Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 25 января 2018, 14:05
Результаты работы органов прокуратуры области по проведению антикоррупицонной экспертизы нормативных правовых актов за 2017 год.
  Текст

В 2017 году сотрудники органов прокуратуры области изучили на предмет наличия коррупциогенных факторов 13310 (в 2016 г. - 15143) нормативных правовых актов и 13017 (14595) их проектов.

По результатам антикоррупционной экспертизы выявлено 7 (10) нормативно правовых актов органов государственной власти, которые содержали 13 (16) коррупциогенных факторов; 30 (12) проектов НПА в представительных органах и в органах исполнительной власти Тамбовской области, которые содержали соответственно 41 (14) коррупциогенный фактор.

На муниципальном уровне выявлено 1163 (1168) нормативных правовых актов и 740 (783) их проектов, содержащих соответственно 1365 (1278) и 837 (831) коррупциогенных факторов.

В основном коррупциогенность нормативных правовых актов (их проектов) выражалась в широте дискреционных полномочий (636), отсутствии или неполноте административных процедур (555), выборочном изменении объема прав (296) и других.

К примеру, проведенной прокуратурой области антикоррупционной экспертизой приказа управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 25.12.2014 № 628 (с изменениями) «Об утверждении административного регламента государственной услуги «Лицензирование пользования недрами на территории Тамбовской области (оформление, государственная регистрация, выдача лицензии на пользование участками недр местного значения, внесение изменений в лицензию, переоформление, прекращение или досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами)», выявлены нормы, содержащие коррупциогенные факторы.

Так, в соответствии в п. 2.9. Регламента, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является нарушение субъектом предпринимательской деятельности срока, указанного в подпункте 3.2.3 Административного регламента.

При этом в п.п. 3.2.3 упоминаются разные сроки (20 дней, 15 дней, 7 дней, 3 дня), в связи с чем неясно, нарушение какого срока должно использоваться в качестве основания для отказа в предоставлении услуги. Указанное может приводить к различным злоупотреблениям со стороны лиц, применяющих данную норму права, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора «широта дискреционных полномочий» - неопределенность оснований принятия решения (п.п. «а» Методики).

Кроме того, в п. 2.9 Регламента в качестве оснований для отказа в предоставлении услуги упоминаются также случаи, когда заявитель представил о себе неверные сведения, заявитель не представил доказательств того, что обладает квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Анализ указанной нормы права свидетельствует о нечеткости понятия «неверные сведения», которое может различно трактоваться и расценивается как неопределенность оснований принятия решения. Указание на предоставление доказательств, обладания квалифицированными.

Соответствующая работа по выявлению в нормативных правовых актах и их проектах коррупционных факторов прокурорами ведется на системной основе.

​​​​​​​