Прокурор разъясняет - Прокуратура Свердловской области
Прокурор разъясняет
- 30 сентября 2025, 14:12
Лесные пожары – это опасные и неконтролируемые возгорания, которые могут быстро распространяться и наносить серьезный ущерб природе, людям и инфраструктуре. Чтобы вовремя остановить их и минимизировать последствия, в России действует четкая система правил и обязанностей.
Основные требования установлены Лесным кодексом Российской Федерации и рядом других законов. Они регулируют:- как власти должны реагировать на пожар;- кто и в каком порядке участвует в тушении;- какие силы и средства могут быть привлечены.
Тушение лесного пожара с учетом положений ст. 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации включает несколько этапов.
На первом этапе проводится обследование пожара – специалисты уточняют границы и направление распространения огня, находят подъезды и источники воды, определяют тактику тушения лесного пожара.
На втором этапе осуществляется доставка людей и техники, то есть организуется прибытие пожарных, специализированной техники и оборудования.
Третий этап предусматривает локализацию и ликвидацию возгорания, проводится основная работа по остановке огня, в том числе с применением взрывных работ или искусственного вызывания осадков.
На завершающем этапе осуществляется наблюдение и дотушивание, поскольку важно убедиться, что пожар не возобновится, после чего обеспечивается предотвращение возобновления возгорания.
В соответствии с Правилами тушения лесных пожаров (утв. приказом Минприроды России от 01.04.2022 № 244) за тушение отвечают государственные и муниципальные службы, а также при необходимости привлекаются другие организации. Координацию всех действий осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства, для этого создаются штабы на федеральном и региональном уровнях, а их указания обязательны для всех участников.
В зависимости от ситуации вводятся разные уровни реагирования:
- муниципальный – если пожар можно локализовать силами района;
- региональный – если угроза сохраняется более суток или есть риск распространения на населенные пункты;
- федеральный – если пожар не удается остановить в течение 72 часов или масштабы слишком велики.
При крупных пожарах подключается федеральный резерв сил и средств, включая авиацию и специальные формирования.
Таким образом, тушение лесных пожаров – это комплекс мер: от первых обследований до полного дотушивания. Вся система построена так, чтобы быстро реагировать на возгорания и объединять усилия разных уровней власти и служб ради сохранения лесов и безопасности людей.
Всего с начала 2025 года на территории Свердловской области возникло 83 лесных пожара на площади 833,65 га, в том числе в день обнаружения потушено 43 лесных пожара, в первые сутки – 57 пожаров.
Прокуратура Свердловской области
30 сентября 2025, 14:12
Порядок тушения лесных пожаров
Лесные пожары – это опасные и неконтролируемые возгорания, которые могут быстро распространяться и наносить серьезный ущерб природе, людям и инфраструктуре. Чтобы вовремя остановить их и минимизировать последствия, в России действует четкая система правил и обязанностей.
Основные требования установлены Лесным кодексом Российской Федерации и рядом других законов. Они регулируют:- как власти должны реагировать на пожар;- кто и в каком порядке участвует в тушении;- какие силы и средства могут быть привлечены.
Тушение лесного пожара с учетом положений ст. 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации включает несколько этапов.
На первом этапе проводится обследование пожара – специалисты уточняют границы и направление распространения огня, находят подъезды и источники воды, определяют тактику тушения лесного пожара.
На втором этапе осуществляется доставка людей и техники, то есть организуется прибытие пожарных, специализированной техники и оборудования.
Третий этап предусматривает локализацию и ликвидацию возгорания, проводится основная работа по остановке огня, в том числе с применением взрывных работ или искусственного вызывания осадков.
На завершающем этапе осуществляется наблюдение и дотушивание, поскольку важно убедиться, что пожар не возобновится, после чего обеспечивается предотвращение возобновления возгорания.
В соответствии с Правилами тушения лесных пожаров (утв. приказом Минприроды России от 01.04.2022 № 244) за тушение отвечают государственные и муниципальные службы, а также при необходимости привлекаются другие организации. Координацию всех действий осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства, для этого создаются штабы на федеральном и региональном уровнях, а их указания обязательны для всех участников.
В зависимости от ситуации вводятся разные уровни реагирования:
- муниципальный – если пожар можно локализовать силами района;
- региональный – если угроза сохраняется более суток или есть риск распространения на населенные пункты;
- федеральный – если пожар не удается остановить в течение 72 часов или масштабы слишком велики.
При крупных пожарах подключается федеральный резерв сил и средств, включая авиацию и специальные формирования.
Таким образом, тушение лесных пожаров – это комплекс мер: от первых обследований до полного дотушивания. Вся система построена так, чтобы быстро реагировать на возгорания и объединять усилия разных уровней власти и служб ради сохранения лесов и безопасности людей.
Всего с начала 2025 года на территории Свердловской области возникло 83 лесных пожара на площади 833,65 га, в том числе в день обнаружения потушено 43 лесных пожара, в первые сутки – 57 пожаров.
Все права защищены