Интервью и выступления

Интервью заместителя прокурора Томской области Валерия Александрина областной ежедневной газете «Красное Знамя»
  Текст

 

«Ужесточение наказания оправдано»

Каждый пятый погибает в дорожно-транспортных происшествиях по вине нетрезвых водителей

Проблема безопасности дорожного движения  не теряет своей актуальности. И настоящий бич общества – пьяные за рулем. Сколько по вине нетрезвых водителей в прошлом и в этом году произошло дорожно-транспортных происшествий? Об этом наш разговор с заместителем прокурора Томской области Валерием Александриным.

-Проблема, действительно, актуальная. Автомобиль с точки зрения закона является источником повышенной опасности, и любые ошибки во время вождения сопряжены с опасностью для имущества, жизни и здоровья граждан. В этой связи беспечность и безответственность водителей, которые садятся за руль после нередко изрядного употребления спиртного, недопустимы.
Приводя статистические данные, сразу отмечу, что под «нетрезвыми водителями» следует понимать как лиц, у которых состояние опьянения зафиксировано по результатам прохождения освидетельствования, так и тех, кто не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица и отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Такие водители в прошлом году были виновны в 56 дорожно-транспортных происшествиях, совершенных на территории области, в которых 13 человек погибли и 62 травмированы. В текущем году произошло уже 17 таких аварий, в них трое погибли и 17 получили ранения. Выходит так – каждый пятый погибает в дорожно-транспортных происшествиях по вине нетрезвых водителей. Поэтому эта проблема, безусловно, находится в центре внимания правоохранительных органов региона.
- Валерий Иванович, давайте напомним нашим читателям об ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения.
- Если водитель впервые управлял транспортом в состоянии опьянения, то он подлежит ответственности по статьям 12.8 и 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция этих статей предусматривает штраф в размере 30 тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок до двух лет либо же административный арест до 15 суток.
Повторное совершение аналогичных деяний влечет уголовную ответственность по статье 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. По первой части – если ранее лицо было наказано в административном порядке за нетрезвое вождение, по второй части – если уже имеет за него судимость.
Максимальное наказание по части 1 статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации – до двух лет лишения свободы и обязательное дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок до трех лет. По части второй этой статьи наказание уже строже – до трех лет лишения свободы с лишением водительских прав на срок до 6 лет.
В тех случаях, когда по вине нетрезвого водителя пострадали люди, – ответственность еще строже. Так, если здоровью человека причинен тяжкий вред, виновному грозит лишение свободы на срок от 3 до 7 лет, при смертельном исходе – до 15 лет лишения свободы.
Кроме того, следует напомнить, что в июле 2022 года в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации внесены значимые поправки, касающиеся конфискации имущества. Речь идет о возможности конфискации транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованному им при совершении преступлений, предусмотренных статьями 264.1, 264.2 или 264.3 Уголовного кодекса Российской Федерации. То есть в случае вынесения обвинительного приговора автомобиль, задействованный при совершении названных преступлений, подлежит конфискации – принудительному безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства.
- Стало ли меньше дорожно-транспортных происшествий по вине нетрезвых водителей после того, как заработала норма о конфискации автомобиля?
- Действительно, дорожно-транспортных происшествий по вине нетрезвых водителей в 2023 году меньше, чем в 2022-м (63 против 56). Почти в два раза (с 23 до 13) уменьшилось число погибших, меньше стало пострадавших. Думаю, что на эту статистику положительное воздействие оказали в целом принимаемые правоохранительными органами региона меры. И конфискация транспортных средств, бесспорно, является эффективной мерой профилактики преступлений и иных правонарушений на дорогах, лишая виновных лиц средств  для их совершения в будущем. Однако подчеркну, что говорить о решении проблемы пока рано.
- Валерий Иванович, как на практике назначается наказание за нетрезвое вождение?
- Если говорить о водителях, которые повторно привлекаются к уголовной ответственности за управление транспортом в состоянии опьянения, то если в 2021 году только 41,5 % осужденных направлены в исправительные учреждения, то в 2022 году – 83 %, в 2023 году – 84 %. В текущем году к лишению свободы осуждено 20 лиц, приговоры в отношении двух лиц, которым назначено более мягкое наказание, обжалованы прокурорами в вышестоящий суд по мотиву чрезмерной мягкости назначенного наказания.
Таким образом, повторное привлечение к уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения в подавляющем большинстве случаев приводит к изоляции водителя от общества.
Ужесточение наказания обусловлено общественной опасностью данных деяний. На мой взгляд, именно такое наказание отвечает требованиям справедливости и служит средством предупреждения совершений новых преступлений.
При этом, конечно же, прокуроры по каждому такому делу исходят из конкретных обстоятельств преступления и ориентируют суд на назначение виновным лицам наказания, отвечающего степени общественной опасности содеянного и личности виновного.
Например, в текущем году судом апелляционной инстанции с учетом позиции прокурора отклонена жалоба жителя одного из районов области, осужденного по части 2 статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, который посчитал чрезмерно суровым назначенное ему наказание в виде одного года лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, несмотря на то, что он имел 4 судимости за совершение аналогичных преступлений, ранее отбывал наказание в виде лишения свободы в колонии-поселении и совершил новое преступление спустя всего три месяца после освобождения из исправительного учреждения.
Практика назначения наказания за преступления, предусмотренные частью 1 статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, для лиц впервые привлекаемых к уголовной ответственности является более мягкой. Как правило, в качестве основного наказания назначаются обязательные работы, реже – штраф. Однако это не должно обнадеживать нерадивых водителей, поскольку законодательство предусматривает возможность конфискации их транспортного средства.
При этом если санкция части 1 статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает в том числе наказание в виде штрафа в твердой сумме в размере от 200 до 300 тысяч рублей, то стоимость конфискованного имущества, как правило, гораздо выше.
Например, в текущем году вступили в законную силу приговоры, согласно которым конфискованы такие автомобили, как Hyundai Creta, Hyundai Accent, Nissan X-Trail. Всего в прошлом году конфисковано 131 транспортное средство, то есть конфискация применялась практически по каждому третьему делу, в текущем году – 51, то есть уже по каждому второму делу.
- А как определяется, кому принадлежит транспортное средство и можно ли его конфисковать?
- Факт принадлежности обвиняемому транспортного средства, использованного при совершении преступления, относится к тем обстоятельствам, которые обязательно должны быть установлены судом на основе исследованных в судебном заседании доказательств. Например, это могут быть показания свидетелей, документы, подтверждающие приобретение имущества, и другое.
При этом по смыслу закона принадлежащим обвиняемому следует считать имущество, находящееся в его собственности, а также в общей собственности обвиняемого и других лиц, в том числе в совместной собственности супругов. Иными словами, транспортное средство может быть конфисковано и в том случае, если собственником является супруга осужденного.
На возможность конфискации транспортного средства не влияет наличие обременений, например, нахождение в залоге у банка, в случае если транспортное средство приобретено на заемные средства, равно как и факт отсутствия регистрации в ГИБДД.   
- На какие уловки идут виновные, чтобы сберечь свои транспортные средства от конфискации?
- В практике встречаются случаи, когда виновным в суд предоставляется договор купли-продажи транспортного средства, согласно которому автомобиль якобы продан до совершения преступления, буквально накануне. Как правило, такие договоры заключаются с родственниками, свойственниками или знакомыми.
Однако в тех случаях, когда представленные обвиняемым сведения об отчуждении транспортного средства, использованного при совершении такого преступления, опровергаются исследованными материалами дела и судом будет установлено, что транспортное средство продолжает принадлежать обвиняемому, транспортное средство также подлежит конфискации.
Применяется конфискация и в том случае, когда виновное лицо переоформило транспортное средство на иное лицо уже после совершения преступления.

 

Распечатать