Прокурор разъясняет - Прокуратура Тверской области
Прокурор разъясняет
- 11 июня 2025, 16:07
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила).
Согласно пункту 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу.
Корректировка размера платы за коммунальные услуги производится по заявлению потребителя.
Продолжительность и факт временного отсутствия в жилом помещении потребитель обязан подтвердить письменными доказательствами. Пунктом 93 Правил предусмотрено, что в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении, проездные билеты, оформленные на имя потребителя, документы органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания, а также иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия в жилом помещении.
Перерасчет размера платы осуществляется организацией, предоставляющей коммунальные услуги, в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги или в срок, не превышающий 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Результат корректировки платы за коммунальные услуги отражается в платежном документе. Важно отметить, что не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
В случае неудовлетворения требования о пересчете платы за коммунальные услуги потребитель за защитой своих прав может обратиться в суд.
Кроме того, согласно пункту 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Основанием для уменьшения размера оплаты за услуги является акт, составленный между собственником и исполнителем коммунальных услуг, в котором отражены факты оказания услуг ненадлежащего качества.
В акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения качества услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества услуги.
Если в ходе проверки факт нарушения качества услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
На основании изложенного, при соблюдении вышеуказанной процедуры фиксации факта ненадлежащего предоставления или непредоставления услуг потребитель вправе требовать перерасчет.
Прокуратура Тверской области
11 июня 2025, 16:07
Управление по надзору за исполнением федерального законодательства: Порядок перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги, фиксация факта ненадлежащего предоставления услуг.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила).
Согласно пункту 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу.
Корректировка размера платы за коммунальные услуги производится по заявлению потребителя.
Продолжительность и факт временного отсутствия в жилом помещении потребитель обязан подтвердить письменными доказательствами. Пунктом 93 Правил предусмотрено, что в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении, проездные билеты, оформленные на имя потребителя, документы органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания, а также иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия в жилом помещении.
Перерасчет размера платы осуществляется организацией, предоставляющей коммунальные услуги, в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги или в срок, не превышающий 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Результат корректировки платы за коммунальные услуги отражается в платежном документе. Важно отметить, что не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
В случае неудовлетворения требования о пересчете платы за коммунальные услуги потребитель за защитой своих прав может обратиться в суд.
Кроме того, согласно пункту 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Основанием для уменьшения размера оплаты за услуги является акт, составленный между собственником и исполнителем коммунальных услуг, в котором отражены факты оказания услуг ненадлежащего качества.
В акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения качества услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества услуги.
Если в ходе проверки факт нарушения качества услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
На основании изложенного, при соблюдении вышеуказанной процедуры фиксации факта ненадлежащего предоставления или непредоставления услуг потребитель вправе требовать перерасчет.
Все права защищены