения коррупции. Как вы считаете, какую из них можно устранить всем миром?Бессчасный / У нас нет нетерпимости к этой напасти. Мать от новорожденного откажется — взрыв негодования! А узнают про взятку -ну и что? Все берут… И уж совсем толерантно отнесется рядовой обыватель к тому, что чиновник устроит на теплое местечко своего родственника или депутаты лоббируют чей-то бизнес. Вырабатывать нетерпимость к коррупции нужно начинать с себя.(В сокращении интервью опубликовано в «Российской газете» № 60(4617) за 20–26 марта 2008 года.
Прокуратура Сахалинской области
10 января 2020, 13:59
«Напасть под названием «коррупция» - интервью прокурора области Сергея Бессчасного корреспонденту «Российской газеты» Ольге Васильевой (изложение без купюр).
На днях бывший начальник милиции общественной безопасности Долинского ГОВД приговорен к условному наказанию в виде двух с половиной лет лишения свободы с испытательным сроком в один год за покровительство браконьерам.У многих коррупция ассоциируется со взяткой, а борьба с ней — с уголовной ответственностью взяточника. На самом деле взятка – лишь песчинка. И в борьбе с коррупцией главную роль должна сыграть профилактика.Об этом корреспондент «Российской газеты» беседует с прокурором Сахалинской области Сергеем Бессчасным.Российская газета / Сергей Алексеевич, два года назад рубрика «коррупция» была очень редкой гостьей на газетной полосе. А сейчас мы, журналисты, едва успеваем отслеживать громкие дела, связанные с этой напастью – начиная от мелких – врач взял взятку в тысячу рублей, кончая высшими должностными лицами, у которых за превышениями полномочий прослеживается корыстный интерес в миллионы долларов… Что происходит? Коррупционный бум? Или правоохранительные органы научились хорошо работать?Бессчасный / Никакого бума нет, все гораздо страшнее и в то же время обыденней. Мы просто приподняли глыбу под названием «коррупция». Следуя указаниям Генерального прокурора РФ, стали системно заниматься этой проблемой… Но даже для этого потребовалось многое, среди которого самое трудное и главное – начать себя.За два года мы наполовину сменили состав районных прокуроров, не справляющихся со своими обязанностями. Мы считаем, что коррупция произрастает там, где орган исполнительной, правоохранительной или представительной власти закрыт для общественности. Поэтому заручились поддержкой общественных организаций, занимающихся правовой тематикой. Сделали прокуратуру максимально открытой и доступной, к нам легче попасть, чем к иному муниципальному чиновнику… Информации в Интернете и жалобы граждан зачастую становятся для нас поводом для проверок. Одна из причин недостаточной эффективности борьбы с коррупцией- отсутствие в стране федерального закона о борьбе с коррупцией. Это очень серьезный пробел, который объективно мешает всем правоприменителям, включая правоохранительные органы, полноценно, с наибольшей эффективностью реализовывать предоставленные им полномочия.РГ / Наш постоянный читатель, руководитель правозащитного центра Марк Куперман спрашивает, какова судьба проекта областного закона «О борьбе с коррупцией», который подготовило ваше ведомство еще полтора года назад?Бессчасный / Проект был внесен в областную Думу, но депутаты сочли его несовершенным, декларативным. Последовали заседания, толстые пачки возражений на проект, не совсем корректные выступления в СМИ… Но мы, когда готовили этот законопроект, не претендовали на истину в последней инстанции. Более того, предложили вариант его совместной с депутатами доработки. Соглашусь с тем, что формулировки закона были несовершенны, потому что сам он – новый элемент в отечественном законодательстве. Все правоприменители субъекта, как правило, работают по обратной схеме: федерация на своем уровне принимает нормативно-правовую базу, а они, во исполнение, принимают свою. А у нас была ситуация инициативы снизу.Мы предлагали в своем проекте создать антикоррупционный орган, который бы занялся экспертизой нормативно-правовых актов, принимаемых субъектом. У нас ведь сегодня никто, кроме прокуратуры, не проверяет их на коррупционность. В результате мы, прокуроры, вынуждены потом идти в суд и оспаривать их, потому что они ущемляют права и интересы граждан или не соответствуют существующему законодательству, содержат в себе расплывчатые нормы.В других субъектах, по моим сведениям, их около восьми, уже приняли подобный закон. Законы действуют, доказывают свою жизнеспособность. В Саратовской области закон работает уже несколько лет, создано целое управление в структуре администрации, которое занимается антикоррупционной профилактикой. Там власть повернулась к этой проблеме лицом, обозначила ее значимость для региона. На днях подобный закон принят в Магаданской области. А у нас на фоне ежегодного возрастающего количества уголовных дел (в позапрошлом году их было всего 36, а в прошлом году уже 90), связанных с коррупцией и повсеместного нарушения федерального законодательства о государственной и муниципальной службе — власть пытается эту проблему не замечать. Как гражданин, я позицию Думы не разделяю.РГ / Так ли оно обосновано, ваше беспокойство, ведь в принципе составные части закона существуют, нормы просто разбросаны по всему законодательству…Бессчасный / Юристов, которые четко бы знали, в каком законе – федеральном или областном, в каком кодексе и каком разделе закреплена та или иная норма – можно пересчитать по пальцам. А что же говорить про обычного правоприменителя – чиновника муниципального уровня, чиновника субъекта федерации? Вот закон и рассчитан, прежде всего, на профилактическую составляющую. Не его задача — выявить коррупционеров. Он должен сделать так, чтобы их не добавилось.Сегодняшние проверки выявляют массовые нарушения федерального законодательства о replica omega watches государственной и муниципальной службе. Чиновники сотнями не сдают декларации о доходах, не соблюдается процедура приема-увольнения, масса конфликтов интересов при замещении чиновниками государственных должностей… Закон и нужен для того, чтобы государственный муж, муниципальный служащий, который оформляется на работу, взял его в руки и почитал – что ему можно, а что нельзя делать, от чего он должен отказаться.Ничто потом не помешает ввести в наш административный кодекс ответственность по целому ряду коррупционных моментов, которые не образуют состава уголовно-наказуемого деяния. Это необходимо, чтобы поставить чиновника на место. У депутатов еще есть время признать: при всем несовершенстве проекта, он, если бы был принят, принес бы за эти полтора года немало пользы. Еще есть время изменить ситуацию, принять закон в рамках согласительных процедур. Заявить о своей гражданской позиции.РГ / Пенсионерка из Южно-Сахалинска Людмила Михайличенко интересуется, кто чаще совершает преступления коррупционной направленности?Бессчасный / Преобладают сотрудники правоохранительных органов, представители государственных и муниципальных органов власти. Диапазон широкий. То, что выявляется немало сотрудников правоохранительных органов, свидетельствует о том, что правоохранители занимаются самоочищением своих рядов. Но я не помню ни одного случая, чтобы руководитель федерального органа, органа государственной власти субъекта или глава муниципального образования попросил привлечь к уголовной или административной ответственности какого-либо служащего. Это не прокурор должен приходить в федеральное ведомство и выявлять лиц, которые не подали декларацию, в нарушение конкурсной процедуры устроились на работу… А руководители этих структур должны ставить вопрос перед правоохранителям блоком о привлечении своих подчиненных к ответственности.РГ / Много вопросов от наших читателей по поводу недавно созданных специализированных подразделений при прокуратуре. Предприниматель Григорий Саркисян из Долинска, например, сомневается в их самостоятельности — мол, свои своих не обидят…Бессчасный / Вы знаете, что на сегодняшний день специализированного органа по борьбе с коррупцией на территории Российской Федерации нет, хотя есть проект его создания. Какой это будет орган неизвестно, но Генеральный прокурор сказал, что поскольку у прокуратуры есть опыт в организации такой работы, то она смело может взять на себя, если будет соответствующее поручение Президента, эти функции. И первый шаг в этом направлении — создание специализированных отделов. В них особый порядок назначения: специалисты высокого уровня со стажем работы в органах прокуратуры не менее пяти лет, опытные, состоявшиеся профессионалы надзора в различных областях назначаются приказом Генерального прокурора, а href=http://www.foreverwatches2015.co.uk/category/tag-heuer-replica/>cheap tag heuer replica uk не прокурора субъекта. У них особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, соподчинение генеральной прокуратуре и оперативное подчинение прокурору субъекта, чтобы обезопасить людей от возможного давления. Так что элемент независимости этой структуры, создан внутри самой прокуратуры. Концентрация усилий в одном отделе позволит вывести проблему коррупции на совершенно другой уровень. Запланированы проверки более 30 федеральных структур на предмет соответствия их деятельности федеральному законодательству о государственной и муниципальной службе. И я уверен, что будет выявлено значительное количество нарушений, потому что мы этой проблемой занимаемся длительное время и увы, нарушений не убывает.РГ / Есть много причин возникновения коррупции. Как вы считаете, какую из них можно устранить всем миром?Бессчасный / У нас нет нетерпимости к этой напасти. Мать от новорожденного откажется — взрыв негодования! А узнают про взятку -ну и что? Все берут… И уж совсем толерантно отнесется рядовой обыватель к тому, что чиновник устроит на теплое местечко своего родственника или депутаты лоббируют чей-то бизнес. Вырабатывать нетерпимость к коррупции нужно начинать с себя.(В сокращении интервью опубликовано в «Российской газете» № 60(4617) за 20–26 марта 2008 года.
Все права защищены
Телефон: +7 (4242) 43-03-26
Телефон: +7 (4242) 42-44-55
Телефон: +7 (4242) 49-45-88
Телефон: +7 (4242) 43-63-80