Защита прав ветеранов - Прокуратура Тамбовской области
Защита прав ветеранов
В неимоверных условиях вместе со всем народом действовали органы прокуратуры в годы Великой Отечественной войны. С первых дней деятельность прокуроров и следователей была подчинена единой для всей страны задаче: «Все для фронта! Все для победы!» Под этими лозунгами проходила перестройка работы на военный лад, целью которой стала всемерная помощь действующей армии.
Область в первые же месяцы войны оказалась прифронтовой. В Тамбове был создан городской комитет обороны, областной штаб ополчения. Такие же штабы были сформированы в остальных городах и районах на всех крупных промышленных предприятиях. Уже 24 июня решались вопросы размещения эвакуированных граждан из зон боевых действий, оборудования госпиталей. Для борьбы с вражескими десантами и диверсионными группами создавались батальоны. Было развернуто строительство оборонительных сооружений. Под Тамбовом размещалась и формировалась 61-я армия, которой Предстояло участвовать в тяжелой зимней кампании 1941 года. В 1942 году у нас были сформированы 2-я гвардейская и 4-я воздушная армии, здесь же располагалась база партизан, проходили подготовку группы для ведения боевых операций в тылу врага, готовились кадры командного состава. С тамбовских аэродромов вылетали самолеты бомбить передовые позиции противника. Дни и ночи выпускали продукцию для фронта оборонные предприятия, труженики села снабжали продовольствием ближайшие фронтовые части. Свыше 400 тысяч тамбовчан, практически каждый пятый житель области, были призваны в ряды Красной Армии.
Защищать Родину с оружием в руках отправились и десятки прокурорско-следственных работников. В первые же дни войны ушли на фронт народный следователь Сампурского района Пикуль Николай, помощник мучкапского прокурора Тимошенко Федор, следователь из Хоботовского района Захарченко Василий. Следом были призваны в Армию помощник прокурора Шехманского и Глазковского районов Кузовкин Иван и Мартынов Петр, народные следователи Юрловского и Шехманского районов Бондарев Григорий и Самсонов Василий, прокурор уголовно-судебного отдела Афанасьев Дмитрий, секретарь следственного отдела Арева Валентина, инспектор отдела кадров Богданов Николай, стажер - народный следователь Водолажская Анна и многие другие. На службе в прокуратуре оставались те, кто по возрасту и состоянию здоровья не подлежал призыву, а также, кто по брони обязан был обеспечивать важнейшие задачи, возложенные на прокуратуру военным временем.
Прокуратура сосредоточила свои усилия на осуществлении надзора за соблюдением и исполнением законов, постановлений Государственного Комитета Обороны, СНК СССР по установлению твердого правопорядка в прифронтовой местности. В центре внимания постоянно находились вопросы обороноспособности: мобилизация людских и материальных ресурсов, укрепление дисциплины на производстве, охрана государственного имущества, выполнение планов поставок продукции для нужд страны. Были ужесточены меры по борьбе с уголовной преступностью, бесхозяйственностью, спекуляцией, хищениями, безнадзорностью подростков. Особую актуальность приобрела борьба с дезертирами, самовольным оставлением работы на предприятиях промышленности и транспорта, нарушениями прав защитников Родины и их семей.
Режим работы органов прокуратуры определялся новыми усло-виями и задачами, требовалась максимальная отдача от каждого сотрудника, добросовестное исполнение служебных обязанностей. Работники аппарата областной прокуратуры большую часть времени находились в командировках, проверяя организацию деятельности периферийных подразделений и оказывая помощь городским и районным прокурорам, что вызывалось тогда крайней необходимостью из-за слабой подготовленности кадров. На смену ушедшим на фронт прокурорам и следователям принимались люди без необходимой профессиональной подготовки, а порой и вообще прежде далекие от проблем правоохранительных органов. Следователями вынужденно были назначены начальник конторы кинопроката, заведующая раймагазином, вахтер ликероводочного завода; помощниками прокурора - плановик райпотребсоюза, военрук, машинистка РК ВКП(б) и т. п.
В какой-то степени потребность в квалифицированных кадрах временно восполнялась за счет практических работников, эвакуированных в нашу область с оккупированных территорий. По состоянию на 1 сентября 1942 года в штатах областной и горрайпрокуратурах был 21 оперативный сотрудник, прибывший из Белоруссии. Кроме того, работали прокурорами и следователями эвакуированные из Украины, Тулы, Смоленска, Ленинграда, Воронежа, Курска, Прибалтики. Однако по мере продвижения фронта на запад и освобождения оккупированных территорий эти работники откомандировывались на прежние места службы, а по указанию Прокуратуры Союза ССР туда же направлялись наши прокуроры и следователи. Только в Ростовскую область выехали 15 тамбовских сотрудников, 6 человек откомандировано в Тулу, 5 - в Орел, в списках для направления в распоряжение Украинской ССР значится 15 помощников прокуроров и нарследователей.
О критическом положении с кадрами можно делать вывод хотя бы по тому, что на 1 октября 1944 года высшее юридическое образование имели только 9 работников, в числе которых один из заместителей прокурора области, прокурор г. Мичуринска Трифонов Ф. П., прокурор Избердеевского района Зацепин Б. 3., нарследователи Ольман Е. О. и Губанова В. В. 15 из 47 горрайпрокуроров не имели никакой юридической подготовки, получив в лучшем случае неполное среднее образование. 40 из 52 народных следователей занимали эту должность менее одного года, половина из них - женщины.
Положение усугублялось и тем, что прокурорам, помимо вы-полнения непосредственных обязанностей, зачастую приходилось решать хозяйственные и политические вопросы в качестве уполномоченных местных партийных и советских органов. По сохранившимся сведениям, прокурор Мичуринского района Холодков только в течение IV квартала 1942 года находился в закрепленном за ним сельском Совете 30 рабочих дней, а прокурор Волчаковского района Евдокимов Д. М. - 52 дня. Работники прокуратуры систематически направлялись на сельскохозяйственные работы, привлекались на строительство оборонительных сооружений и лесоразработку. Достаточно назвать, что в июле 1944 года для выполнения задания по заготовке 100 м3 леса в порядке мобилизации были направлены 24 сотрудника во главе с одним из руководителей облпрокуратуры Светозаровым. В здании прокуратуры круглосуточно находились по два оперативных работника, призванных принимать необходимые меры защиты на случаи воздушной тревоги и оперативно решать множество других возникающих вопросов.
И все же в такой обстановке, нередко в голоде и холоде, бытовой неустроенности, большинство работников прокуратуры с честью выполняли свой долг перед Родиной, вносили посильный вклад и общенародное дело борьбы с врагом.
Архивные материалы той поры, ставшие для нас историей, свидетельствуют о напряженном труде прокуроров и следователей во-енной поры, критическом подходе руководителей структурных под-разделений к достигнутым результатам, очевидном стремлении устранить недостатки собственной деятельности.
«В первом квартале 1942 года, - констатируется в приказе про-курора области, - горрайпрокуроры охватывали своим участием в судебных заседаниях по делам о хищениях, растратах и злоупотреблениях в потребкооперации, госторговле и колхозах только 60% дел этой категории. Но не по всем делам принимали участие в подготовительных заседаниях народных судов. УСО никак не реагировал на снижение судебной работы и не принял мер к райпрокурорам, проявляющим бездействие в осуществлении судебного надзора... Карательная практика народных судов по актуальным делам неудовлетворительна...»
Особое внимание уделялось быстрому и качественному рассмот-рению жалоб красноармейцев и их семей. Неоднократно в города и районы направлялись директивы об улучшении работы с письмами защитников страны, волокита немедленно пресекалась, а виновные в этом сотрудники подвергались наказанию, о чем свидетельствует приказ № 153 от 28 октября 1944 года города Тамбова.
Самоотверженный труд сотрудников прокуратуры, их целеуст-ремленность, преданность своему делу, деловое сотрудничество с органами милиции позволяли контролировать в целом оперативную обстановку в области и своевременно реагировать на негативные процессы. Несмотря на огромные трудности, прокуратура смогла выстоять и выполнить те задачи, которые возлагались на нее в суровые годы войны.
Значительная доля в успешной работе коллективов принадлежала молодым сотрудникам, пришедшим на службу в самое тяжелое время. Они, как правило, тоже не были профессионалами, не знали тонкостей следственного мастерства и не имели юридической подготовки. Но у них, 20-летних парней, уже была фронтовая закалка, они воочию видели страшную картину войны, не раз смотрели смерти в лицо, познали горести утрат друзей-однополчан. Покалеченные войной, ставшие инвалидами в молодом возрасте, они сохранили в себе мужество, человечность, юношескую энергию. Исключительная самодисциплина, чувство ответственности за порученное дело, нетерпимость к распущенности и попранию законов привели их в ряды прокурорских работников.
В 1943 году после демобилизации по ранению из рядов Красной Армии были назначены помощниками прокурора района Пуговкин Николай Захарович, Малин Иван Данилович, Фролов Владимир Григорьевич, Есенников Николай Петрович, в 1944 году - нарследователями - Тимофеев Борис Иванович, Ольман Арон Ошарович, в 1945 году Карташов Иван Сергеевич, посвятив всю свою дальнейшую жизнь борьбе с преступностью и беззаконием. А ведь это тоже фронт, для победы на котором требуются самые высокие человеческие качества и самопожертвование.
В боях с фашистами отважно сражались и были ранены Калугин Анатолий Иванович, Влазнев Иван Васильевич, Михайлов Юрий Леонидович, Яковлев Иван Васильевич, Ковалев Петр Михайлович, Дегтярев Александр Семенович, Иншаков Михаил Яковлевич, Волков Николай Тихонович, отмеченные командованием боевыми медалями. В боевых операциях отличились старшина Бабаев Иван Семенович, капитан-разведчик Кайда Василий Иванович, Командир взвода Стреж Василий Петрович, старший сержант Попов Игорь Николаевич, старшина 1-й статьи Адушкин Степан Петрович, майор юстиции Еганов Иван Ефремович, награжденный за свои подвиги орденами. На всех фронтах Отечественной войны воевали наши ветераны: под Москвой и в Заполярье, под Сталинградом и на Днепре, в Ленинграде и Кривом Роге, на Кавказе и в Северном море. В Германии встретили День Победы Касимцев Евгений Захарович, Сахаровский Юрий Александрович, Зорин Сергей Пантелеймонович; в Чехословакии - Бабаев Иван Семенович, Стреж Василий Петрович, Попов Игорь Николаевич, в Восточной Пруссии - Ануфриев Василий Михайлович, Новсков Леонид Алексеевич. А для рядового Чистякова Александра Федоровича, который находился в Красной Армии с октября 1941 г., освобождал с боями Румынию, Венгрию и Чехословакию, война закончилась только на Тихом океане. В боях с Японией участвовали Сироткин Валентин Леонтьевич, Федоров Александр Викторович, Зимарин Алексей Степанович.
Мужественно переносили тяготы военной службы гвардии лейтенант юстиции Жуковская Людмила Федоровна и рядовая Соловьева Анна Ивановна.
Все они после демобилизации пришли на работу в органы про-куратуры. А те государственные награды за мужество, отвагу и воинскую доблесть, полученные на передовой, стали достойной характеристикой им для службы на новом фронте.
Свой трагический след оставила война в судьбе молодых парней и девушек, кто по возрасту или здоровью не мог участвовать непос-редственно в боях с агрессором, но, находясь в тылу, ощутил на себе все те невзгоды, которые обрушились на советских людей.
С 12 лет, лишенная мирного детства, начала работать в колхозе Сапова Татьяна. На предприятиях промышленности, выдававшей продукцию для фронта, трудились дни и ночи Васильев Василий Сафронович, Голенищев Василий Александрович. В 20 лет стала судебным секретарем военного трибунала Мишустина Зоя Георгиевна. В военную пору наравне с мужчинами работали следователями прокуратуры Насонкина Валентина Ивановна, Губанова Валентина Васильевна, Объедкова Маргарита Петровна. Ответственнейший участок - отдел кадров Хабаровской краевой прокуратуры -возглавляла Федорова Александра Ивановна. Ветеранами труда военных лет являются Патрина Татьяна Ивановна, Родионов Иван Георгиевич, Малеина Тамара Филипповна, Афонин Алексей Федорович и многие-многие другие, кто по окончании войны длительное время добросовестно трудился в аппарате областной и горрайпрокуратурах нашей области.
Ветераны войны и трудового фронта, влившись в коллективы прокуратур, принесли с собой страстное желание преодолеть негативные последствия фашистского нашествия. Послевоенная разруха, голод, разгул преступности побеждались напряженным трудом всего народа. Требовались профессионально грамотные специалисты для решения насущных задач укрепления законности, поэтому один из первых послевоенных приказов прокурора области был посвящен этой проблеме.
В прокуратуре области были организованы занятия по повышению знаний русского языка, создан постоянно действующий семинар горрайпрокуроров, еженедельно по понедельникам с 8 до 10 часов вечера проводилось обучение оперативных работников по утвержденному прокурором Союза ССР тематическому плану. Десятки молодых сотрудников прошли первичную подготовку на 3-месячных межобластных юркурсах в г. Саратове, юридических школах и других учебных заведениях. Бывшие фронтовики с присущей им настойчивостью осваивали новую для себя профессию, сочетая работу с заочной учебой в юридических вузах. Многие из них отлично зарекомендовали себя в качестве следователей и помощников прокурора, были выдвинуты на руководящие должности. В 29 лег стали прокурорами районов Ковалев П. М., Яковлев И. В., Стреж В. П. был назначен прокурором города Николаевск-на-Амуре. 26-летний Голенищев возглавил Первомайскую районную прокуратуру.
С окончанием войны перед государством встали новые сложные задачи. Начался процесс ликвидации последствий фашистской оккупации: восстанавливались разрушенные колхозы и совхозы, промышленные предприятия и транспорт, заново отстраивались города и села, принимались активные меры к обеспечению миллионе людей жильем.
Разрабатывались новые законы, направленные на преодоление тяжелых последствий войны, на восстановление и развитие народного хозяйства.
Необходимость обеспечить неуклонное исполнение этих законов поставила перед прокуратурой ряд новых задач, для решения которых требовалось активизировать все отрасли прокурорского надзора.