Результаты проведения антикоррупционной экспертизы - Прокуратура Тамбовской области
Результаты проведения антикоррупционной экспертизы
- 2 октября 2021, 09:34
В первом полугодии 2021 года прокуратурой области изучено на предмет наличия коррупциогенных факторов 8718 (9381) нормативных правовых актов и 9326 (10263) проектов НПА.
По результатам антикоррупционной экспертизы выявлено 2 (3) нормативно правовых акта органов государственной власти, которые содержали 4 (7) коррупциогенных факторов; 12 (17) проектов НПА в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые содержали соответственно 17 (23) коррупциогенных факторов.
На муниципальном уровне выявлено 1198 (1134) нормативных правовых актов и 687 (633) проектов, содержащие соответственно 1290 (1206) и 729 (665) коррупциогенных факторов.
Анализ работы на данном направлении в целом свидетельствует о сохранении количественных показателей на том же уровне, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В основном коррупциогенность нормативных правовых актов (проектов) выражалась в отсутствии или неполноте административных процедур (694), в выборочном изменении объема прав (352), широте дискреционных полномочий (326), и других.
К примеру, проведенной антикоррупционной экспертизой постановления администрации Тамбовской области от 01.02.2017 № 75 (с изменениями от 18.03.2021) «Об утверждении правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области» (далее - «Постановление») выявлены нормы, содержащие коррупциогенные факторы.
Постановлением утверждены «Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе» (приложение № 5), иные правила предоставления субсидий за счет федерального бюджета и бюджета Тамбовской области (соответствующие приложения).
Согласно п.п. 2.4. Правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (далее – «Правила») - несоблюдение условий предоставления субсидии, установленных Правилами является одним из оснований для отказа в ее предоставлении.
Анализ указанной формулировки правовой нормы свидетельствует об отсутствии в ней четких ссылок на несоблюдение конкретных норм Правил, влекущих отказ в предоставлении субсидии.
Помимо этого, согласно п.п. 4.2. Правил – в случае установления управлением сельского хозяйства области (далее – «Управление») или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, предусмотренных Правилами и соглашением о предоставлении субсидии, Управление направляет получателю требование о возврате субсидий в бюджет Тамбовской области.
В упомянутой ситуации в Правилах отсутствуют сведения о сроке, в который направляется требование получателю субсидии об ее возврате.
Изложенное свидетельствует об отсутствии в нормативном правовом акте четких положений о критериях отказа в получении субсидирования, а также о сроке совершения государственным органом (должностными лицами) определенных действий.
Указанное с учетом требований п.п. «а» и «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – «Методика») свидетельствует о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов – «широта дискреционных полномочий» и «отсутствие или неполнота административных процедур».
На указанный нормативный правовой акт внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено, коррупциогенные факторы исключены.
Проведенной антикоррупционной экспертизой постановления администрации г. Тамбова Тамбовской области от 16.06.2020 № 2385 «Об утверждении административного регламента предоставления на территории городского округа – город Тамбов муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» выявлены нормы, содержащие коррупциогенный фактор.
Постановлением утвержден Административный регламент предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» (далее – «Регламент»).
Пунктом 2.9. Регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Такими основания в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 2.9. являются: отсутствие в заявлении сведений, установленных подпунктом «а» пункта 2.7. Регламента и не соответствие прилагаемых к заявлению документов требованиям подпункта «б» пункта 2.7 Регламента (за исключением случаев, установленных абзацами четвертым и пятым подпункта «б» пункта 2.7).
Вместе с тем, в пункте 2.7. анализируемого Регламента, устанавливающего исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно, отсутствуют подпункты «а» и «б» на которые сделана ссылка.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований у субъекта правоприменения для принятия им решения в порядке, установленном подпунктом 2.9. Регламента, что следует трактовать как наличие коррупциогенного фактора предусмотренного п.п. «а» п. 3 Методики – «широта дискреционных полномочий».
Аналогичная ситуация установлена и в пункте 2.10.2. Регламента, который закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в подпункте 13 которого имеется ссылка на несуществующий абзац пятый подпункта «б» пункта 2.7. Регламента.
На данный нормативный правовой акт внесено требование, которое находится в стадии реагирования.
В рассматриваемый период была также продолжена работа по исключению коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов.
Например, при изучении проекта постановления администрации Тамбовской области «О мерах по реализации Закона области «Об отдельных вопросах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Тамбовской области» (далее – «Проект») выявлены нормы содержащие коррупциогенный фактор.
Проектом предполагается утверждение Порядка организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (далее – «Порядок»).
Разделом 2 Порядка предусмотрено, что для предоставления путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе, требуются следующие документы: справка (сведения) о размере всех видов пенсии и иных выплат, осуществляемых Пенсионным Фондом Российской Федерации или другим федеральным органом (п. 2.2.4.1.), справку (сведения) о размере полученного пособия по временной нетрудоспособности (п. 2.2.4.2.).
Из вышеуказанных формулировок правовых норм неясно в каких органах необходимо получать вышеуказанные справки (сведения) и требуется ли получать указанные документы, если заявитель не является получателем данных выплат.
Указанное с учетом Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96) (далее – «Методика») свидетельствует о наличии в Проекте коррупциогенного фактора предусмотренного п.п. «а» п. 3 «широта дискреционных полномочий» - неопределенность оснований принятия решений.
Кроме того, из анализа норм Порядка невозможно установить наличие у заявителей возможности представления для рассмотрения заверенных копий требуемых документов, что также свидетельствует о наличии коррупциогненного фактора, предусмотренного п.п. «а» п. 3 Методики «широта дискреционных полномочий».
Соответствующая информация в целях недопущения принятия нормативного акта содержащего коррупциогенный фактор была доведена до разработчика.
Приведенные примеры выявленных в процессе антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов) коррупциогенных факторов, свидетельствуют о том, что в случае наличия у субъекта правопримения корыстной или иной заинтересованности изложенные в анализируемых нормативных правовых актах (проектах) ситуации могли привести к различным коррупционным проявлениям.
По итогам проверок в первом полугодии 2021 года органами прокуратуры области принесено 1087 протестов (1055), направлено 682 (650) информации по проектам нормативных правовых актов, внесено 111 (82) требований об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
Случаев отклонения актов прокурорского реагирования по выявленным коррупциогенным факторам не было.
На заседании законодательного органа Тамбовской области требования не рассматривались. В представительных органах местного самоуправления с участием горрайпрокуроров рассмотрено 35 требований.
Фактов рассмотрения требований прокурора об исключении из нормативных актов коррупциогенных факторов без участия сотрудников органов прокуратуры области не имелось.
Ввиду удовлетворения органами власти требований прокуроров основания для направления в суд соответствующих заявлений отсутствовали.
Среди выявленных в текущем году нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы 665 касались прав, свобод и обязанностей граждан; 379 оказания государственных и муниципальных услуг, 125 законодательства о государственной и муниципальной службе.
Возможные причины выявления наибольшего количества коррупциогенных факторов в вышеуказанных сферах законодательства обусловлены в основном тем, что данные правоотношения касались реализации прав и обязанностей граждан, должностных лиц и организаций, то есть областей наиболее подверженных коррупционным рискам. Устранения указанных причин и выявленных коррупциогенных факторов происходило посредством внесения актов прокурорского реагирования в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Прокуратура Тамбовской области
2 октября 2021, 09:34
Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в первом полугодии 2021
В первом полугодии 2021 года прокуратурой области изучено на предмет наличия коррупциогенных факторов 8718 (9381) нормативных правовых актов и 9326 (10263) проектов НПА.
По результатам антикоррупционной экспертизы выявлено 2 (3) нормативно правовых акта органов государственной власти, которые содержали 4 (7) коррупциогенных факторов; 12 (17) проектов НПА в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые содержали соответственно 17 (23) коррупциогенных факторов.
На муниципальном уровне выявлено 1198 (1134) нормативных правовых актов и 687 (633) проектов, содержащие соответственно 1290 (1206) и 729 (665) коррупциогенных факторов.
Анализ работы на данном направлении в целом свидетельствует о сохранении количественных показателей на том же уровне, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В основном коррупциогенность нормативных правовых актов (проектов) выражалась в отсутствии или неполноте административных процедур (694), в выборочном изменении объема прав (352), широте дискреционных полномочий (326), и других.
К примеру, проведенной антикоррупционной экспертизой постановления администрации Тамбовской области от 01.02.2017 № 75 (с изменениями от 18.03.2021) «Об утверждении правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области» (далее - «Постановление») выявлены нормы, содержащие коррупциогенные факторы.
Постановлением утверждены «Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе» (приложение № 5), иные правила предоставления субсидий за счет федерального бюджета и бюджета Тамбовской области (соответствующие приложения).
Согласно п.п. 2.4. Правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (далее – «Правила») - несоблюдение условий предоставления субсидии, установленных Правилами является одним из оснований для отказа в ее предоставлении.
Анализ указанной формулировки правовой нормы свидетельствует об отсутствии в ней четких ссылок на несоблюдение конкретных норм Правил, влекущих отказ в предоставлении субсидии.
Помимо этого, согласно п.п. 4.2. Правил – в случае установления управлением сельского хозяйства области (далее – «Управление») или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, предусмотренных Правилами и соглашением о предоставлении субсидии, Управление направляет получателю требование о возврате субсидий в бюджет Тамбовской области.
В упомянутой ситуации в Правилах отсутствуют сведения о сроке, в который направляется требование получателю субсидии об ее возврате.
Изложенное свидетельствует об отсутствии в нормативном правовом акте четких положений о критериях отказа в получении субсидирования, а также о сроке совершения государственным органом (должностными лицами) определенных действий.
Указанное с учетом требований п.п. «а» и «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – «Методика») свидетельствует о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов – «широта дискреционных полномочий» и «отсутствие или неполнота административных процедур».
На указанный нормативный правовой акт внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено, коррупциогенные факторы исключены.
Проведенной антикоррупционной экспертизой постановления администрации г. Тамбова Тамбовской области от 16.06.2020 № 2385 «Об утверждении административного регламента предоставления на территории городского округа – город Тамбов муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» выявлены нормы, содержащие коррупциогенный фактор.
Постановлением утвержден Административный регламент предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» (далее – «Регламент»).
Пунктом 2.9. Регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Такими основания в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 2.9. являются: отсутствие в заявлении сведений, установленных подпунктом «а» пункта 2.7. Регламента и не соответствие прилагаемых к заявлению документов требованиям подпункта «б» пункта 2.7 Регламента (за исключением случаев, установленных абзацами четвертым и пятым подпункта «б» пункта 2.7).
Вместе с тем, в пункте 2.7. анализируемого Регламента, устанавливающего исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно, отсутствуют подпункты «а» и «б» на которые сделана ссылка.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований у субъекта правоприменения для принятия им решения в порядке, установленном подпунктом 2.9. Регламента, что следует трактовать как наличие коррупциогенного фактора предусмотренного п.п. «а» п. 3 Методики – «широта дискреционных полномочий».
Аналогичная ситуация установлена и в пункте 2.10.2. Регламента, который закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в подпункте 13 которого имеется ссылка на несуществующий абзац пятый подпункта «б» пункта 2.7. Регламента.
На данный нормативный правовой акт внесено требование, которое находится в стадии реагирования.
В рассматриваемый период была также продолжена работа по исключению коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов.
Например, при изучении проекта постановления администрации Тамбовской области «О мерах по реализации Закона области «Об отдельных вопросах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Тамбовской области» (далее – «Проект») выявлены нормы содержащие коррупциогенный фактор.
Проектом предполагается утверждение Порядка организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (далее – «Порядок»).
Разделом 2 Порядка предусмотрено, что для предоставления путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе, требуются следующие документы: справка (сведения) о размере всех видов пенсии и иных выплат, осуществляемых Пенсионным Фондом Российской Федерации или другим федеральным органом (п. 2.2.4.1.), справку (сведения) о размере полученного пособия по временной нетрудоспособности (п. 2.2.4.2.).
Из вышеуказанных формулировок правовых норм неясно в каких органах необходимо получать вышеуказанные справки (сведения) и требуется ли получать указанные документы, если заявитель не является получателем данных выплат.
Указанное с учетом Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96) (далее – «Методика») свидетельствует о наличии в Проекте коррупциогенного фактора предусмотренного п.п. «а» п. 3 «широта дискреционных полномочий» - неопределенность оснований принятия решений.
Кроме того, из анализа норм Порядка невозможно установить наличие у заявителей возможности представления для рассмотрения заверенных копий требуемых документов, что также свидетельствует о наличии коррупциогненного фактора, предусмотренного п.п. «а» п. 3 Методики «широта дискреционных полномочий».
Соответствующая информация в целях недопущения принятия нормативного акта содержащего коррупциогенный фактор была доведена до разработчика.
Приведенные примеры выявленных в процессе антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов) коррупциогенных факторов, свидетельствуют о том, что в случае наличия у субъекта правопримения корыстной или иной заинтересованности изложенные в анализируемых нормативных правовых актах (проектах) ситуации могли привести к различным коррупционным проявлениям.
По итогам проверок в первом полугодии 2021 года органами прокуратуры области принесено 1087 протестов (1055), направлено 682 (650) информации по проектам нормативных правовых актов, внесено 111 (82) требований об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
Случаев отклонения актов прокурорского реагирования по выявленным коррупциогенным факторам не было.
На заседании законодательного органа Тамбовской области требования не рассматривались. В представительных органах местного самоуправления с участием горрайпрокуроров рассмотрено 35 требований.
Фактов рассмотрения требований прокурора об исключении из нормативных актов коррупциогенных факторов без участия сотрудников органов прокуратуры области не имелось.
Ввиду удовлетворения органами власти требований прокуроров основания для направления в суд соответствующих заявлений отсутствовали.
Среди выявленных в текущем году нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы 665 касались прав, свобод и обязанностей граждан; 379 оказания государственных и муниципальных услуг, 125 законодательства о государственной и муниципальной службе.
Возможные причины выявления наибольшего количества коррупциогенных факторов в вышеуказанных сферах законодательства обусловлены в основном тем, что данные правоотношения касались реализации прав и обязанностей граждан, должностных лиц и организаций, то есть областей наиболее подверженных коррупционным рискам. Устранения указанных причин и выявленных коррупциогенных факторов происходило посредством внесения актов прокурорского реагирования в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Все права защищены